– В Алтайском краевом театре драмы я оказался в ситуации: плюнь на актеров, на театр – вообще на все; сиди, получай зарплату, и все будет нормально. Мне не хочется быть бесцветным, ничего собой не представляющим, но с хорошей зарплатой. Лучше я соберу чемоданы – по крайней мере моя совесть будет чиста… – перед тем как навсегда уехать из Барнаула, Илья Ротенберг дал интервью газете «Свободный курс». Заявление об увольнении по собственному желанию главный режиссер алтайского драмтеатра написала две недели назад.
Все стало местью
- Илья, вы приехали в Барнаул в августе прошлого года. Как давно вы подумываете о том, чтобы отсюда уехать?
- С Нового года. У нас получилась неприятная история с новогодним капустником, ставили вот этот пресловутый «Кто поедет в Новый год-2». Там все явно шло к неудаче, к провалу. А поскольку я параллельно репетировал свой спектакль, не мог держать руку на пульсе, и на прогоне у меня, что называется, волосы встали дыбом. И я достаточно грубо – режиссер до сих пор обижается; правильно делает, но выбора у меня не было – влез в эту работу, из-за чего мы очень сильно не поладили с директором. Мы и до этого не сказать, чтобы жили душа в душу, но напряженность как-то сдерживалась, а с этого момента со мной началась настоящая расправа. Я начал понимать, что так работать не получится: если самый главный человек в театре вот так настроен и так себя ведет…
- Как – вот так? В чем это выражалось?
- У нас была договоренность, что театр оплачивает мне квартиру – с января директор перестала это делать. Мы же здесь жили большой семьей; моему ребенку полтора года, и с нами была Дашина мама, моя теща. Директор выгнала ее из квартиры, сказала: раз вы так… Мне неудобно об этом говорить. Есть трудовой договор, там написано, что главный режиссер контролирует творческий процесс, в том числе работу других режиссеров, на этот пункт я и опирался. А Любовь Михайловна решила опереться на свои личные амбиции, так как-то... по-женски. Все это вдруг стало местью. Что я должен был делать? До свидания, раз так.
- Что было дальше?
- Дальше я выпускал «Никио и великий самурай», и как-то еще смутно надеялся, что у нас с директором найдется общий язык, но он так и не нашелся. Тем более, что началась небезызвестная история с «Островом Рикоту». В ней меня, если честно, больше всего возмущает, что впервые это письмо Холодова я увидел в интернете. То есть, письмо попало в театр, Любовь Михайловна отправила его режиссеру Саше Сазонову, а меня никто даже в курс не поставил.
Это решение изъять сцену из спектакля, которое потом было принято вице-губернатором Бессарабовым - законно ли оно? У каждого подобного вопроса две стороны – моральная и правовая. Наверное, если спектакль вызывает бурные споры, решения должны принимать эксперты. Бессарабов точно не эксперт.
Я расценил эту ситуацию, как плевок в лицо. И об меня, и об моих коллег, актеров, режиссеров, вытерли ноги. Единственное, что я мог сделать – публично выказать отношение ко всему этому.
- Любовь Михайловна обсуждала с вами эту ситуацию? Она просила вас не увольняться?
- Было так. У нас фойе вывесили статью «Самые яркие цитаты месяца», и среди прочего там была моя, как раз о ситуации с «Островом Рикоту» - «Брошу все к чертовой матери». «Вот так вам и надо поступить», - сказала Любовь Михайловна, и я в тот же день написал заявление.
Какой там манифест
- Илья, не думаете ли вы сейчас, что труппа ждала от вас решительного, открытого противостояния всему этому?
- Не надо ждать от режиссера, что он будет устраивать революцию. Я приехал сюда ставить спектакли. Но когда ты загнан в жесткие рамки, то понимаешь, что ничего сделать не можешь, и в первую очередь – не можешь сделать спектакля. Я десяти холодовым отвечу и пяти губернаторам, но в этом театре я не отвечаю за то, что я должен делать как главный режиссер.
В Алтайском краевом театре драмы я оказался в ситуации: плюнь на актеров, на театр - вообще на все; сиди, получай зарплату и все будет нормально. Я в такие игры играть не хочу. Мне не хочется быть бесцветным, ничего из себя не представляющим, но с хорошей зарплатой. Лучше я соберу чемоданы - по крайней мере, моя совесть будет чиста.
- Вы поставили в нашем театре «Последнюю любовь» и «Никио». Некоторых зрителей выбор спектаклей как-то озадачил, что ли.
- Я приехал сюда, победив в фестивале малых городов со спектаклем «Игроки» — мне казалось, и сейчас кажется, что я нашел в Гоголе что-то свое, и хотелось поискать что-то еще. Я предложил Любови Михайловне: давайте поставим «Ревизора». «Нет, скоро будут выборы, не надо». «Никио и великий самурай» - это то, на чем мы сошлись. Вот и Лоевский сказал, что все ждали от меня манифеста. Но какой может быть манифест в таком театре? О чем? О том, что Шукшин - наше все?
Вы представьте только: ты делаешь спектакль, какой-нибудь придурок, или наоборот, очень умный человек, возмутится, пишет письмо и зам губернатора единолично принимает решение изъять из спектакля сцену. Никаких манифестов; сиди, делай выводы, зарплату получай – извините, я лучше уеду.
День животновода
- Вы знаете, кто будет следующим главным режиссером в нашем драмтеатре? Какими качествами он должен обладать, чтобы не хлопнуть дверью через полгода?
- На все разговоры о том, кем будет новый главный режиссер и каким ему надо быть, у меня есть такой ответ, - совет Любови Михайловне. Ей вообще не надо брать главного режиссера.
Пусть лучше укрепит свой менеджерский аппарат, возьмет себе творческого заместителя, который будет организовывать какие-то проекты. Возможно, ей следует выбрать такой путь. Она не отдаст на откуп главному режиссеру творческую составляющую, но в этом случае получается история взаимной травли. Мне совсем не хочется, уходя, хлопать дверью – правильней и этичней сказать: «у нас не совпали позиции, театр, который вам нужен, мне кажется невозможным».
- Вы понимаете, какой театр пытается сделать Любовь Березина? Куда она его ведет?
- Политика театра: надо, чтобы был полный зал. Другой нет. Как-то это странно звучит, в этом смысле Стас Михайлов легко выигрывает у театра. Большинству людей театр не нужен, моды на театр нет. Есть театры с репертуаром, где названия в афише одно хлеще другого: «Он, она, покойник», «Я хочу выйти замуж», «Любовник и кто-то там…» - если пойти по пути зарабатывания, все придет к этому; к этому все и идет.
Потом, в Алтайском театре драмы по два, по три раза в месяц — то День животновода, то День госнаркоконтроля, то еще какой-то День. Я ничего не имею против таких культурно-массовых мероприятий, пусть у каждой отрасли будет свой праздник, но вообще-то для них существуют ДК. Мы из-за этого отменяем репетиции, отменяем спектакли. Понимаете? Животноводы поют! Вот все отношение администрации края к театру: такое здание красивое, отреставрированное, мрамором обшито, люстры, витражи - а в нем кучка актеришек каких-то окопалась, и они время от времени вонь устраивают.
- А вы не думаете, что везде так, в любом региональном театре?
- Не везде. Мы были на театральном форуме, и там выступал начальник управления по культуре Новосибирска. Там тоже кто-то очень резко не принял спектакль, но там ответ такой: «мы не уполномочены вмешиваться в такие вопросы». Вопрос, то есть, не в системе. Закон есть закон - а ситуация существенно отличается от барнаульской.
- Очень жалко, что мы не увидим вашу «Зависть».
- Я все время думаю об этом. В Барнауле я остро ощутил: людям становится неважно, хорошо или плохо делает человек дело, вообще, неважно, что он делает, любое проявление индивидуальности и свободы вызывает какую-то необъяснимую ненависть, как в комментариях на вашем сайте. Спектакль ты поставил, книгу написал, магазин открыл — неважно. Вся страна у нас такая, в Барнауле это просто проявляется больше, из этого состоит атмосфера города. Помимо таланта и, я не знаю, предприимчивости надо иметь гигантскую выдержку, понимать: «так, стоп, ты ничего плохого не сделал, ты не перед кем не виноват». Ни перед кем не виноват Петя Шерешевский, который поставил здесь «Три сестры» - спектакль, который никому не понравился. Вот Золотарь поставил «Войцека», спектакль, ставший выдающимся достижением в русском провинциальном театре — а результат-то тот же. Помните, в «Зависти» Кавалеров говорит: «я жалею, что родился в России, родись я в маленьком городке во Франции, я бы приехал в столицу и всего там добился»? Может быть, во Франции свои заморочки, но в России победа равна поражению – сейчас я уверен.
«Свободный курс»
Фото: Анна Зайкова
20.03.2013 11:44
20.03.2013 12:46
20.03.2013 13:59
20.03.2013 15:29
20.03.2013 16:02
20.03.2013 16:42
20.03.2013 17:03
20.03.2013 17:22
20.03.2013 19:43
20.03.2013 22:22
20.03.2013 22:50
Кстати, и зря он на наркоконтроль наезжает - видимо, не смотрел он видео с УАЗиком. такие бравые парни могут и обидеться, каких-нибудь замороченных московских экстази у него найдут сугубо случайно. И под панфары!
20.03.2013 22:57
В честь скошенного урожая озимой манки, мог бы поставить какой-нибудь один день из жизни заведующего свиноводческим комплексом. Или один день из жизни специалиста по свинообкорму. А то все обидеть норовит.
20.03.2013 23:05
А вот Бутусов ни на кого не обижается - как пел мимо нот, так и поет. И всем очень нравится...
21.03.2013 08:12
21.03.2013 10:50
21.03.2013 11:43
21.03.2013 16:08
21.03.2013 19:31
22.03.2013 09:42
22.03.2013 10:12
22.03.2013 10:59
22.03.2013 12:52
22.03.2013 13:50
Мужик оборачивается и говорит ей с укоризной:— Это же надо так деньги любить!!!
22.03.2013 13:58
— Продолжайте, дитя мое. Это не грех, это заблуждение. .
22.03.2013 14:15
22.03.2013 17:34
Сара послала мужа вынести мусорное ведро. Проходит час, два, три, наконец, он возвращается.
- Абрам, где ты так долго ходил?!
- Сара, я ведь его-таки продал!
22.03.2013 20:23
И насчет Шукшина... Я здесь сильно вспоминая, явно нелюбимый, рассказ Шукшина "Артист Федор Грай"....
Федор переживал неудачи как личное горе: мрачнел, за, днем с ожесточением работал в кузнице, а вечером шел в клуб на репетицию.
... Готовились к межрайонному смотру художественной самодеятельности.
Режиссер крутился волчком, метался по сцене, показы, как надо играть тот или иной "художественный образ".
-- Да не также!.. Боже ты мой! -- кричал он, подлетая к Федору. -- Не верю! Вот смотри. -- Он надвигал на глаза кепку, засовывал руки в карманы и входил развязной походкой в "кабинет председателя колхоза". Лицо у него делалось на редкость тупое.
-- "Нам, то есть молодежи нашего села, Иван Петрович, необходимо нужен клуб... Чаво?"
Все вокруг смеялись и смотрели на режиссера с восхище. Выдает!
22.03.2013 20:41
Но надо сразу честно рассказать, что труппа была у нас не профессиональная. В смысле актеров. Но зато все с юмором. И вот когда у нас вечером на ВРЗ в частном доме с низкими окнами, где мы репетировали, закончилось пиво, мы решили посмотреть, как он срежиссирует выход за пивом (ну и за водкой, конечно) в темную, темную ночь (в 90-ые еще продавали).
22.03.2013 20:50
22.03.2013 21:34
22.03.2013 21:36
22.03.2013 21:38
22.03.2013 21:40
ну тут самое интересное и началось)
22.03.2013 21:43
22.03.2013 22:35
22.03.2013 23:05
22.03.2013 23:16
22.03.2013 23:18
22.03.2013 23:20
22.03.2013 23:52
23.03.2013 02:31
22.03.2013 23:52
Мойша - Спилберг
А мне почемута кажется, шта эта случаем Мишаня Рапопорт. Ну пачемута кажется и кажется.
23.03.2013 09:22
23.03.2013 21:40
24.03.2013 06:06
24.03.2013 11:44
24.03.2013 12:01
24.03.2013 12:44
24.03.2013 11:44
А почему Мишка рапопорт с бакенбардами?
Не знаю, просто ассоциации (не инсинуации). Обшибся? Вы там Мойши уж разберитесь промеж с собой кто там у вас главный с бакенбардами.
24.03.2013 13:28
24.03.2013 13:38
24.03.2013 14:25
Маша, я прямо интересно, какая уже и вас фигура?
24.03.2013 14:32
24.03.2013 14:37
24.03.2013 14:38
24.03.2013 15:40
24.03.2013 16:09
Маша, вырисовывается с хорошей фигурой, да и без бакенбардов! Где только таких берут!
24.03.2013 16:50
24.03.2013 16:52
24.03.2013 17:05
Они ему говоря:
- Ну всё, ты помер!
- Это кто это помер?!
- Ну это Иоан Васильевич котрый, не тот...
- А, ну я же восстану?
- Восстанешь, восстанешь...
А насчет шила я не знаю - может, и алмазное, но колесо я за 20 рэ покупал...
24.03.2013 17:32
24.03.2013 18:57
24.03.2013 18:58
Трехслойная фанера лопается
И еще хочет
24.03.2013 19:27
24.03.2013 17:32
а мойша-то, оказывается, ко всем прочим достоинствам мужчина с алмазным шилом. и достаются же некоторым женщинам такие!)))
Чёта двусмысленно таки за алмазное шило. Не позволяйте, девушка, мойше куданить его засовывать.
24.03.2013 19:53
тассу. вообще-то, если не ошибаюсь, евреи всегда были ооочень хорошими портными. так что, думаю, они хорошо с шилом управляются.
кумандинцу. вы даже не представляете, как тяжело, но я пока справляюсь.
24.03.2013 20:01
Просто оно с шипами и усиками...
И лопается постоянно...
24.03.2013 20:07
24.03.2013 20:11
24.03.2013 20:40
24.03.2013 20:42
24.03.2013 20:44
24.03.2013 20:47
24.03.2013 21:13
24.03.2013 21:45
По сценарию, актер (высокий парень) должен был выпить бутылку воды... а голос за кадром: "Пей дружок томатный сок - будешь строен и высок!" потом он падал и киздец...
Так вот, мы ему нифуячили туда водки.. Ну а сцену же по Станиславскому не бросишь..
Допивает он пузырь. Здесь надо сказать, что он служил в Афганистане... Трезвые - они робята нормальные,,,
24.03.2013 21:46
24.03.2013 21:48
24.03.2013 21:48
24.03.2013 21:48
24.03.2013 21:49
24.03.2013 21:51
25.03.2013 11:30
25.03.2013 12:55
25.03.2013 19:03
25.03.2013 19:07
25.03.2013 19:08
26.03.2013 13:28
26.03.2013 14:59
26.03.2013 15:10
26.03.2013 15:52
26.03.2013 18:13
26.03.2013 21:43
26.03.2013 22:04
26.03.2013 22:11
26.03.2013 22:41
26.03.2013 22:55
27.03.2013 00:02
27.03.2013 07:39
27.03.2013 19:42
27.03.2013 20:03
кстати, напильнику! на "что делать" не я вас оскорбляла. это какая-то лже-маша. а я там почти не бываю.
28.03.2013 08:00
Любопытством и трепетом вся толпа сражена.
По столичному городу проезжает в коляске
Кружевная, капризная властелина жена.
Улыбаясь презрительно на крутые поклоны
И считая холопами без различия всех,
Вдруг заметила женщина - там, где храма колонны,
Нечто красочно-резкое, задохнувшее смех.
Оборванец, красивее всех любовников замка,
Шевелил ее чувственность, раболепно застыв.
И проснулась в ней женщина, и проснулась в ней самка,
И она передернулась, как в оркестре мотив.
Повелела капризница посадить оборванца
На подушку атласную прямо рядом с собой.
И толпа оскорбленная не сдержала румянца,
Хоть наружно осталася безнадежной рабой.
А когда перепуганный - очарованный - нищий
Бессознательно выполнил гривуазный приказ,
Утомленная женщина, отшвырнув голенищи,
Растоптала коляскою марьонетку проказ...
28.03.2013 09:47
В школе на уроке литературы я вылез со стихами (в противовес любимому учителем Маяковского, стихи которого обозвал квадратными) с Ананасами в шампанском и Я - гений, Игорь северянин. Думал, влепят мне трояк за такой декаданс... Но, как ни странно, получил пять и в последующем получал по литре только пятерки... И еще после этого меня долго в школе звали "вон гений идет"...
28.03.2013 09:54
28.03.2013 10:00
28.03.2013 10:13
28.03.2013 10:20
28.03.2013 11:39
29.03.2013 09:51
29.03.2013 12:11
как соберусь с мыслями и попытаюсь написать, чтобы не слишком пошло было, так сразу....
29.03.2013 23:09
В 7 утра заходил в нашу общаковскую опочивальню пьяный с ночи в гавно директор нашего пионерлага (кстати. двухметровый деревенский конь), которого прозвали за пристрастие к музыке и малолетним девочкам - Сионист Пидоров. заходил он, естественно, с пионерским горном. И тому, кто спал возле дверей, он со всей силы в 5.30 утра в ухо дул в трубу пионерскую зорьку. Ту-ту-ту, ту-ту-ту-ту!!!
Мы взбадривались.
Однажды сунул трубку и дунул так в ухо Эдику-боксеру-токсикоману, который в 18,5 лет приехал в пионерлагерь потрахать малолеток перед армией в силу своей умственной отсталости... У Эдика были тогда конкретные видения, страхи и глюки, но весил он уже от опухания воды после сушняка тоже за сотку...
Короче, Эдик всёк директору... и началась антогонистическая борьба классов...
Женя-братан с Осипухи, который реально был уверен с детства и всегда считал, что причем тут здоровые зубы, нужно для красоты ставить золотые... полез тоже в драку...
(продолжение следует... в том числе и о чем намекает Маша)
29.03.2013 23:14
К вечеру тех, кто случайно в силу высокого роста, несмотря на совсем щенячий возраст, брали с собой в деревню ебать баб.
30.03.2013 12:28
30.03.2013 12:36
30.03.2013 12:44
30.03.2013 15:48
30.03.2013 17:30
30.03.2013 23:25
31.03.2013 08:36
31.03.2013 08:45
Это дурак ломанулся, ну я его и прикрыл там, причем как бы случайно сломал ключ в замке... А поскольку другого трудовика пришлось ждать из другой школы, он долго там сидел...
31.03.2013 08:51
31.03.2013 10:22
пишите сюда - vasha-masha22@yandex.ru
31.03.2013 11:11
31.03.2013 11:20
31.03.2013 12:03
31.03.2013 12:09
31.03.2013 12:39
31.03.2013 12:58
31.03.2013 13:28
31.03.2013 14:09
31.03.2013 14:44
31.03.2013 21:11
31.03.2013 21:25