Власти могут передать холдингу «Новапорт» контроль над управляющей компанией аэропорта Барнаула АО «Авиапредприятие «Алтай» уже в этом году. Сделка стоимостью в 600 млн рублей позволит приступить к дорогостоящему строительству нового терминала, которое невозможно провести за счет своих средств и без помощи бизнеса. Детали соглашения обсудили губернатор Виктор Томенко и члены правительства на заседании 19 февраля.
Основные тезисы обрисовал глава краевого Минтранса Александр Дементьев. Он рассказал, что за последние годы поток пассажиров в барнаульском аэропорту значительно увеличился, и на 2019 год составил порядка 532 тысяч человек. В связи с этим аэровокзалу требуется увеличение пропускной способности в 2-3 раза, что можно обеспечить за счет строительства нового терминала площадью около 8,5 тысяч кв. м. Его стоимость оценивается в 3 млрд рублей. В данный момент «Авиапредприятие «Алтай» не имеет таких денег, несмотря на положительные финансовые показатели. Министр отметил, что годовая прибыль аэропорта составляет порядка 50-80 млн рублей, часть которых расходуется на обеспечение текущей деятельности.
В качестве одного из возможных вариантов решения вопроса правительство рассматривало привлечение кредита. Однако, со слов Дементьева, «Авиапредприятие «Алтай» может позволить себе кредитную нагрузку на сумму не более 600-700 млн рублей, а в случае предоставления государственной гарантии - до 1,2 млрд рублей, что составляет лишь треть от необходимых средств. Поэтому было решено проработать вопрос о привлечении бизнеса. В этой ситуации инвестором может выступить холдинг «Новапорт», который владеет 156 492 акциями предприятия (48 %). 169 533 акций принадлежит Алтайскому краю (52 %). В ходе переговоров с компанией было предложено инвестиционное соглашение, в рамках которого уставный капитал «Авиапредприятия «Алтай» будет увеличен путем дополнительной эмиссии 352 106 акций.
Проектом соглашения предполагается, что выпущенные акции по рыночной цене выкупит «Новапорт», после чего его доля в уставном капитале составит 75 % минус одна акция. Доля Алтайского края в таком случае будет составлять 25 % плюс одна блокирующая акция. Глава Минтранса уточнил, что это позволит вести дальнейшую деятельность и контролировать реализацию инвестиционного проекта, то есть строительство нового терминала.
Отвечая на уточняющие вопросы губернатора, Дементьев пояснил, что на подготовку всех документов, выпуск акций и другие моменты может уйти около шести месяцев. Если стороны выйдут на заключение соглашения, то за это время будет необходимо провести оценку рыночной стоимости одной акции. По словам начальника Управления имущественных отношений Алтайского края Елены Зинковой, по последним оценкам, рыночная цена одной ценной бумаги авиапредприятия составляла 1912 рублей. Таким образом, сумма сделки может составить порядка 600-700 млн рублей.
При этом средства от выкупа ценных бумаг «Авиапредприятия «Алтай» поступят на счет данного юрлица, что позволит приступить к реализации инвестпроекта. К этому времени уже будет готова проектно-сметная документация на строительство терминала, разработка которой планируется в течение периода подготовки соглашения. В таком случае к строительству могут приступить уже в 2021 году, а ввод нового здания может состояться к весне 2023 года. На время реализации проекта доля акций после эмиссии в пользу «Новапорта» остается в залоге у Алтайского края. Это позволит контролировать процесс, и в случае, если инвестпроект сорвется, выкупить акции обратно по цене вдвое меньше рыночной, пояснил Александр Дементьев. «То есть 300 миллионов нам, если что, надо готовить», - обозначил Виктор Томенко «на всякий случай».
В ходе заседания правительства губернатор прояснил, что в результате такой сделки «край ничего не теряет и пока ничего не приобретает», поскольку рассчитана она на перспективу. «В случае, если инвестиционный проект реализуется, то мы будем владеть одной четвертью акций в хорошем предприятии с хорошими перспективами финансовой деятельности. Но пока как 169 тысяч акций у нас было, так они и продолжают оставаться. Но общество стало теперь богаче, у него на счете появится сколько-то денег, плюс обязательства контролирующего акционера. Плюс его обязательства еще привлечь заемные деньги и превратить их в какую-то недвижимость, которая даст возможность зарабатывать, а своим клиентам обеспечить комфортные перелеты. Вот смысл происходящего, мы должны про это с вами обязательно говорить. Потребуется, наверное, еще дополнительно это растолковывать. Потому что слухами земля полнится. Тут уже и распродажа имущества края обсуждается в разных сетях и прочие инсинуации», - объяснил губернатор.
Очевидно, глава региона имел в виду анонимные информационные атаки на готовящуюся сделку. Так, в Сети ходит документ, якобы подготовленный в формате аналитической записки о последствиях увеличения доли «Новапорта». В нем, в частности, предрекается вывод кредитных средств, сокращение персонала, снижение статуса аэропорта Барнаула до «запасного аэродрома» и другие негативные сценарии. По сведениям ИА «Банкфакс», этот документ отдельные интересанты пытались выдать СМИ за реальную аналитику, хотя, ознакомившись с текстом, возникает множество вопросов о его аутентичности и квалификации составителей. Кроме того, в Сети появилась анонимная петиция против эмиссии акций в пользу «Новапорта», которая за неделю собрала около 330 подписей. Наблюдатели полагают, что за этими действиями может стоять нынешнее руководство аэропорта, которое опасается за свое положение после изменения структуры собственности и влияет на позицию рядовых работников.
Гендиректор «Новапорта» Сергей Рудаков на заседании правительства фактически ответил недоброжелателям и рассказал, какие перспективы развития на самом деле ожидают аэропорт Барнаула под патронажем холдинга. По его словам, компания готова взять кредит на строительство нового терминала, который в данный момент авиапредприятие себе позволить не может. Сергей Рудаков подчеркнул, что по такой схеме недавно уже прошла модернизация ряда региональных аэропортов, например в Томске, где местное правительство ранее заключила похожее соглашение. «По Барнаулу совершенно понятно, что если мы приобретаем актив, он должен возвращать деньги. Мы с вами не можем запроектировать бизнес-процесс, который приведет к провалу, потому что в нем участвует и государство, и эффективный холдинг. Мы с вами в одинаковой страховочной ситуации. Правда, если у меня что-то не получится, я потеряю деньги, а если у вас, то с вас начнут спрашивать, как поступили с государственной собственностью. Разная ответственность, но мы с вами в одной лодке», - сказал Сергей Рудаков, обращаясь к губернатору и членам правительства.
Кроме того, он назвал и другую выгоду, которую смогут извлечь власти и граждане. Бизнесмен подчеркнул, что холдингу намного проще развивать сеть маршрутов, поскольку он работает напрямую с авиаперевозчиками, а у директоров аэропортов такого ресурса нет. По словам гендиректора «Новапорта», холдинг может повлиять и на цену билетов. «Ценовая политика – это часть очень серьезной работы холдинга. Когда в Москве находится три компании: «Аэрофлот», «Сибирь» и «ЮТэйр», можно увидеть эконом-класс за 40 тысяч рублей. Как только запускаешь «Победу», у нее по две тысячи рублей, и у всех по две. Все говорят: «Зачем ты пустил «Победу»?», - я знаю зачем. Пассажиров прибавилось у всех, а качество не изменилось», - пояснил Сергей Рудаков.
Также он добавил, что реализацией инвестсоглашения будет заниматься подрядчик «Новапорта», который зарегистрирует в Барнауле свой филиал, что позволит создать новые рабочие места. При этом закупать материалы при равных рыночных условиях он должен будет в Алтайском крае, что будет контролироваться властями и привлечет дополнительные налоговые поступления в бюджет. Вместе с тем, рабочие места появятся при вводе нового терминала, где могут открыться, например, рестораны и прочие торговые точки. «Кто отвечает за то, что деньги вернутся и за бизнес-процесс? Я с директором аэропорта. Был ли у меня аэропорт, который я загубил? Пока не было», - с уверенностью заключил Сергей Рудаков.
В завершении губернатор Виктор Томенко призвал членов правительства поддержать данную сделку и поручил организовать рабочую группу во главе с зампредом правительства Александром Климиным, в которую войдут представители «Новапорта» и депутаты АКЗС. Примечательно, что никто из представителей «Авиапредприятия «Алтай» на заседании не выступил.
Напомним, что о развитии барнаульского аэропорта власти говорят уже давно. Например, аэровокзал уже почти 30 лет ждет обещанный международный терминал. Известно, что правительство Алтайского края вступило в переговоры с «Новапортом» еще в марте этого года. Тогда фирма была готова выкупить акции авиапредприятия, остающиеся в собственности региона. Как можно понять, итоговая сделка может пройти на совершенно других условиях.
19.02.2020 18:02
19.02.2020 18:14
19.02.2020 20:38
19.02.2020 21:05
19.02.2020 22:19:46
20.02.2020 00:53:51
20.02.2020 19:35