В Рубцовске продолжают реализовывать подозрительные схемы по освоению бюджетных денег, направленных на решение проблем с «убитыми» дорогами. Городские чиновники совместно со своим постоянным подрядчиком – госпредприятием «Юго-Западное ДСУ» - в 2022 году вновь странным образом существенно меняли сметную документацию в контрактах, а один из них вовсе не был исполнен в полном объеме. В связи с этим неизрасходованными оказалось около 15 млн рублей, выяснил «Банкфакс», проанализировав документы закупок. В прошлом году аналогичные обстоятельства стали поводом для возбуждения уголовного дела, в рамках которого на предмет халатности и злоупотребления полномочиями проверяли мэра Дмитрия Фельдмана, но в итоге расследование прекратили, несмотря на подтвердившиеся факты нарушений.
В 2022 году администрация Рубцовска заключила девять подрядов с ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» на ремонт дорог на общую сумму 237,2 млн рублей. Конкурентов у госпредприятия по-прежнему нет, так как в тендерах оно является единственным участником, в связи с чем договоры достаются ему по начальной максимальной цене. Как следует из документов на портале Госзакупок, в восьми из девяти контрактов в течение года мэрия и подрядчик по нескольку раз меняли стоимость работ, причем в сторону увеличения и уменьшения. Речь шла о сотнях тысяч рублей, а в больших договорах и о миллионах. Изначально ничего предосудительного в этом нет, поскольку такой механизм предусмотрен, к примеру, на случай изменения цен на строительные материалы, что на фоне экономической турбулентности прошлого года было актуальным.
Судя по документам, в некоторых случаях речь действительно шла о таких колебаниях. Однако параллельно с этим в сметах корректировался расход материалов и объем работ. Например, менялся объем необходимой битумной эмульсии, щебеночно-песчаной и асфальтобетонной смесей и прочего, причем иногда на десятки тонн и кубометров. В результате этого менялась и сметная стоимость отдельных разделов до десятков и сотен тысяч рублей, что в совокупности выливалось в крупные суммы. Нагляднее всего такие манипуляции прослеживаются со штучными товарами.
В пример можно привести контракт стоимостью 9,2 млн рублей (при подписании стоил 8,9 млн) на ремонт улицы Дзержинского от проспекта Ленина до улицы Краснознаменская, который был заключен в апреле 2022 года. Работы ДСУ должно было выполнить до конца сентября. Итоговая смета в нем, утвержденная третьим дополнительным соглашением вице-мэра Рубцовска Олега Обуховича и руководителя дорожного предприятия Игорем Левиным, значительно отличалась от изначальной. Помимо объема материалов в ней по какой-то причине с девяти до восьми изменилось число колодцев инженерных сетей, которые было необходимо демонтировать, а затем установить заново. При этом чугунных люков закупили 25 вместо 26, а бортовых камней 36 вместо 40. Более того, из сметы пропал перенос двух демонтированных светофоров.
В другом контракте по ремонту улице Краснознаменская от переулка Садового до улицы Калинина на 9,2 млн рублей (изначально стоил 9,4 млн) помимо прочих манипуляций, к примеру, из итоговой сметы пропал целый раздел по устройству призмы сопряжения из асфальтобетонной смеси на парковке.
Между тем особого внимания заслуживает самый крупный контракт прошлого года на ремонт проспекта Ленина от переулка Кривенко до улицы Калинина. Его заключили в июне 2022 года по цене 62,6 млн рублей, затем она падала почти на полтора миллиона, а в итоге мэрия и ДСУ сошлись на 61,5 млн рублей. Впрочем, и на эту сумму госпредприятие не наработало. Из данных портала Госзакупок следует, что дорожники выполнили свои обязательства не в полном объеме, а лишь на сумму чуть менее 46,2 млн рублей.
При этом ремонт дороги они должны были провести до 15 сентября. 5 сентября вице-мэр Олег Обухович и Игорь Левин подписали допсоглашение, в котором были утверждены вышеупомянутая цена, новая дата сдачи объекта – 30 сентября, а также скорректированная смета. Однако ДСУ по каким-то причинам не уложилось и в этот срок. 23 декабря указанные лица подписали документ о расторжении контракта, в котором было указано, что подрядчик выполнил работ лишь на 46,2 млн рублей. При этом стороны разошлись обоюдно и мирно, без каких-либо претензий по поводу неисполнения условий договора, неустоек и других санкций. В судебном порядке мэрия взыскать неосвоенные средства также не пыталась. Дальнейшая судьба почти 15,4 млн предусмотренных на работы казенных рублей неизвестна. Отдельно стоит отметить, что большая часть финансирования данного контракта – деньги бюджета Алтайского края.
В то же время любопытны и манипуляции со сметой данного контракта. Они схожи с вышеописанными фактами, но сами по себе изменения касаются большего объема средств и материалов. К примеру, в слоях дорожной одежды появился еще один нижний уровень: под 7 см асфальтобетона понадобилось уложить еще 5 см щебеночно-песчаной смеси, которой в изначальной документации не было. Более того, на 1063,6 кв. м выросла площадь покрытия. В итоге данный раздел стал стоить дороже более чем на 3 млн рублей и достиг почти 22,9 млн рублей. Помимо этого, из итоговой сметы исключили целый раздел по замене покрытия на участках стоимостью 2,8 млн рублей. Планировалось сэкономить порядка 200 тысяч рублей на бордюрах, закуп которых сократили с 1763 м до 1564 м. Кроме того, заказчик отказался от заездных карманов, устройство которых должно было обойтись почти в 600 тысяч рублей, хотя необходимую для их строительства разработку грунта за 25 тысяч рублей почему-то оставили.
Однако по сравнению с тем, что в итоге сделало ДСУ за свои 46,2 млн рублей, данные манипуляции кажутся уже не столь существенными. Согласно акту о приемке выполненных работ, подписанному Обуховичем и Левиным, при проведении работ «срезали» еще больше. Так, дорожники решили вообще не укладывать выравнивающий слой из асфальтобетона, и начали сразу с нижнего слоя из щебеночно-песчаной смеси. Расширять проезжую часть госпредприятие также не стало, как и заменять покрытие на участках улиц и делать призмы сопряжения с прилегающими дорогами. От заездных карманов пришлось полностью отказаться. При обустройстве тротуаров обошлись без разработки грунта, а слой основания, на который выложили брусчатку, сократили с 15 см до 3 см.
Отметим, что при похожих обстоятельствах «Юго-Западное ДСУ» исполняло контракт 2021 года по ремонту отрезок улицы Тракторная в границах от федеральной трассы А-322 (Барнаул - Рубцовск) до улицы Арычная, а также участок кругового движения на Рабочем тракте возле ТЦ «Радуга». После нескольких изменений цена работ составила 97,9 млн рублей, однако предприятие выполнило работ на 75,3 млн. В документации также менялся объем работ и материалов. Саму дорогу бросили, недоделав и верхний слой, посчитав, что будет достаточно уложить лишь выравнивающий. Итог такого дорожного строительства стал очевидец весной 2022 года, когда жители Рубцовска стали жаловаться на образовавшиеся на проезжей части ямы. Глава ДСУ Игорь Левин тогда заявил, что это результат « технологических вырубок, в процессе зимы», а мэрия вслед за ним отрицала очевидные проблемы.
Они стали поводом для проверки прокуратуры, которая подтвердила, что работы шли с просрочкой и серьезными нарушениями. Кроме того, выяснилось, что предприятие начало работы еще до заключения контракта. В результате в июне 2022 года было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиям, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов) и ч. 1.1 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба). После этого в рубцовском офисе «Юго-Западного ДСУ» прошли оперативные мероприятия. Нарушения также подтвердились во время проверки контрольно-счетной палаты города. Более того, выяснилось, что они были допущены и в рамках большинства других дорожных контрактов, из которых 195,6 млн рублей освоило «Юго-Западное ДСУ». Большая часть этих средств выделены из бюджета Алтайского края в рамках нового правила, которое ввел губернатор Виктор Томенко - о выделении городу ежегодно по 200 млн рублей на решение дорожного вопроса.
Однако в ноябре органы СУ СКР по региону прекратили уголовное разбирательство ввиду отсутствия состава преступления. Известно, что следователи давали оценку действиям мэра Дмитрия Фельдмана в то время, когда проходил конкурс на должность нового главы, в котором он успешно в итоге победил. Игорь Левин же в ходе следствия стал депутатом Рубцовского горсовета. Что касается дороги на Тракторной и кольцевом участке Рабочего тракта, то их доделали в 2022 году, что позволило администрации города и ДСУ освоить еще 49,3 млн рублей. Это в два с лишним раза больше, чем не освоили в 2021 году.
Станут ли схожие обстоятельства с контрактом 2022 года поводом для проверки прокуратуры, пока неизвестно. «Банкфакс» направил запрос в надзорное ведомство с целью выяснить, ведутся ли такие мероприятия, а также каким образом осуществляется надзор над освоением средств бюджета Алтайского края при исполнении дородных контрактов в Рубцовске.
Фото: photogoroda.com (rubmelnikov)
15.03.2023 09:43
15.03.2023 09:51
15.03.2023 09:54
15.03.2023 10:23
15.03.2023 11:32
15.03.2023 12:37
15.03.2023 12:41
15.03.2023 13:31
15.03.2023 17:21
15.03.2023 16:59
15.03.2023 18:07
15.03.2023 18:54
15.03.2023 21:09
Кстати,в этом году про ремонт дорог вообще тишина, ни край ни Фельдман ничего не говорят. Хана походу дорогам в Рубцовске.
15.03.2023 21:25
16.03.2023 11:04
16.03.2023 13:58
16.03.2023 14:53
17.03.2023 19:59