Минувший летний турсезон на Алтае, по заверению чиновников, может считаться одним из самых успешных за последние годы с точки зрения притока туристов. Характерно, что увеличение показателей произошло во многом за счет регионов Западной и Восточной Сибири. Несмотря на рекордные цифры и громкие заявления проблем в туриндустрии по-прежнему хватает. О том, почему Алтайский край не можем «заманить» зарубежных соседей, из-за чего страдает региональный сервис и как авиабилеты подрывают конкурентоспособность отрасли ИА «Банкфакс» рассказал директор барнаульской фирмы «Плот» Александр Смирнов.
- Надо согласиться с властями, что турпоток на Алтае вырос в этом году, ситуация во многом была благоприятная и по погоде, и по экономике (снижение по многим показателям повернуло туристический интерес на внутренний рынок), да и пиар нашего региона, в хорошем смысле слова, продолжался на всех уровнях, в том числе и на специализированных выставках. Опять же по событийному туризму Алтайский край занимает одно из первых мест в России, проводится достаточно много мероприятий — все это дополнительно привлекает путешественников.
Что до сервиса, то он как был так и остается болевой точкой отрасли. Менталитет людей изменить очень тяжело. Не секрет, что на турбазы, к примеру, стараются привлекать в основном местное население, а они далеко не всегда обучены, не знают элементарных законов гостеприимства. Исключения здесь довольно редки, только отдельные базы весьма высокого уровня могут похвастаться обслуживанием близким к европейскому уровню. А большинство баз, я согласен, выглядят в этом смысле очень невыигрышно, особенно когда турпоток увеличивается резко, да и к концу сезона накапливается усталость, в том числе и психологическая, соответственно издержки обслуживания начинают проявляться все чаще.
Казалось бы, с увеличением потока туристов должно автоматически увеличиться число средств, которые путешественники оставляют здесь. Но это далеко не так. У меня нет точных данных, однако могу сказать, что среднестатический турист стал больше экономить, бросается в глаза, что на многих базах за лето не было заказано вообще ни одной экскурсии. Более того, многие отдыхающие зачастую привозят свои продукты и напитки, соответственно в тех же барах стали меньше пить. Получается, что базы зарабатывают только на проживании, а такая важная статься доходов от допуслуг как «экскурсионка» не приносит ничего, хотя в мировой практике это очень важная составляющая. В этом плане произошло большое проседание в нынешнем году.
Можно было услышать и еще одну жалобу о том, что многие алтайские турбазы подняли цены на свои услуги в минувший летний сезон. Это далеко не так, как мне известно, только небольшая часть представителей отрасли проиндексировали стоимость услуг. Да, если смотреть на различные категории размещения в том же Горном Алтае, можно найти номера и за 30 тысяч рублей в сутки. Но это рынок, и если есть подобная категория покупателей, то почему бы и нет. Особенно, если такой номер соответствует высокому мировому уровню. Но мало кто из критиков дороговизны отдыха на Алтае вникает глубоко в затратную часть - налоги, стоимость энергоносителей, инвестиционную составляющую, кредиты, сезонность отдыха. Зимой очень часто у баз бывает огромный минус, однако стремление выйти на положительное годовое сальдо подталкивает к тому, что надо поднимать ценник, никто в убыток работать не хочет.
Неоднозначна и тема с пребыванием иностранцев в нашем регионе. В принципе туры для иностранцев не намного дороже, чем для отечественных туристов, при этом многие специально изъявляют желание путешествовать с русскими, но им в любом случае требуется переводчик - это дополнительная статья расходов, а так цена тура абсолютно совпадает. В целом же то, что транслировалось еще перед началом сезона, когда говорили об увеличении интереса иностранных туристов к нашему региону, по большому счету не сбылось. Могу сказать про свою компанию, что европейцев в 2015 году приехало меньше, чем в 2014 году, но растет статистика посещений из Турции, а вот китайцы пока больше декларируют увеличение собственного присутствия на Алтае. Хотя количество прибытий из КНР стало больше, но фирм, работающих именно с туристами из Поднебесной, у нас очень мало, их можно буквально по пальцам одной руки пересчитать. Китайцам Алтай интересен, но пока направленность китайского потока традиционна: в основном едут в Москву и Санкт-Петербург.
По большому счету, у нас не готова инфраструктура в целом для принятия туристов из этой части света. Приведу пример. Если брать ближайший к нам китайский регион — Урумчи, преобладающее местное население там уйгуры, чья кухня более адаптирована к нашей, они не так прихотливы, как коренное китайское население. Но львиная доля туристского потенциала китайского рынка – это Пекин. Туристы из этого региона довольно требовательны, можно сказать, даже избалованы, им нужны хорошие условия для проживания и питания. Несмотря на то, что путешествие и так для них весьма недешевое, в Китае насчитывается довольно много состоятельных туристов, и экономить на заграничном сервисе они не привыкли.
У нас же в регионе нет китайских кафе, нет комфортных туркомплексов в глубинке Алтая. Многие европейцы даже в этом вопросе более охотно идут на уступки, нежели китайцы. Хотя знают, что нет надлежащих условий — к примеру душа и санузла в номере и пр. А если взять обе наши столицы - у них много ресторанчиков национальной кухни, чем и пользуются туроператоры, включая чаще всего обеды именно в таких точках для туристов из КНР, а не просто выбирая места для общепита.
Снижение спроса на Алтай наблюдалось у жителей европейской части страны. Массово не поедут к нам российские туристы, пока остается заоблачной цена на авиабилеты. Самым дорогим авиакилометром считается рейс по направлению Москва - Барнаул. Да, с другой стороны есть более дешевый перелет Горно-Алтайск - Москва, однако глобально это проблему не решает. Ведь если бы был действительно бешеный спрос на билеты, думаю, авиакомпании поставили бы вылеты ежедневно, увеличили число рейсов. Но несмотря на все заявления, количество вылетов особо не менялось, что косвенно свидетельствует и о величине турпотока.
К слову, пока спрос на предстоящий зимний сезон у нас совсем минимальный, бронирований почти нет. Опять же это связано с экономической ситуацией. Что касается экскурсионных туров в зимний период — это наше традиционное слабое звено, с приходом холодов туристическая жизнь на Алтае как правило замирает, многие туркомплексы вообще закрываются до весны. Хотя, в прошлом зимнем сезоне мы впервые смогли провести все четыре плановых зимних экскурсионных тура, в которых были и иностранные туристы, даже из теплых стран. Единственный курорт, который всегда в любой сезон стабильно востребован — это Белокуриха.
По большому счету, активная всесезонная посещаемость нашего региона во многом зависит от развития инфраструктуры и от цен на авиабилеты. По собственному наблюдению, да и по мнению моих коллег, могу сказать, что статистика посещаемости региона из европейской части страны и из Европы резко снизилась после того, как поднялись цены на авиабилеты в Барнаул.
Фото: ratanews.ru
12.10.2015 20:24
12.10.2015 20:53
12.10.2015 20:58
12.10.2015 23:56
13.10.2015 12:55
13.10.2015 14:42
13.10.2015 19:44
14.10.2015 15:27
Экскурсии надуманы и очень дорогие.
Фактически выполняют фукцию такси, а для туристов в Г.А. приехавших на своем авто 80%, зачем брать такси- туры?
14.10.2015 17:32
Doc22 не занимается борьбой с инакомыслием. Особенно если оно носит содержательный и конструктивный характер. Александр высказался именно так. Никаких возражений его доводы у меня не вызывают. Поэтому не надо выдвигать какие-то фантастические предположения и считать кого-то идиотами.
15.10.2015 11:11
Наверняка, у Вас есть конструктивные предложения для тех, от кого зависит многажды разрекламированная туристическая привлекательность региона. Хочется, чтобы Вас не только услышали, но и внедрили Ваши предложения.
Почему к Вам стоит прислушаться? О знании Вами предмета обсуждения свидетельствует высокое качество работы возглавляемой Вами турфирмы. Предлагаемые Вами туры замечательны, потому что Вы и Ваши коллеги делаете своё дело профессионально. Подтверждаю это по своему опыту, а также впечатлениям друзей и знакомых, к-рые покупали путёвки в фирме "Плот".
15.10.2015 22:14
16.10.2015 16:19
19.10.2015 08:43
До Карлина А. Кудинов был плохим журналистом, а при нынешней власти он себя возвел до фигуры пустой значимости, роль его... чаще и более нежнее называть имя губернатора и чаще и глубже лизнуть....да такие холуи в моде!
Что может быть более ничтожного, чем восхваление, холуйство и пресмыкательство перед теми, кто недостоин даже похвалы, ибо ничем не отличился на благо служения народу, кто не способен на гражданский поступок, не говоря уже о патриотическом жертвовании собой во имя Родины. Но особое презрение вызывает холопствование подчиненных перед начальством. Кудинов – Напильник, гость, соц язва… тяжело больны этой заразной болезнью, которая поражает такие индивидуальные этих людей, из которых формируется такое понятие как личность. Болезнь холуйства поражает мораль, достоинство, справедливость, честность, совесть и стыд, без которых человек превращается в заурядное двуногое животное.
Эти люди тяжело больны, если восхваляют тех, кто разрушает, кто разграбляет их достояние, кто украл у них будущее. Этот народ не славит своих погибших или умерших героев, он как в наркотическом отуплении, чисто по-холуйски пресмыкается перед теми, кто разрушает. И это не прямая вина простого народа, от которого скрывают настоящую правду и подло разводят на мякине те, кто сидит во властных кабинетах.
А что мы видим сегодня? Мелкотравчатые властные идиоты и их манипуляторы нагло, хотя и не афишируемо, поощряют холуйство перед губернатором, который не только ничего существенного не сделал для края, а наоборот, усугубил ситуацию в экономике. При этом пресмыкательство маргиналов и тиражируемая телевидением и прессой «любовь» к губернатору достигли такого маразма, что вызывают у людей обратную реакцию.
Ведь именно дебильная власть назначенцев дает яркие примеры Сегодня в крае торжествует тотальная СЕРОСТЬ, ПОДЛОСТЬ, ПРОДАЖНОСТЬ и ПРЕДАТЕЛЬСТВО. А чтобы убедиться в этом, давайте назовем имена «ГЕРОЕВ»: Кудинов – напильник и безымянные – гость и соц язва пройдем по всему властному срезу так называемой элиты и их делам, чтобы убедиться, кто главный враг в Алтайском крае и его людей.
19.10.2015 10:03
21.10.2015 09:46