АО «Алтайский моторный завод» (АМЗ) завершает конкурсное производство в рамках банкротства. Как следует из картотеки арбитражного процесса, процедура закончилась погашением большей части долгов, и вскоре акционерное общество ликвидируют. На самой производственной площадке некогда одного из крупнейших предприятий края работа продолжается, несмотря на реализацию активов по итогам торгов - они, похоже, далеко в итоге не «ушли».
Процедура банкротства АО «АМЗ» была инициирована в 2018 году по иску сразу нескольких кредиторов, в том числе налоговой службы, АО «Алтайэнергосбыт», ООО «Миконт» и ряда других. На тот момент задолженность предприятия перевалила за 250 млн рублей. Банкротом его признали в апреле 2019 года. Позднее реестр требований пополнился, и к концу 2021 года его объем составлял 431,123 млн рублей, из которых на тот момент не было погашено 178,160 млн рублей, следует из материалов процесса. 21 апреля 2022 года арбитраж по итогам отчета конкурсного управляющего Игоря Протасова вынес решение о завершении конкурсного производства.
В ходе процедуры АМЗ погасил 253,706 млн рублей долгов, большую часть суммы удалось выручить при реализации имущества и взыскании дебиторской задолженности. В итоге удалось закрыть первые три очереди реестра требований кредиторов, а пятую (в нее включены текущие требования) лишь частично. Спустя 30 дней после принятия решения в специальный орган по госрегистрации юрлиц будет направлено уведомление, после чего должника ликвидируют. Затем официально конкурсное производство будет считаться завершенным.
При этом сам арбитражный процесс на этом не закончится, поскольку еще будет рассмотрена жалоба ФНС о признании незаконными действий конкурсного управляющего. По мнению налоговой, они выразились в представлении в отчете неполных и недостоверных сведений о текущих обязательствах АО, непринятии своевременных мер по взысканию дебиторки на 9,361 млн рублей и 6,329 млн рублей. Помимо этого, он должен был оспорить сделки, в результате которых 12,787 млн рублей должны были включить в конкурсную массу и распределить между кредиторами по очередности. На деле же эти деньги ушли конкретным организациям через третьих лиц с нарушением очереди, минуя расчетный счет АМЗ, заявила налоговая служба. 5 мая эту жалобы должны были рассмотреть, но о результатах пока неизвестно.
Напомним, что финансовые проблемы начались на «Алтайском моторном заводе» на фоне общего плачевного состояния материнского чувашского концерна «Тракторные заводы», хотя негативные настроения на краевом предприятии начались еще в «нулевых». Данный холдинг приобрел АО «АМЗ» в 2006 году. В 2016-2018 годах его спасали силами федералов. Госкорпорация «ВЭБ.РФ» пошла по «дефолтной стратегии», решив обанкротить большинство дочерних структур, выкупить предприятия гособоронзаказа и передать их в управление Ростеху. Гражданский же дивизион вытаскивали частные инвесторы.
В настоящий момент на мощностях АМЗ работает ООО «Алтайский моторостроительный завод», но уже в меньших объемах производства. В настоящий момент обществом руководит Александр Попов. На 99,99 % оно подконтрольно ООО «Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн Тракторные заводы» (МИГ КТЗ). Еще 0,1 % АМЗ принадлежит ООО «Черта», 100 % которого также владеет концерн. Гендиректором МИГ КТЗ является Андрей Водопьянов, который в 2019 году приезжал в Алтайский край и обсуждал с губернатором Виктором Томенко судьбу трудового коллектива завода. После этого в июне у АМЗ и появилось ООО.
Учредителями самого концерна является Помавия Холдинг Лимитед (0,99 % - 674,9 млн рублей) и ООО «Проминвестфонд» (99,01 % - 67,3 млрд рублей). Последнее возглавляет Алексей Заиченко, а подконтрольно оно полностью вышеуказанному держателю меньшей доли. Помавия Холдинг Лимитед – это кипрский офшор. Доли прежних совладельцев – юридических и физических лиц - в МИГ КТЗ долгое время находились в залоге у ВЭБ.РФ и ООО «КТЗ», которое было частью старого концерна. Сейчас оно через ряд лиц аффилировано с крупным российским бизнесменам из сферы металлургии и производства рельсового транспорта, в том числе связанным с АО «Трансмашхолдинг». Любопытно, что именно с этой группой изначально планировалась интеграция АМЗ, о чем речь шла еще в 2018 году.
Как упоминалось выше, погасить большую часть долгов «Алтайского моторного завода» удалось за счет реализации имущества. Речь шла о ДК «Моторостроителей» на улице Германа Титова, 50 «А», а также строениях предприятия, инструментах, инженерных коммуникациях и другом движимом имуществе на площадке на проспекте Космонавтов. В итоге здание ДК досталось индивидуальному предпринимателю Антону Переверзеву из Барнаула за 50,3 млн рублей. Второй лот выкупило ООО «Актив» из Москвы за 155 млн рублей. При этом изначальная стоимость этих объектов была в разы выше.
Что касается «Актива», то им управляет ООО «УК «Транспортное машиностроение». Оно же имеет 0,1 % в уставном капитале этого общества, а 99,9 % принадлежит ООО «ХК «Транспортное машиностроение». Ранее последнее носило название «ХК «КТЗ». Сейчас им на 99 % владеет кипрский Промактив Холдингс Лимитед, а его предшественником до сентября 2021 года был Промтрактор Холдингз Лимитед.
Судя по материалам процедуры банкротства АМЗ, «Актив» также выступал одним из кредиторов и требовал 33,2 млн рублей. Право требования общество получило от ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» (ЧАЗ), которому алтайское предприятие задолжало за два договора поставки и за аренду. «Актив» приобрел данное имущество и получил право требовать за него деньги. Эти требования были включены в третью очередь и были удовлетворены. ЧАЗ ранее также входил в КТЗ, а сейчас находится в процедуре конкурсного производства. В настоящий момент «Активу» принадлежит 99 % уставного капитала ООО «ПК «ЧАЗ». Помимо этого, он владеет долями ряда других организаций, в том числе ООО «Технологии производства». Оно зарегистрировано в городе Канаш Чувашской Республики в том же строении, где в соседних кабинетах находится ООО «КАВАЗ», которое принадлежит МИГ КТЗ.
В конце апреля Минпромэнерго Алтайского края сообщило, что АМЗ планирует выпускать двигатели для челябинских тракторов. Переговоры на эту тему прошли между гендиректором моторостроительного завода и руководством «ЧТЗ-Уралтрак». В свою очередь челябинский тракторный завод может начать производить комплектующие для двигателей АМЗ.
06.05.2022 11:38
08.05.2022 14:41