Губернатор Алтайского края Виктор Томенко и глава холдинга «Новапорт» Сергей Рудаков 14 марта подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта в аэропорту Барнаула. Несмотря на падение потока пассажиров из-за пандемии и текущие экономические трудности, компания заявила, что сохраняет планы по развитию комплекса, в том числе по строительству нового объекта. Поскольку аэровокзал никогда не был ориентирован на международные перевозки, и теперь такие перспективы еще более туманны, Рудаков уже назвал этот терминал «российским». Сохраняются и заявленные ранее параметры сделки по изменению структуры собственности аэропорта: «Новапорт» в результате допэмиссии должен получить 75 % минус одну акцию. Против таких параметров сделки ранее неоднократно высказывалась транспортная прокуратура, в последний раз — на прошлой неделе, сообщает «Коммерсантъ».
14 марта в Алтайском крае состоялась церемония подписания инвестиционного проекта о развитии и реконструкции аэропорта Барнаула между правительством региона и холдингом «Новапорт». В своем выступлении губернатор Виктор Томенко отметил, что проработка условий соглашения велась долго и скрупулезно. За это время началась пандемия ковида, которая нанесла серьезный удар по отрасли авиаперевозок и привела к падению пассажиропотока. В связи с этим показатели деятельности обслуживающего аэровокзал АО «Авиапредприятия «Алтай» значительно снизились в 2020 году. По мнению главы региона, заниматься перераспределением акционерного капитала и реализацией крупных вложений в этот период было бы несвоевременно и некорректно. В 2021 году наблюдалось возвращение к докризисным результатам по потоку пассажиров на уровень свыше 500 тысяч, но в финансовом плане еще оставались нерешенные вопросы.
В итоге власти подготовили документы, провели необходимые согласования и обсуждения и вышли на подписание договора с инвестором. «Мы получим современный аэропорт. Более чем в два раза увеличим его мощности по обслуживанию пассажиров. Конечно, сделаем его современным комфортным для наших сибирских условий, а также будем иметь определенные возможности, перспективы для дальнейшего увеличения мощностей», - сказал губернатор.
Гендиректор «Новапорта», Сергей Рудаков в свою очередь добавил, что обсуждение проекта велось на фоне серьезных событий, которые происходят и сейчас. Несмотря на возможные трудности, глава холдинга заявил, что все оговоренные условия будут выполнены, хотя придется подстраиваться под новые реалии. «Я подписываюсь под инвестиционными обязательствами, что все, что мы сегодня подпишем, будет реализовано в срок и в соответствующем качестве. Есть вещи, которые подсказывают нам, что это будет сделать несложно. Холдинг большой, согласно постановлению правительства, входит в перечень системообразующих предприятий. Я полагаю, что пока мы с вами будем проектировать, аэропорт Барнаула структурируется в процентах таким образом, что попадет под аффилированную организацию холдинга и тоже станет системообразующим», - сказал руководитель компании. По его словам, переход аэропорта под контроль «Новапорта» позволит получить кредит по ставке до 10 %, на средства которого и будет происходить развитие.
Говоря о пассажиропотоке, Сергей Рудаков обратил внимание на проблему с самолетами. Дело в том, что немалая часть парка российских авиакомпаний взята в лизинг у иностранных компаний, которые также ограничили обслуживание и поставку комплектующих. Как отметил руководитель холдинга, большинство экспертов сложившуюся ситуацию пока не понимают, но выход, вероятно, есть. «Я на постоянном контакте с руководителями крупнейших авиакомпаний, сам в чем-то разбираюсь. Полагаю, что решение будет найдено». По словам главы «Новапорта», потеря Европы как направления для полетов почти никак не скажется на проекте барнаульского аэропорта, поскольку основной поток пассажиров внутренний. О строительстве международного сектора в Алтайском крае говорили еще с 1990-годов. Теперь же он будет «российским», как его назвал спикер.
Рудаков пояснил, что итоговое соглашение привязано к площади аэровокзала, а не к сумме вложений, поскольку сейчас прогнозировать финансовую составляющую проблематично. В первой очереди проекта планируется построить объект площадью 8,5 тысяч кв. м. В настоящий момент он может стоить порядка 4,5 млрд рублей, но все может измениться. При этом изначально в 2020 году называлась сумма вложений в 3 млрд рублей. Резюмируя, гендиректор подчеркнул, что проблем для реализации не видит.
После торжественного подписания соглашения Виктор Томенко рассказал, что сейчас основной задачей «Авиапредприятия «Алтай» является продолжение работы и обслуживание пассажиропотока на уровне 500 тысяч в год. Он не исключил, что складывающаяся обстановка может скорректировать ситуацию, но нормальное функционирование стоит во главе угла при управлении аэропортом. По словам губернатора, после заключения договора с инвестором начнется работа по дорожной карте, в том числе связанная с дополнительным выпуском акций управляющей компании примерно на 800 млн рублей для продажи их «Новапорту» и составлением проекта терминала. Средства поступят на счет самого аэропорта, за их счет и начнется реализация соглашения, а остальные деньги инвестор возьмет в кредит. Предполагается, что новое здание позволит обслуживать более 1 млн человек в год. Возведение начнется спустя два года после завершения стадии проектирования, и не позднее 2026 года здание уже введут в эксплуатацию.
Сергей Рудаков также обрисовал свое видение будущего авиаперевозок в Алтайском крае. Он обратил внимание, что за год пандемии поток пассажиров практически удалось восстановить только за счет внутренних направлений. Это частично подготовило аэропорт Барнаула к работе в новых реалиях. «У нас с вами ни Праги, ни Мюнхена и так не было. У нас с вами 500 тысяч российских пассажиров, может быть, немного Турция», - отметил гендиректор «Новапорта». Сейчас основным вопросом, по его мнению, является проблема с самолетами у авиакомпаний, которая в любом случае решится.
Он также успокоил руководителей «Авиапредприятия «Алтай», которые беспокоятся о том, что инвестор найдет им замену. Со слов спикера, холдинг не планирует кадровых перестановок и намерен оставить текущий состав управленцев.
Между тем на прошлой неделе в адрес начальника регионального управления имущественных отношений (Алтайкрайимущества) Александра Теплова поступило письмо Барнаульской транспортной прокуратуры, сообщает «Коммерсантъ». В нем сообщается, что ведомство провело проверку по факту возможного отчуждения акций АО «Авиапредприятие «Алтай» без проведения публичных торгов и пришло к выводу, что размещение допэмиссии с последующим отчуждением акций «Новапорт холдингу» и снижением доли Алтайского края в уставном капитале авиапредприятия с 52 % до 25 % плюс одна акция будет противоречить требованиям ФЗ № 178 (о приватизации). В краевом правительстве получение письма от прокуратуры подтвердили, пояснив, что это не первое такое уведомление ведомства. Однако с применением в данном случае статьи о приватизации власти не согласны.
Адвокат КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин, отметил, что ведомство ссылается на п. 4 ст. 40 178-ФЗ, который применяется к акционерным обществам, созданным в результате приватизации. «Одним из способов приватизации по закону считается внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы АО. Несмотря на то, что в результате такой процедуры государство может стать фактическим собственником компании, если получит более половины акций, формально это все равно считается приватизацией», — отмечает он. При этом сократить долю государства меньше чем до 50 % плюс один голос путем допэмиссии по закону в данном случае нельзя, считает юрист. «Такая допэмиссия, хотя и может изменить соотношение долей владельцев акций, не считается способом приватизации, а значит, могла бы использоваться для обхода положений закона», — поясняет адвокат. Правовым последствием попытки совершения такой схемы, по его словам, обычно является отказ в госрегистрации дополнительного выпуска акций. Попытки оспорить отказ в суде, как правило, не заканчиваются успехом, отметил Бахилин. «Поскольку здесь речь идет о смене фактического владельца компании, то должен применяться один из способов приватизации, предусмотренных законом. Можно, например, сделать это путем проведения аукциона, на что и обратила внимание прокуратура в своем письме», — считает адвокат.
Стоимость приобретаемой «Новапортом» доли в 800 млн рублей, с учетом того, что она приобретается в условиях допэмиссии, главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает «соответствующей рыночным реалиям»: «Полагаю, что в текущих экономических условиях рассчитывать на более высокую цену в рамках открытого конкурса было бы бессмысленно». Заявленные планы по срокам и объему инвестиций аналитик считает выполнимыми «в случае отсутствия проблем с наличием и стоимостью применяемых стройматериалов и технологий» и с учетом опыта «Новапорта», информирует «Коммерсантъ».
Фото: правительство Алтайского края
15.03.2022 09:36
15.03.2022 09:46
15.03.2022 09:47
15.03.2022 09:51
15.03.2022 09:54
15.03.2022 11:11
одни говорят можно , другие нельзя
Петрович за откат ва-банк лошадью
ход делает ?
15.03.2022 17:10
15.03.2022 18:43
таки Петрович - это рисованый персонаж либерального психиатора Бильжо - это он так над русскими потешается
а про чо заподозрило ?
15.03.2022 19:05
15.03.2022 13:47
16.03.2022 12:33
И что? Прививки, не прошедшие ничего, почти насильно вливали в людей и даже не все померли, а тут какие-то неготовые самолёты. Летать!
Заодно и испытаем.