Руководитель краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков прокомментировал ситуацию вокруг «Каменского ЛДК», для нужд которого, по словам местных жителей и депутатов, вырубают реликтовый лес:
— Об этих проблемах мне известно давно. Такая ситуация абсолютно по всему Алтайскому краю, за исключением Залесовского заказника. За него мы бились с 2006 года, и хотя он создал значимый для всей страны судебный прецедент, расставлены еще не все точки над «i»… Встречаясь прошлой весной с президентом Медведевым, я говорил ему о ситуации с лесами в Алтайском крае, о том, что население близко к точке кипения и будет социальный взрыв. За последние несколько недель к нам обратились депутаты Завьяловского, Мамонтовcкого, теперь вот и Каменского районов, до этого были мощные протестные акции в Егорьевском районе. Думаю, эта волна будет нарастать. Но слышать об этом не хотят…
Когда я сам впервые увидел фотографии Каменского деревообрабатывающего комбината, думал, надо мной шутят: здания, цеха, а на заднем плане… заснеженные горы. Я хорошо знаю эти места, думаю, откуда там взялись горы?! На снимках с другого ракурса видно, что это горы опилок. Комбинат позиционировался как предприятие по глубокой переработке древесины. На самом деле огромное количество биомассы гниет и периодически горит. Поехал посмотреть своими глазами и увидел, как из ворот ЛДК выходит колонна КамАЗов с круглым лесом. Это сразу привлекло внимание: почему отборный «кругляк» вывозят с комбината, когда он должен туда поступать. На машинах казахские номера, по бортам надпись - ТОО «Сибирский лес», город Экибастуз.
«Каменский ЛДК», входящий в холдинг «Алтайлес» – это так называемый приоритетный инвестиционный проект. Под такие проекты лесной фонд предоставляется в аренду на льготных условиях: территории выделяется больше, аукцион не проводится, ставка арендной платы сокращена вполовину… Главное условие – вложение средств в лесное хозяйство. В законодательстве четко прописано, что сначала арендатор должен пообещать, что будет вкладывать средства, затем ему выделяют территорию и тогда он вносит инвестиции. Я не экономист, но насколько понимаю, с «Каменским ЛДК» схема была другая. Сначала построили комбинат, были вложены деньги, а потом возник приоритетный инвестиционный проект, появились бюджетные дотации, - то есть законодательство уже было нарушено. Это позволило идейным вдохновителям проекта «отбить» свои вложения и получить прибыль без всякой глубокой переработки древесины.
Проблема, действительно, идет сверху. Почему так устроено лесопользование в Алтайском крае? Да потому, что трактовать его таким образом позволяет законодательство, а система управления устроена очень спорно. Проблемы находятся на стыке компетенций разных ведомств, и начинается любимый чиновничий «футбол»... Сейчас не существует такого понятия, как государственная лесная охрана, все отдано в руки арендатора - по логике законодателя, именно он должен охранять леса от пожаров и незаконных рубок, производить лесовосстановление и т.д. Лесной фонд в районе «Каменского ЛДК» арендуют предприятия, входящие в холдинг «Алтайлес», в схеме создания которого сложно разобраться даже правоохранителям. В Интернете можно найти документы с фамилиями Виктора Перегудова (гендиректора ЛХК «Алтайлес» - прим. ред. «БФ»), Михаила Ключникова (бывшего начальника управления лесами Алтайского края) и Якова Ишутина (заместителя губернатора), что сначала они учредили ООО «Макс», которое учредило ООО «Содружество», оно объединилось еще с кем-то, и так в конце долгой цепочки возник холдинг «Алтайлес». Понятно, что напрямую Яков Николаевич Ишутин не является собственником, потому что он чиновник, но как это работает в стране, всем известно...
В крае функционируют два ЛДК – Каменский и Рубцовский, которым до недавнего времени руководил сын бывшего начальника краевого управления лесами. Видимо, те объемы, которые сейчас туда поступают, недостаточны, потому что интенсивность рубок возрастает. За несколько лет допустимый объем изъятия древесины в крае вырос в несколько раз. Я назову приблизительные цифры. В Лесном плане за 2008 год допустимый объем заготовки в Алтайском крае составлял около 3 млн кубометров леса, в действующем на сегодняшний день плане – более 7 млн кубометров. Эти цифры вызывают большие вопросы. И наша боль, в первую очередь, особо охраняемые природные территории. Эти последние уголки дикой природы, созданные для ее сохранения, занимают всего около 4,5% от территории края. Просто вызывает негодование, что объемы заготовки леса в них ничем не отличаются от обычных.
Свое право на благоприятную окружающую среду необходимо отстаивать – обращаться в суды, в прокуратуру, в то же краевое управление лесами, которое вообще-то должно осуществлять надзор в лесной сфере. Только тогда, возможно, люди задумаются и не будут рубить сук, на котором сидят.
23.01.2013 15:27
http://i064.radikal.ru/1301/0f/b2971086b58e.jpg
http://s017.radikal.ru/i408/1301/4d/7fde1456d234.jpg
Сейчас они стали только больше...
23.01.2013 18:43
24.01.2013 09:26
Необходимо ловить черных лесорубов и отрубать им руки. Дайте законным арендаторам заниматься своим делом, а черных лесорубов на дыбу!!!
24.01.2013 10:32
24.01.2013 10:39
24.01.2013 14:44
24.01.2013 15:25
А то что объемы вырубок в два раза более допустимого - это что? Не бесконтрольные рубки?
24.01.2013 15:36
24.01.2013 19:53