Top.Mail.Ru
18+

«Любую проблему легче предотвратить, чем потом расхлебывать ее последствия»

«Любую проблему легче предотвратить, чем потом расхлебывать ее последствия»
начальник комплексной лаборатории мониторинга загрязнения окружающей среды Алтайского ЦГМС Кира Шутова

В последние годы забота об экологии и окружающей среде стала заметным мировым трендом. Люди все чаще обращают внимание на условия проживания, что также стало проявляться и в Барнауле. Достаточно вспомнить многочисленные протесты против сноса зеленых зон. Публичные многосторонние дискуссии на эту тему случаются редко, особенно с представителями власти. А если и случаются, то стороны редко оперируют точными данными, которые демонстрируют реальное состояние окружающей среды города. К примеру, лишь недавно стал подниматься актуальный вопрос перехода на более экологичные виды топлива и газификации домов и предприятий. Однако в ситуации с барнаульскими ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 правительство Алтайского края, сотрудничающее с их владельцами из СГК, утверждает, что переход на газ «экономически нецелесообразен». При этом оценка других аспектов данного вопроса вовсе не проводилась. «Банкфакс» пообщался с начальником комплексной лаборатории мониторинга загрязнения окружающей среды (КЛМС) Алтайского краевого Гидрометцентра Кирой Шутовой, которая ведет наблюдение за Барнаулом уже много лет и обладает объективными данными о том, чем мы дышим и в какой среде обитаем.

- Вы работаете структуре Гидрометцентра начальником комплексной лаборатории мониторинга загрязнения окружающей среды. Можно ли сказать, что ваша профессия является частью научной сферы?

- К научной сфере мы не относимся, потому что нашей целью не является разработка каких-то методик или решений. У нас работа больше связана с практикой. Мы определяем конкретные показатели концентрации конкретных загрязняющих веществ и оцениваем уровень загрязнения воды и воздуха по уже разработанным методикам. Хотя в структуре Гидромета есть научные институты. Они нам разрабатывают показатели, которыми мы пользуемся. А мы уже выполняем практическую работу по наблюдению, оценке и прогнозированию. Это три составляющих системы мониторинга.

- По роду вашей деятельности вы обладаете обширными знаниями в сфере окружающей среды и экологии. Это как-то влияет на вашу повседневную жизнь?

- Конечно. Когда я поступала на учебу во времена СССР, не было подготовки экологов. Тогда были инженеры различной направленности – химической, физической и т. д. Я по образованию инженер-химик. Для того, чтобы выполнять весь объем обязанностей сейчас, мне этого было недостаточно. Поэтому я получила второе высшее образование и закончила магистратуру по направлению «экология и природопользование» в АГУ. Я получила большой объем теоретических и практических знаний.

Будучи специалистом в этой области, я и в жизни веду себя немного по-другому. Например, в том же быту. Если у меня заканчивается батарейка в часах, я не буду ее выбрасывать в мусор, а пойду сдавать в магазин электроники либо в другие места. Я негативно отношусь к людям, которые позволяют себе выехать на природу, отдохнуть и оставить после себя свинство. Я стараюсь вести себя так, чтобы можно было комфортно жить не только нам, но тем, кто придет после.

- Когда вы гуляете по Барнаулу, смотрите ли вы на него через призму своей профессии?

- Я пять лет преподавала в колледже Алтайского госуниверситета и беседовала с ребятами, которые приходят практику у нас в организации. Я давала, может, с их точки зрения совет, а с моей – значимое знание. Дело в том, что мы все передвигаемся по городу и можно элементарно помочь своему организму: двигаться не вдоль оживленных улиц и транспортных магистралей, а параллельно – между домами. Это намного снижает нагрузку загрязняющих веществ, которые поступают, например, от того же транспорта. Машины – средство передвижения, без которого мы не представляем нашу жизнь, но от них поступает большое количество загрязняющих веществ, к тому же они поднимают пыль. Эта пыль состоит из частичек, имеющих поверхность, на которую оседают остальные вещества. Мы идем и вдыхаем это. А если вы идете не по оживленной магистрали, а рядом или за деревьями – это намного снижает поступление загрязняющих веществ в ваши легкие.

- Тогда стоит ли такие маршруты продумать в плане градостроительной политики и благоустройства, чтобы прогулочные зоны были не вдоль дорог, а между дворами?

- Здесь очень много различных нюансов. Во-первых, ходить между домами, особенно в период слякоти, не комфортно. Во-вторых, у нас далеко не в идеальном состоянии те же места для сбора мусора. Иногда идешь между домами и вместо того, чтобы ощутить более свежий воздух, чувствуешь запах мусорки. Плюс у нас нет комфортной асфальтированной или выложенной плиткой дороги, а есть тротуар, который петляет между машинами. Нет никакого эстетического удовольствия. С другой стороны, хорошо, когда у нас есть аллеи.

Надо задумываться о вопросах озеленения. В нашу компетенцию это не входит решение этого вопроса, но мы представляем результаты мониторинга в администрацию Барнаула, правительство Алтайского края, Министерство природных ресурсов. Здесь должна быть комплексная политика, которая бы позволила подобрать тип озеленения, задерживающий загрязняющие вещества.

Газонное озеленение красиво, радует глаз, но оно не задерживает эти вещества. Чтобы посаженное дерево обладало свойствами «зеленых легких», оно должно дойти до определенного возраста и иметь определенные размеры. Деревья - источники кислорода и фильтры, которые собирают на себя загрязняющие вещества.

- Вы представляете свои данные властям. Как вы считаете, насколько часто эти сведения принимают во внимание?

- Я не могу сказать, что это игнорируют. Другое дело, что сделать какие-то шаги, чтобы ситуация изменилась в одну минуту, нереально. При учете наших данных разрабатываются планы озеленения, они включаются в комплексные программы развития. Я думаю, что эти данные не откладываются, рассматриваются и принимаются к сведению. Это проблема, которая решается постепенно. От создания проектов, их утверждения до реализации может пройти большое количество времени.

- За последнее время в политике по озеленению Барнаула есть какие-то изменения?

- К сожалению, я не могу сказать, что увеличивается количество зрелых деревьев. Да, одно время была политика, когда на проспекте Ленина и в других местах убирали тополя, которые давали большое количество пуха. После этого сажали березы и другие деревья. Увеличилось количество газона. Но газоны не оказывают значительного влияния на очищение атмосферного воздуха. Мне кажется, что все-таки надо увеличивать число древесных насаждений.

- В градостроительстве есть такой фактор, как продув улиц. Как у нас в городе этот фактор учитывается?

- Думаю, что учитывается. Ситуации застоя очень негативны. Результаты наших наблюдений показывают, что высокая продуваемость проспекта Ленина оказывает и положительное влияние. Если посмотреть динамику за 10 лет, то количество взвешенных веществ (сумма разного рода пыли) значительно в этой части города уменьшилось. Я не могу назвать ситуацию благополучной, но налицо снижение концентраций именно в этой части города.

Что касается застоя, то здесь непростая ситуация с пониженной формой рельефа в центральной части Барнаула. Именно за счет этого здесь ощущается дымка, локальный туман. Это способствует концентрации загрязняющих веществ.

- В проекте доклада Минприроды РФ о состоянии окружающей среды за 2018 году воздух Барнаула был признан одним из самых загрязненных в стране. Почему так вышло?

- Это не совсем так. Данные для этого доклада представляем мы по результатам годового мониторинга. Проводилась оценка уровня загрязнения воздуха в 2018 году, который тогда был очень высокий. По этой оценке Главная геофизическая обсерватория Санкт-Петербурга создавала список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. В этом списке города не ранжируются и приведены в алфавитном порядке, но в него попадают только те, в которых уровень загрязнения оценивается как очень высокий.

Высокий уровень загрязнения в 2018 году определили высокие концентрации бензапирена (химическое соединение первого класса опасности, которое образуется при сгорании различных видов топлива – прим. ред. ИА «Банкфакс»). Действительно, тогда в застойной центральной части Барнаула в январе норма ПДК была превышена в 52,2 раза, в феврале – более чем в 30 раз. В других районах города ситуация также была непростая. В Индустриальном районе превышения были более чем в 10 раз. Это объясняется климатическими особенностями. За те же два месяца температура была ниже нормы, соответственно сжигалось большее количество топлива.

- Все-таки Барнаул попал в этот список. Настолько ли это критично и страшно, как звучит?

- Концентрация выше порога ПДК оказывает негативное влияние. Но этот порог может быть превышен в два раза, а может и в 50 раз, как было в 2018 году. Это очень много. Вещества имеют классы опасности. Первый самый вредный и по понижающей. Бензапирен входит в класс самых опасных веществ. Для него концентрация 10 ПДК – это уже очень и очень много. А тут превышение в 52,2 раза!

В 2019 году были другие погодные условия, и концентрации стали уже значительно ниже в тот же период января-февраля. Поэтому сказать, что все крайне плохо – нельзя, но все относительно, и я не могу сказать, что ситуация спокойная.

Можно обратить внимание, когда у нас зимний период отопления, концентрации бензапирена в центральной части Барнаула превышают 10 ПДК. Это отмечается очень часто, и это негативно для жителей. При этом сказать, что в других районах города все благополучно, также нельзя.

- Получается, что при загрязнении воздуха в Барнауле важным фактором является температура зимой и отопительный сезон?

- Не только. Это зависит также от количества выпавших осадков, температуры и синоптической ситуации в целом. Например, ситуация этой зимой. С начала 2020 года температура воздуха превышала климатические нормы. Как следствие, меньше концентрация бензапирена и других загрязняющих веществ, чем ранее. В зимний период у нас погоду определяет сибирский или, как его называют, азиатский антициклон. Этой зимой он не сформировался. Из-за аномалий температуры возникла другая ситуация. В зимний период чем больше сжигается топлива для поддержания жизнедеятельности, тем выше выбросы загрязняющих веществ.

Помимо бензапирена мы говорим о других веществах – о саже, диоксиде азота. Они также связаны с отопительным периодом и имеют максимумы зимой. Если рассматривать взвешенные вещества, то их содержание в воздухе имеет максимумы весной и осенью. После схода снега пыль ничем не задерживаются и разносятся ветром. Летом распускаются листья и трава, в связи с чем содержание веществ в воздухе падает, но не до нуля.

В летний период ярко выраженный пик имеет формальдегид. Это очень летучее органическое вещество, также образуется в процессе сжигания топлива, но и в результате фотохимических процессов под воздействием солнечной радиации. Однако в сравнении со взвешенными веществами и тем же бензапиреном у нас нет значительных превышений.

- Какой вклад в выбросы загрязняющих веществ в Барнауле кроме частного сектора и машин вносят предприятия?

- Мы определяем уже фактическую концентрацию. Для проведения оценки мы получаем данные по стационарным источникам – предприятиям и по передвижным – автотранспорту от контролирующих служб. По машинам мы опираемся на косвенные методики и точных данных в этой части у нас нет. Приходится опираться только на данные стационарных источников, потому что предприятия сдают государственную отчетность, но оценить, сколько они вкладывают в общее количество загрязняющих веществ, весьма проблематично.

- Что должно произойти, чтобы люди начали переходить на экологичные виды топлива?

- Влияет очень много факторов. Чтобы предприятие могло работать, оно должно иметь ряд разрешений, в том числе должны быть определено количество загрязняющих веществ, которое выбрасывается в атмосферу. Что касается частного сектора, то сейчас поднимается вопрос газификации. Это направление стоит рассмотреть. Но далеко не везде есть такая возможность. Для этого необходимы денежные вложения.

Человек может выбирать, какой тип отопления он предпочитает, но это зависит от конкретной ситуации с наличием газовых систем. Газ – это более экологически чисто. При этом он требует трепетного внимания.

- По состоянию окружающей среды Барнаула были ли серьезные изменения за последние годы?

- Я работаю в области мониторинга загрязнения с 1999 года. За этот период я могут отметить, что у нас существенно снизились концентрации сажи. В определенные периоды максимальная концентрация сажи была в районе восьми ПДК. Сейчас такого нет. Такое фиксировалось на Потоке и в Центральном районе. Думаю, ситуация изменилась в связи с газификацией.

- Может, это связано с тем, что за это время в Барнауле закрылось много предприятий, и сократился частный сектор?

- В 1999 уже был закрыт ряд предприятий и позднее тоже. Возможно, просто стали более жестко контролировать. Был перевод очень большого количества котельных на газ, а это напрямую снижает количество выбросов и меняет производственный процесс.

- Давайте поговорим о воде. В Барнауле этот вопрос редко освещается.

- У нас контролируется качество вод реки Барнаулка выше впадения в Обь. Также наблюдаем за качеством Оби выше города возле второго речного водозабора и ниже города в районе села Гоньба. По заданию министерства природных ресурсов мы несколько лет контролировали загрязнение вод реки Пивоварка.

- Многие жители города отмечают, что Барнаулка - очень грязная река. При этом уже много лет ходят споры на этот счет. Действительно ли она такого цвета или на самом деле настолько загрязнена?

- Мы оцениваем уровень загрязненности воды по разработанной методике. В эту комплексную оценку входит статистическая обработка результатов наблюдений и определяется содержание веществ. Причем перечень этих веществ одинаков для всех водных объектов по России, их 15. Класс качества воды может оцениваться как «слабо загрязненная», «загрязненная», «очень загрязненная», «грязная» и «экстремально грязная».

Для реки Барнаулка на протяжении большого количества лет, качество воды оценивается как «грязная». Для сравнения, Обь выше Барнаула – «очень загрязненная». В Барнаулке по результатам оценки постоянно определяются вещества, которые достигают уровня критических показателей. Для реки к таким веществам относятся железо, органические соединения, нитритный азот, аммонийный азот. Барнаулка получает большое количество загрязняющих веществ при впадении вод Пивоварки.

- А что с Пивоваркой?

- Пивоварка - очень загрязненный объект. Когда мы проводили по нему наблюдение, концентрации веществ очень часто превышали уровень высокого и экстремального загрязнения. Причин несколько. Это влияние предприятий и поверхностный сток с территорий. В период выпадения осадков все, что на дорогах и все от частного сектора течет в реку. Пивоварку мы не раз обследовали в рамках задания правоохранительных и других государственных органов. В некоторых местах к Пивоварке просто невозможно подойти. Также воду загрязняет мусор, в том числе пластик, иногда даже присутствуют трупы домашних животных. Это значительная биологическая опасность. Когда мы проводили обследование совместно природоохранной прокуратурой, был случай, когда зафиксировали слив от ассенизаторов в реку.

Дело еще в том, что частный сектор, расположенный на берегах реки, не имеет централизованной системы канализации. Большое количество частных домов имеют туалеты с выгребными ямами прямо в береговой зоне. При подтоплении эти ямы затапливаются, и все поступает в реку.

Дальше у нас идет цепочка: Пивоварка-Барнаулка-Обь.

- Ситуация безнадежна или можно исправить все, что мы натворили?

- Это ситуация, которая требует вложения денег. Министерство природных ресурсов ставило перед нами задачу оценки этих объектов. Чтобы предпринять какие-то действия, надо иметь программу, а для начала необходимо оценить проблему. Мы провели обследование, проблема была показана. Дальше должна разрабатываться программа.

Сейчас даже не на государственном уровне, а на уровне волонтерских движений и субботников проводятся рейды по очистке берегов от мусора. Естественно, если мы будем наплевательски относиться к месту, где мы живем, будем устраивать там мусорки, то нет смысла говорить о чистоте воды и нашей земли. Здесь определенные шаги на местном уровне видны. Люди начинают действовать сами. Спасибо им.

- Чем чревато наличие таких грязных рек в городе? Может, это влияет на грунтовые воды, следовательно, на питьевую?

- Естественно. Подземные воды не существуют изолированно от рек. Это все внутренняя система. При поступлении загрязняющих веществ в поверхностные воды возможен перенос в грунтовые. Они являются источником водоснабжения для колодцев и скважин. Скважины для питьевой воды глубокие. Но есть неглубокие, например, для полива, особенно за чертой города, где не все подключены к централизованной системе водоснабжения.

- Испарения от таких рек тоже вредны?

- Конечно. Многие вещества обладают летучестью. Когда мы проводили рейды по Пивоварке, подходили местные жители и говорили: «Нам невозможно дышать». Действительно, к реке невозможно подойти.

- В последние годы забота об экологии и окружающей среде стала мировым трендом. Как вы считаете, он полезен или иногда с этим все-таки перебарщивают?

- Я бы не сказала, что кто-то перебарщивает. Дело в том, что знание у каждого человека на этот счет должно быть. Иногда, может быть, для самого человека на первый план выходят другие проблемы и заботы, нежели, например, с той же батарейкой. Раньше ящики для батареек были на каждом углу. Теперь не каждый будет таскать их с собой в кармане и искать, куда ее грамотно выбросить. Проще выбросить в мусор. Та же ситуация с лампочками.

Очень актуально пропагандировать эти проблемы и то, какие последствия могут возникнуть из-за недобросовестного отношения к окружающей среде. Нужно сочетать пропаганду этих знаний и как-то это подкреплять действиями. Например, проводить то же экологическое воспитание граждан в плане мусора. Любую проблему легче предотвратить, чем потом расхлебывать ее последствия.

- Как по-вашему, почему вопросы экологии в последнее время стали столь актуальны?

- У нас меняется сознание, и я думаю, что в лучшую сторону. Уже нельзя, чтобы каждый думал сам за себя. Мы живем в социуме. Мы общество, которое должно задумываться о будущем. Сейчас увеличилось количество экологов, и многие получают образование в этой сфере. На предприятия стали брать людей этой специальности, которые консультируют руководителей, помогают в организации производственных процессов, выполняют прочие функции. Это уже значительное изменение в подходе к вопросу. Мы, как общество, уже понимаем, что должны платить за загрязнение окружающей среды, и имеем представление о последствиях. Появилась ответственность за себя и окружающих.

- Следует ли каждому человеку задумываться о таких вопросах или лучше оставить их профессионалам и специалистам или государству?

- Если каждый себе скажет, что за меня кто-то решит, то ничего не получится. Профессионалы, занимающиеся окружающей средой и экологией, обладают определенным багажом знаний, который есть не у каждого человека. Невозможно знать все, но нужно иметь хоть какие-то минимальные знания, чтобы определить свою позицию, выработать стратегию и понимать, в каком направлении мы идем.

Беседовал Даниил Решетов

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 10
Спасибо!

17.06.2020 20:43

Очень интересная беседа.
Разведчик шизофреник

18.06.2020 13:40

да неужели ? Я не эколог мог бы наговорить в десять раз больше . Сказано много , а по существу ничего . Наблюдаем , замеряем , рекомендуем - а воз и ныне там . Основной упор на сознательность населения и волонтеров . То есть помоги себе сам
кому это надо

18.06.2020 23:38

Однако в ситуации с барнаульскими ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 правительство Алтайского края, сотрудничающее с их владельцами из СГК, утверждает, что переход на газ «экономически нецелесообразен».
-----------------------------
Правительство АК жаба задушит, отопление для населения будет стоить дешевле.
бийчанин

19.06.2020 15:23

В Бийске городская дума проголосовала за уничтожение зеленой парковой зоны на Льнокомбинате вблизи Покровской церкви путем передачи ее под жилую коттеджную застройку....это 30 участков...а там сосновый бор....вот вам действия властей....п...россов...а весь окрестный частный сектор против вырубки и застройки...но депутат Быкова орала "...кто это такие и какое отношение они имеют к этому парку..." Редакция БФ, обратите внимание на зреющий конфликт....я сам из местных оттуда и буду противодействовать застройке любыми способами....
Разведчик у

19.06.2020 18:00

Увы, это и печально, чтотнаблюдают, замеряют, рекомендуют (а что им еще делать?) - да кто бы слушал? Очень обидно так свое дело делать, а толку ноль. На революционеров эти люди не похожи
Ага

20.06.2020 08:46

поэтому любую проблему проще заболтать , что и было благополучно сделано . Реальной пользы наль и хрен повдоль
Вольфсон Татьяна Ивановна

28.06.2020 09:41

Да, какую воду используют жители пригородов Барнаула,только за это нужно завалить администрации города и края,прокуратуру, надзоры всякие письмами и штрафовать!
Читатель

08.07.2020 12:27

Да, все четко расписано про город: и про дворы, и про газоны, и про деревья, и про пдк, и грязные реки. А делать с этим кто то что то будет?
гость

31.08.2020 21:21

Превышение ПДК в 50 раз уголовная ответственность?
Где горожане могут узнать ежедневные данные по загрязнениям воздуха и воды и в неблагоприятные дни не дышать и не пить?
гость

31.08.2020 21:26

Разведчик у писал(а):
На революционеров эти люди не похожи

Эти люди обязаны информировать людей о всех результатах измерений уровня загрязнений.
Календарь
/ /
23.12.2024