Власти Алтайского края не имеют планов по восстановлению аэропорта в Бийске и считают это нецелесообразным, несмотря на продвижение туристических проектов, требующих сопутствующего развития транспортной инфраструктуры. Об этом в ответе на запрос «Банкфакса» сообщили в региональном управлении по туризму. Большая часть акций управляющей компании ОАО «Бийский аэропорт» находится в руках ряда юрлиц, которые аффилированы со структурами алтайского бизнес-семейства Шамковых. Связанное с ним руководство в годовых отчетах декларирует, что якобы нацелено на восстановление авиасообщения, но на деле на протяжении последних 13 лет ждет частных инвестиций и государственных вложений. Судя по тому, что в прошлом году с баланса акционерного общества были списаны последние активы, выжидательная позиция результатов не принесла, в связи с чем, вероятно, встал вопрос о дальнейшем существовании организации. При этом чиновники об этом не в курсе и прямо открещиваются от некогда востребованного транспортного узла, несмотря на то, что часть ценных бумаг пока принадлежит региону.
Аэропорт Бийска, пребывающий в забвении и деградации в течение последних лет, периодически всплывает в инфополе. У многих гостей и жителей Алтайского края возникает резонный вопрос о том, по какой причине столь важный инфраструктурный объект находится в таком состоянии. Обсуждение этой темы актуализировалось на фоне скандальной отмены рок-фестиваля «Ветер Сибири», который должен был состояться на этой площадке. Гражданская авиация в наукограде некогда была довольно востребована и обслуживала не только внутрирегиональные, но и международные направления со странами ближнего зарубежья. Авиасообщение в наукограде пришло в упадок в «нулевых». Со временем взлетно-посадочная полоса аэропорта износилась до состояния, при котором ее дальнейшая эксплуатация была опасна. В последний раз самолеты здесь садились в 2009 году и то по острой необходимости: тогда здесь базировалась авиагруппировка МЧС, участвовавшая в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
О необходимости реконструкции объекта региональные власти говорили еще с 2007 года в контексте только зарождавшегося плана по созданию особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». Ремонт аэропорта и взлетно-посадочной полосы изначально был включен в проект обустройства ОЭЗ, а его стоимость оценивалась в 1,8 млрд рублей с небольшой долей софинансирования со стороны краевого бюджета. Однако эти планы так и не воплотились в жизнь.
Впоследствии чиновники чуть ли не ежегодно анонсировали планы восстановления аэропорта Бийска, но попытки найти заинтересованных в этом инвесторов успехом не увенчались. В то же время власти утверждали, что интересанты у этого проекта есть. В тот период основной упор делался на то, что аэровокзал может стать главными воздушными воротами в «Бирюзовую Катунь», а в дальнейшем в игорную зону «Сибирская монета» и Белокуриху. Тогда же, кстати, активизировались разговоры о необходимости расширения Чуйского тракта до четырех полос, которые начали реализовываться только в последние годы. Предполагалось, что восстановление авиасообщения позволит разгрузить сложную трассу.
Позднее стало ясно, что федеральные ведомства утратили интерес к реконструкции бийского аэропорта, пролоббировать эту идею в Москве не удалось. В 2013 году его имущество в виде взлетной полосы, рулежных дорожек, перронов и стоянки судов передали в собственность Алтайского края, что формально дало возможность региону инвестировать бюджетные деньги, но из-за ограниченности краевых ресурсов этого так и не произошло. Дальнейшие попытки найти инвесторов также не дали результата. В последний раз активность в этом направлении в 2017 году проявляло АО «Аэропорт Толмачево», руководство которого было готово вложить 250 млн рублей в реконструкцию терминала, но при условии, что со стороны властей будет восстановлена ВПП. Ответного предложения публично не прозвучало.
С годами стоимость возрождения аэровокзала в планах краевых чиновников росла и достигла 3 млрд рублей, а заявления о том, что оно начнется «в этом году», продолжались. В 2017 году занимавший пост губернатора Алтайского края Александр Карлин все еще не оставлял надежд. В одном из интервью он заявил, что бийский аэропорт позволит алтайскому туризму конкурировать с мировым. «Как только будет введен в эксплуатацию аэропорт в Бийске, мы точно создадим вторые Карловы Вары», - говорил он, отвечая на вопрос о том, когда Белокуриха выйдет на уровень зарубежных курортов.
Стоит отметить, что параллельно с этими заявлениями из федерального бюджета выделялись крупные суммы на реконструкцию аэропорта Горно-Алтайска, который стал активно развиваться при участии государства и частных инвесторов. В настоящее время им владеет АФК «Система», которая заинтересована в его развитии в том числе из-за собственных туристических активов на территории Республики Алтай. Интересно, что когда-то этот аэровокзал считался главным конкурентом бийского, а уже сегодня борется за статус лидера с аэропортом Барнаула, на фоне крайне инертного развития последнего на протяжении последних лет. Причем по итогам рабочей поездки премьер-министра РФ Михаила Мишустина горно-алтайский порт получил новую порцию господдержки.
После смены руководства в Алтайском крае заявления о перспективах бийского аэропорта прекратились. Отношение к этой идее поменялось, в словах профильных чиновников появились сомнения в целесообразности и перспективности восстановления авиасообщения в этом направлении. В то же время в актуальной стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года упоминается малая авиация, в частности, восстановление аэропорта Бийска, а кроме него – Рубцовска и Славгорода. В этом же документе отмечается, что одним из главных препятствий для развития туризма по-прежнему является низкая транспортная доступность основных туркластеров.
Несмотря на все несбывшиеся обещания, сегодня планы по созданию воздушных ворот туристического Алтая представляются все более актуальными. Туристические объекты, которые в «нулевых» были лишь на бумаге, в настоящий момент уже работают, а проблема с транспортной доступностью так и осталась нерешенной. Считает ли правительство Алтайского края возрождение аэропорта Бийска важным и востребованным в контексте развития туристической инфраструктуры, до этого момента было неочевидно. «Банкфакс» поинтересовался об этом у регионального управления по туризму, и ответ на запрос оказался более чем однозначным. Чиновники отметили, что главные туристические объекты края, такие как «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета» и санатории Белокурихи, имеют две точки авиасообщения - аэропорты Барнаула и Горно-Алтайска. Они добавили, что восстановление бийского аэропорта могло бы дополнить транспортную инфраструктуру региона, но большого смысла в сложившейся ситуации в этом нет, и существенного влияния на развитии туристической сферы он бы не оказал.
Ведется ли сегодня обсуждение возрождения аэровокзала наукограда в других ведомствах, неизвестно. Чтобы уточнить эту информацию, «Банкфакс» направил запрос в Минтранс Алтайского края. Планировалось выяснить, как чиновники участвуют в судьбе аэропорта и видят ли в нем какие-то перспективы. В ведомстве лишь сообщили, что акции ОАО «Бийский аэропорт» ему не принадлежат, а другие вопросы проигнорировали, отметив, что ценные бумаги (5,1 %) находятся у управления имущественных отношений региона. В самом же Алтайкрайимуществе в ответе на запрос редакции заявили, что за координацию и регулирование деятельности ОАО отвечает краевое министерство транспорта и предложили задавать вопросы ему. Иными словами, указывая друг на друга, обе структуры открестились от аэропорта.
Любопытно, что на фоне многолетних несбывшихся обещаний прежние и нынешние власти ни разу публично не поднимали вопрос об участии в восстановлении аэропорта его собственников. Если основная инфраструктура принадлежат краю, то другие объекты аэровокзального комплекса, в частности, само здание терминала, относятся к юрлицу ОАО «Бийский аэропорт».
История участников этого акционерного общества полна хитросплетений. «Банкфаксу» удалось выяснить, что их состав за годы в основе своей почти не менялся. В «летные» времена за производственную деятельность отвечал филиал АО «Авиапредприятие «Алтай» - компании, которая по сей день управляет аэропортом Барнаула. До 2007 года контрольным пакетом бийского аэровокзала владел экс-депутат регионального парламента, некогда известный бизнесмен, а впоследствии банкрот Валерий Пекарский. Сообщалось, что он продал свои 52 % ценных бумаг ООО «АРТИ», связанному с бизнесом его коллеги-парламентария Юрия Шамкова. Сам Пекарский тогда отмечал перспективность инвестирования в этот актив и предполагал, что новый совладелец в этом поучаствует. Шамков в свою очередь говорил, что край в ближайшие годы ждет «инвестиционный бум» на фоне развития туризма, которое должно оживить и аэропортовую деятельность.
Судьба акций ОАО «Бийский аэропорт» после этих событий долгое время оставалась без внимания. В 2016 году стало известно, что ООО «Барнаульская пищевая компания» (БПК) продало свои 23,5 % бумаг доселе неизвестному ООО «Дельта плюс», которое зарегистрировано на проспекте Космонавтов, 14 в Барнауле. Согласно списку аффилированных лиц бийского аэропорта от 2009 года, БПК стало акционером в 2007 году. В тот же момент обладателем 28,6 % ценных бумаг стало и ООО «АТИ-Маркет», также являющееся активом бизнес-клана Шамковых. Есть основания полагать, что и БПК могла быть аффилирована с его структурами. Так, до ликвидации пищевой компании в 2018 году ее собственницей была Лариса Белоусова. На сегодняшний день она контролирует ООО «АСА» (директор Сергей Шардаков). Ранее это общество называли одним из собственников объектов инфраструктуры бийского аэропорта наряду с ООО «АВЗ» (учредитель и руководитель Анатолий Заря). Обе фирмы зарегистрированы на Космонавтов, 14 в Барнауле, также как «Дельта плюс», БПК, «АТИ-Маркет» и другие бизнес-активы Шамковых.
Что касается других акционеров, то информация о них обрывочна. Известно, что ранее 15,8 % акций ОАО принадлежало ООО ПО «Железобетон им. В.М. Мозырского». С февраля 2020 года это бийское предприятие признано банкротом, после чего началась процедура конкурсного производства, в ходе которой были проведены инвентаризация и оценка имущества должника. В отчетах, опубликованных конкурсным управляющим на портале Федресурс, не упоминалось о наличии у общества акций бийского аэропорта, в числе выставленных на продажу активов их также не было, однако в последнем годовом отчете ОАО «Бийский аэропорт» указано, что пакет остается у данного ООО. Также известно, что 5,2 % бийского аэровокзала принадлежало ФКП «Бийский олеумный завод». В 2020 году его реорганизовали и присоединили к ФКП «Завод им. Свердлова» из Нижегородской области, в связи с чем он утратил самостоятельность. В годовом отчете аэропорта говорится, что акции перешли к головной структуре. Еще около 1 % (70 157 штук) находилось в собственности бийского АО «БПО Сибприбормаш». В 2019 году он выставил их на продажу с начальной ценой в 272 860 рублей. Об их судьбе информации нет. Доля правительства региона в ОАО составляет 5,1 %. Власти внесли ее в прогнозный план приватизации на период 2021-2023 годов и планируют продать. До настоящего момента торги объявлены не были.
Состав совета директоров ОАО «Бийский аэропорт» многократно менялся. но в него постоянно входили лица, так или иначе аффилированные с Шамковым, который сейчас возглавляет Общественную палату Алтайского края и региональную федерацию гребли. Единственным бессменным членом совета является упомянутый выше Сергей Шардаков (директор «АСА» - собственник части объектов аэровокзала). С 2017 по 2019 год он же возглавлял мажоритария аэропорта - «АТИ-Маркет». В настоящий момент директором последнего значится Галина Мезенцева. Основным учредителем выступает Юрий Шамков, имеющий 40 % уставного капитала, его сыновьям Артему и Михаилу, а также супруге Антонине принадлежит по 20 %. На протяжении всех этих лет бессменным в аэропорту Бийска остается и гендиректор Сергей Будилко, который также имеет отношение к бизнес-структурам семейства.
В настоящий момент в совет директоров помимо Будилко и Шардакова, входит уже упомянутый Анатолий Заря (учредитель и руководитель «АВЗ» - второй собственник объектов аэровокзала). Другими членами являются Василий Язовский и Айгарс Морс. В годовом отчете ОАО «Бийский аэропорт» указано, что первый является замгендиректора по общим вопросам в ООО ЧОП «Форт». Это частное охранное предприятие зарегистрировано на Космонавтов, 14. В этом обществе Анатолий Заря имеет 70 % уставного капитала, а Сергей Шардаков – 30 %. Айгарс Морс, согласно документу, в этом же ЧОПе работает старшим охранником. Более того, оказывается, что он в этой схеме является одним из ключевых связывающих звеньев. Дело в том, что формально именно ему принадлежит 23,5 % акций аэропорта Бийска после вышеописанной сделки с БПК в 2016 году, поскольку этот человек является собственником и директором ООО «Дельта плюс», которое тогда и прибрело ценные бумаги. Это общество не ведет никакой деятельности, что подтверждается бухгалтерской отчетностью. Оно зарегистрировано на Космонавтов, 14. Таким образом, организациям, косвенно связанным с Шамковым, принадлежит доля в 52,1 % ОАО «Бийский аэропорт». Совет директоров также состоит из аффилированных с ним лиц.
Все эти годы собственники и управленцы общества ведут себя пассивно. По словам наблюдателей, еще с «нулевых» бенефициары не спешили вкладывать собственные средства и заняли выжидательную позицию. Прежде всего, они планировали получить государственную поддержку и инвестиции со стороны, с помощью которых намеревались заняться обслуживанием полноценного бизнес-актива, подпитываемого развитием туристической отрасли региона. Это косвенно подтверждают и годовые отчеты общества. Так, в документе по итогам 2021 года отмечалось, что основной задачей компании «является улучшение финансового состояния общества». «Развитие предприятия по его основному профилю деятельности путем привлечения инвестиций, организация производственной деятельности, приобретение, модернизация и реконструкция основных средств, а также изменение основной деятельности рассматриваются эмитентом как возможные способы улучшения финансового состояния», - говорится в отчете.
Примечательно, что бухгалтерском отчете о результатах деятельности общества в 2021 году появился убыток в размере 36,3 млн рублей и доход на сумму 1,854 млн рублей. Как следует из документов, весь капитал организации записали в непокрытый убыток, включая уставной в размере 7 млн рублей, добавочный на сумму 30,976 млн рублей внеоборотных активов и за вычетом ранее имевшегося непокрытого убытка в 1,676 млн рублей. Проще говоря, ОАО «Бийский аэропорт» больше не имеет капитала. В пояснении к отчетности говорится, что 30,976 млн рублей списали из-за выбытия необоротных активов, коими являются объекты незавершенного строительства. В 2021 году их передали в госсобственность Алтайского края, о чем говорится в документе, но публично об этом нигде не сообщалось. Данный факт наталкивает на рассуждения о дальнейшем существовании общества.
Любопытно, что власти региона отрицают, что получили объекты от компании. Один из вопросов «Банкфакса», адресованный Алтайкрайимуществу, касался этого момента. В ведомстве заявили, что в 2021 году никакого имущества не получали.
Во время подготовки материала «Банкфакс» попытался связаться с руководством аэропорта, чтобы уточнить его судьбу. Созвониться напрямую удалось с членом совета директоров Сергеем Шардаковым. О подробностях существования ОАО он разговаривать отказался.
Бенефициар общества Юрий Шамков в беседе с корреспондентом дал понять, что адресованный ему вопрос о текущем состоянии аэропорта и планов на будущее - «не по адресу». Он предложил поговорить на эту тему с гендиректором Сергеем Будилко и пообещал, что передаст номер телефона редакции, чтобы тот перезвонил. На момент написания публикации на контакт руководитель бийского аэропорта не вышел.
Фото: Михаил Рябинин
07.10.2022 09:54
▪«Распространяемое Украиной видео с БМП под белым флагом, на котором "сдаются в плен" российские военные, 100%, бесспорная постановка.
▪Отметим, что фейковый ролик крайне ненатурально снят ЦИПСО для деморализации противника и для повышения боевого духа своих сил.
РУССКИЕ - НЕ СДАЮТСЯ
#СвоихНеБросаем #ZaМир
#ер #ер22 #ервтвоемрегионе
#единаяроссия #единаяроссиябарнаул
#мгер #молодаягвардия
#алтайскийкрай
07.10.2022 09:59
07.10.2022 11:04
07.10.2022 10:01
07.10.2022 10:01
07.10.2022 10:11:31
07.10.2022 10:30
Стоит только посчитать скольуо субсидий он на заводе АТИ получает ежегодно...
07.10.2022 10:53
07.10.2022 11:15
07.10.2022 12:58
ну гребной канал ему построили, может и аэропорт построят
07.10.2022 14:48
07.10.2022 13:01
и сказали напоследок грыби отсюдова
07.10.2022 14:12
07.10.2022 21:21