В конце мая текущего года Минфин РФ внес в правительство пакет законопроектов, включающий в себя поправки в закон о бюджете, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Ведомство предложило целый список налоговых изменений: расширение прогрессивной ставки по НДФЛ (от 13 % до 22 % в зависимости от уровня доходов гражданина), повышение налога на прибыль с 20% до 25%, а также существенное изменение подхода к налогообложению малого и среднего бизнеса. Среди нововведений есть и послабления, например, вычеты как для граждан с невысоким уровнем дохода, так и для бизнеса с высоким уровнем инвестиций. Алтайские эксперты рассказали «Банкфаксу», как эти изменения могут отразиться на жителях края и предпринимателях, в случае их принятия.
Алексей Легостаев, руководитель УФНС России по Алтайскому краю:
- У меня сначала было ожидание, что все это примут быстро и оперативно, потому что уже есть необходимость формировать бюджет на 2025 год. А сейчас я смотрю некоторые комментарии, и речь вроде бы как уже идет о том, что все еще раз нужно внимательно рассмотреть, взвесить, обсудить, и при необходимости, быть может, скорректировать.
По нашим предварительным оценкам, прогрессивная шкала налогообложения коснется совсем небольшой категории физлиц, проживающих в Алтайском крае. Мы для себя вообще пока насчитали всего человек 14, которые имеют доходы свыше 50 млн рублей и будут подлежать налогообложению по шкале в 22 %. В категорию с доходами от 2,4 млн до 5 млн рублей, по нашим оценкам, в крае попадет 2,5-3 тысячи физических лиц. Конечно, хотелось бы, чтобы их было намного больше.
Но вообще явно не за эти 3 тысячи человек нужно переживать. Мне кажется, больше нужно радоваться за тех, у кого ставка по НДФЛ снизится до 6 % за счет предусмотренного пособия в размере 7 % от ранее уплаченного налога. Это распространяется на многодетные семьи с небольшими доходами. Выплачивать пособие будет Социальный фонд. Я пока не могу сказать, о каком числе получателей этой поддержки идет речь, но, думаю, это порядка нескольких тысяч. В любом случае, их будет явно больше, чем тех, для кого налоги увеличатся.
Что касается НДС, то, наверное, если бы на моем месте сейчас были предприниматели, то они бы говорили, что все, крах. Наверное, они так и говорят. Хотя не все так трагично. Ну, во-первых, приблизительно 95-97 % предпринимателей, работающих по упрощенной системе, показывают доход менее 60 млн рублей. Их эта история не коснется никак. Мы посчитали, что у нас приблизительно 1600 предпринимателей, у которых доходы свыше 60 миллионов рублей. Но, давайте подумаем о том, что сегодня лимит этой упрощенной системы - 250 миллионов рублей, а завтра он станет 450 миллионов рублей.
Сегодня налогоплательщики, которые имеют доходы в 250-450 млн рублей, работают в обычной системе налогообложения. Они в обязательном порядке платят НДС, налог на прибыль, налог на имущество и т.д. А в скором времени у них, благодаря этим изменениям, появится возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, а это значит упростить налоговый учет, не платить налог на прибыль и сделать выбор для себя: платить НДС по ставке 5-7 % в зависимости от доходов, либо остаться на старой схеме, когда они платят по 20 % НДС, но имеют право на вычет расходов. Для этой категории ситуация только улучшится. Таких будет где-то около 1,5 тысяч по нашим подсчетам.
Ставка по налогу на прибыль растет, с одной стороны, для всех. А с другой стороны. мы говорим о том, что тут же государство вводит ряд новых льгот по налогу на прибыль – инвестиционные и т.д. Так что если ты занимаешься развитием предприятия, вкладываешься в него, то ты тут же получаешь преференции. Ну а в целом логика с НДС та же, что и с НДФЛ – кто больше получает, тот должен больше платить.
Мария Прусакова, депутат Госдумы РФ, первый секретарь крайкома КПРФ в Алтайском крае:
- Сама по себе дифференциация по уровню доходов – это, конечно, движение в сторону по-настоящему прогрессивной шкалы. Но мы не увидели реализации самого главного принципа, которому эта шкала должна соответствовать, о чем наша партия говорила в своей программе – налоги не должны платить те, кто получает минимальные доходы и, по сути, выживает. В итоге как люди платили 13 %, так и будут платить. Основная налоговая нагрузка ложится на средний класс. Мы не видим в предложенной системе главного – чтобы повышенную налоговую нагрузку несли те, кто получает сверхдоходы. Поэтому все это вызывает некоторое разочарование.
Владимир Семенов , депутат Алтайского Заксобрания:
- Во-первых, я глубоко сомневаюсь в том, что какая-то организация будет повышать стоимость своих товаров или услуг, чтобы обеспечить выплату НДФЛ для лиц, контролирующих ее и попавших под увеличение из-за высоких доходов. Мне кажется, это уже домыслы. Что касается Алтайского края, то у нас эта прогрессивная шкала коснется не то чтобы большого числа людей. Так что не приходится говорить, что у нас в регионе это как-то увеличит нагрузку на бизнес или на сотрудников компаний. По крайней мере, я бы это в таком ключе не рассматривал.
При этом у нас те, кто платил 13 %, получат вычет в 7 %, если у них есть двое детей и более. И вот эта категория у нас куда как более крупная. Я считаю, что это прямо хорошая мера поддержки. Так что я бы не говорил о том, что прогрессивная шкала принесет нам какие-то дополнительные поборы.
В Госдуме параллельно сейчас находится законопроект, который предлагает полностью освободить от НДФЛ многодетные семьи, где родители работают. Это указывает на то, что власть у нас начала рассматривать более справедливую схему налогообложения для граждан. Когда человек получает несколько миллионов рублей в месяц, ему, безусловно, этих денег хватает на то, чтобы закрыть свои прямые потребности. Я не думаю, что для таких людей станет принципиальным повышение ставки НДФЛ даже до 30 %. Что 22 %, что 13 % - это довольно низкие ставки, если сравнивать их с другими странами. Здесь куда большее значение имеет то, на какой период принимаются те или иные правила игры. Сейчас обозначен коридор, что эти налоги примут до 2030 года. Мне кажется, что этого мало. Для предпринимателей важна прогнозируемость, им сложно именно адаптироваться к изменениям.
Юрий Фриц председатель правлений Алтайского союза предпринимателей:
- Я думаю, 2-3 классов среднеобразовательной школы достаточно, чтобы понять простую вещь: любое повышение налогов - это рост издержек для предпринимателей. Предприниматели - это основные производители товаров услуг. Поэтому любой рост издержек - это рост себестоимости, а рост себестоимости - это рост цены. Так что косвенно мы на себе все эти изменения ощутим. Сколько это прибавит к и без того немалой инфляции – тут я затрудняюсь сказать. Но думаю, что для Алтайского края это будут не особо большие цифры – у нас не так уж много лиц с такими высокими доходами, кого затронет эта расширенная прогрессивная шкала.
Влияние на рост стоимости товаров и услуг от такой шкалы не будет существенным. Куда больше на это влияют другие налоги и другие издержки – растущая логистика, повышение налога на имущество, растущая аренда за землю. В общем, то, что напрямую не связано с хозяйственной деятельностью предприятия, что является некоей константой, не зависящей от экономики организации.
В общем, ничего страшного-ужасного, на мой взгляд, не произойдет, данная норма едва ли затронет малый и средний бизнес – она про высокие доходы. Но есть одна особенность: НДФЛ распространяется не только на зарплаты, но и на суммы, полученные, скажем, от продажи объектов недвижимости. Не секрет, что в бизнесе такие объекты часто оформлены на физических лиц, и вот здесь могут возникнуть определенные нюансы, связанные с продажей более-менее крупной недвижимости. Тут вполне возможно появление каких-то «серых» схем. Но, на мой взгляд, во что-то более серьезное все это едва ли выльется. Я не вижу в этом повышении ничего критичного – оно, скорее, ставит своей целью социальную справедливость, о чем говорил президент.
Алтайский союз предпринимателей давно говорил о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. Мы не были сторонниками просто банального повышения ставки НДФЛ. Речь шла о возможности снижения хотя бы динамики роста других налогов – УСН для приоритетных отраслей, налога на имущество и т.д. Компенсировать такую поблажку мы как раз и предлагали повышением НДФЛ для лиц с высокими доходами. У нас немало структур, в которых зарплата, мягко говоря, немаленькая – это и госструктуры, и корпорации и пр. В общем, есть, где поискать дополнительные доходы.
Государство сейчас этим, в общем-то, и занято. Другое дело, что это не сопровождается снижением налогов в приоритетных отраслях, в чем был бы заинтересован малый и средний бизнес. У нас в крае при таких преференциях, на мой взгляд, более динамично развивалась бы сельхозпереработка. У нас аграрный край, мы много сырья вывозим, дополнительная переработка лишней бы точно не была, ее просто нужно дополнительно простимулировать. Такие преференции положительно повлияли бы и на сельхозмашиностроение, да и машиностроение в любом виде, станкостроение и т.д.
Андрей Осипов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае:
- Расширение прогрессивной шкалы НДФЛ – это не самое страшное для бизнеса в этом пакете, предложенном Минфином. Тема НДФЛ как-то меньше народ волнует, потому что у нас в малом и среднем бизнесе просто нет таких зарплат, которые превышают оговоренные 200 тысяч и исчисляются миллионами. Да и в крупном бизнесе такое редко встретишь. Эти изменения – они скорее про топ-менеджмент. Бизнес это мало волнует. У нас ведь НДФЛ по факту платит сам человек – да, перечисляет его работодатель, но с дохода конкретного сотрудника.
Куда больше волнует тема с «упрощенкой» и переходом на уплату НДС. Да, по имеющимся подсчетам у нас не так много тех, кто имеет выручку свыше 60 млн рублей, чтобы их коснулись эти изменения – всего 3,2 %. Наверное, это справедливо для малого бизнеса, но вот в среднем – там уже разные цифры бывают.
Что касается увеличения порога УСН по доходам до 450 млн рублей вместо действующего в 265 млн рублей – то мы о необходимости такого шага и раньше говорили. Понятно, что существующие ограничения во многом способствуют проблемам с дроблением бизнеса. Вот, видит человек, что он достигает этого предела в 265 млн рублей - ему что делать? Вот он и создает вторую контору. При потолке в 450 млн рублей работать уже как-то поинтереснее.
Но получается, что для крупного бизнеса увеличивают порог, но при этом говорят: «Ребят, теперь еще НДС платите». Малый бизнес с выручкой в 60-250 млн рублей будет платить НДС в размере 5 % без права вычета. При выручке в 250-450 млн рублей это уже 7 %. И эти суммы скорее получаются как дополнительный оборотный налог. Они на «упрощенке», например, платят 6 % с оборота, а тут им добавляют еще 5 %. То есть реально они с оборота будут платить уже 11 %. Этот НДС – он не зачитывается. То есть если купить товар у такого поставщика, и ты при этом на общей схеме, то ты этот входящий НДС не сможешь зачесть. Получается, выгоднее будет выбрать уже предложенную альтернативу в виде общего режима со ставкой в 20 % - тут уже учитываются дополнительные затраты, да еще и вычет работает.
То, что увеличатся суммы налогов – это совершенно точно. Я выше уже привел пример: платили 6 % с оборота, а в итоге будет выходить, что уже платят 11 %. Это должна быть уже совершенно другая рентабельность. Мы понимаем, что весь этот НДС ляжет в стоимость товаров и услуг. Предпринимателю нужно на что-то жить. Это хорошо, когда рентабельность можно добавить на 5 %. А есть ведь сферы, где высокая конкуренция или рынки сбыта, где низкая платежеспособность потребителя. Это может привести к серьезным последствиям для бизнеса. Если рентабельность предприятия уже низкая, я думаю, люди задумаются, а стоит ли вообще им дальше работать.
Возникает двоякая ситуация. Кто-то, вроде как, выгадывает что-то от этих изменений, но и многие остаются в проигрыше. Конечно, все понимают, на что сейчас нужны налоги. Так что тут скорее вопрос в том, как рациональнее все это сделать. Думаю, ко второму чтению этой инициативы поступит немало поправок, и в итоге мы получим несколько иную редакцию. По крайней мере, мы все на это надеемся.
Виктор Красилов, председатель Совета алтайского крайпотребсоюза:
- Увеличение ставки НДФЛ для отдельных категорий граждан практически никого не беспокоит. Наверное, каждому ясно, как все это отразится на людях. А вот что касается упрощенной системы налогообложения – здесь есть вопросы, и очень серьезные, которые вызывают беспокойство и в малом, и в среднем бизнесе. У нас в кооперации есть структуры разного масштаба – сельпо, райпо и т.д. Но мы вот грубо подсчитали – у нас 26 организаций подпадает в перспективе под значительное увеличение платежей. Я не буду называть районы, чтобы ажиотажа никакого не вызывать, но могу сказать, что в одном муниципалитете у нас произойдет увеличение налогообложения почти на 20 млн рублей. Есть прогнозируемое увеличение налогообложения в отдельных организациях на миллион, 3 млн, 5 млн, 7 млн рублей и т.д. В общей сложности получается больше 150 млн рублей. Мне звонил коллега из Новосибирской области, они посчитали – у них получается 260 млн рублей дополнительных налогов. Это вполовину больше, чем они платят сейчас. Но у новосибирцев и объемы побольше.
Могу сказать, что при таких изменениях практически все потребительские общества в Алтайском крае станут убыточными. А мы при этом в малых селах и так содержим убыточные магазины даже без этих налоговых новелл. Уровень расходов у нас в кооперации 22-25 % с учетом заработной платы, тех налогов, которые есть, затрат на доставку товаров, на содержание магазина, на электроэнергию, на отопление и т.д. А торговая надбавка максимум 20 %. Я вот был недавно в одном из сел Чарышского района – там единственный магазин, в котором стоит единственный телефон. Там же и клуб. Туда бабушки приходят – на входе разуваются. Продавец там одновременно и почтальон, и техничка, и кочегар. И вот таких магазинов у нас немало, они приносят нам убытков до 45 млн рублей ежегодно. Понятно, что никакая торговая сеть в этих селах работать не станет.
Ситуация, в общем, серьезная. Вообще многие уже готовят свои поправки и предложения к пакету Минфина. Мы в кооперации подняли этот вопрос, я поднял этот вопрос на ВКС в Центросоюзе. Руководитель Центросоюза уже дал задание подготовить соответствующую инициативу.
Фото: Алтайский союз предпринимателей, пресс-служба УФНС России по Алтайскому краю, личные архивы, профили «ВКонтакте»,Freepik
13.06.2024 12:59
15.06.2024 13:29:59
15.06.2024 13:41:59
15.06.2024 19:08
17.06.2024 09:58
Налоги нужны для того, чть ьы жизнь россиян стала ещё более лучшей и весёлой.
20.06.2024 20:29