Недавняя история конфликта между школьным учителем и родителями второклассника одной из барнаульских школ, которая получила свое продолжение в суде, дала повод для разнообразных суждений, порой резко противоположных. После вынесенного решения формально менее всех пострадала преподаватель начальных классов, чего не скажешь о ребенке, его родителях, а также репутации лицея. Корреспондент ИА «Банкфакс» Артем Кузнецов, имеющий опыт педагогической деятельности, поделился своим взглядом на участников процесса и их болезненные отношения.
- Занятный вопрос: кто все-таки более бесправен в современной российской школе — учитель или ученик? Тенденция последних лет, когда все чаще школьные «разборки» попадают в публичную плоскость, дает повод задуматься: только ли в современной системе российского образования проблема? А может быть стоит поставить вопрос шире и посмотреть на кризис семейных ценностей, общества как такового?
Если раньше выносить «сор из избы» не стремились все стороны конфликта - педагоги, администрация школы и родители, то теперь мы все чаще замечаем, как в прессе звучат нелестные откровения каждой из сторон. Несколько особняком продолжают держаться только руководители заведений. Но этот нейтралитет во многом вынужденный, ситуацию чаще всего они не только не контролируют, напротив — до появления общественного резонанса стараются пустить дело на самотек, по старинке надеясь, что все и так разрешится само собой.
Есть и еще одна любопытная тенденция: директор чаще и охотнее стал выступать на стороне родителей вне зависимости от того, кто на самом деле является зачинщиком конфликта. Это объясняется и проявлением почти безграничной административной власти над коллективом, и боязни вышестоящего руководства в лице комитета по образованию, и просто желанием угодить родителям-спонсорам, с которыми можно сотрудничать еще много лет, вплоть до выпускного. А что учитель? Подумаешь, проглотит обиду и дальше будет работать как миленький, выбор у него не так велик. Увольняются по собственному желанию именно в связи с родительскими «наездами» единицы.
Сам педагог потихоньку начинает терять тот нравственный облик и пиетет, которые вызывал еще лет 25-30 тому назад. Да, ореол, связанный с профессией учителя, похоже безвозвратно остался в прошлом. Однако почему же педагог вымещает подчас всю свою злость, обиду, усталость и неудовлетворенность жизнью на детях? Только потому, что они слабее и не могут как следует постоять за себя? Или потому, что у всех разные способности и скорость усвоения материала? «Выпускать пар» на работе и самоутверждаться за счет слабых — вряд ли в этом удел профессии, нацеленной на работу не только с умами, но и с душами подрастающего поколения.
В любом классе есть трудные, порой катастрофически неуспевающие, зачастую откровенные провокаторы. Однако миссия учителя в том и заключается, чтобы в любой ситуации стараться оставаться человеком. Ты своим примером показываешь и формируешь отношение к будущей взрослой жизни. Когда ты орешь, унижаешь, гнобишь — ты причиняешь вред не только здесь и сейчас, ломая в том числе психику, ты закладываешь комплекс неполноценности на долгие годы вперед. Кем станет этот ученик, когда выпустится, как сложится его судьба, жизнь? Состоится ли он в ней? Вот об этом бы неплохо задумываться каждый раз, когда учитель повышает голос на очередного двоечника и разгильдяя.
Понятно, что даже самые крепкие нервы могут дать сбой, все мы не железные, но возводить издержки профессии и такие отношения в систему — последнее дело. К сожалению, приходится констатировать, часть учителей элементарно не обладают должными качествами именно дипломата, для того, чтобы выстраивать отношения не только со школьниками, но и их родителями. Как бы не заверяли нас в обратном, на лицо, кажется, системный кризис средней школы и тающий буквально на глазах авторитет учителя. Педагог, испытывающий подчас колоссальные психические и физические перегрузки, чья деятельность до предела забюрократизирована, иногда не только не хочет, но и не может проявлять человеческое участие к судьбам отдельных проблемных ребятишек. Государство ко всему здорово «удружило» школе, внедрив систему инклюзивного образования, толком не продумав все аспекты этой реформы. История, когда за одной партой оказываются обычные дети и дети с некоторой задержкой развития, конечно, может вызвать психологические проблемы у учителя. Последний склонен проявлять раздражительность и агрессию к нестандартному ребенку, если не обладает должной выдержкой и терпением. Здесь впору говорить и о такте, не только профессиональном, сколько общечеловеческом. Этому вряд ли можно научить, такое качество нужно культивировать в себе постоянно. Опять же педагог иногда «ведется» на то, как ставят себя по отношению к такому ребенку в классе его сверстники. И если это будет негативное восприятие, не факт, что учитель будет переламывать ситуацию.
Не меньшего внимания заслуживает еще одна сторона конфликта. Особняком здесь стоят родители, которые по отношению к школе и педагогу сформировали потребительскую позицию. Если раньше авторитет учителя был непререкаем для родителей, то теперь общество массового потребления, превратив образование в заурядную услугу, сформировало совсем иные «ценности». Оказывается, ты вправе безнаказанно критиковать учителя, тыкать подарками и его «святой обязанностью» — научить и воспитать. Хорошие мои, ну а как же вы сами-то управляетесь с чадом? Занимаетесь ли с ним, прививаете ли гражданские ценности и патриотизм, чтобы столь рьяно спрашивать все это с учителя? Ведь у него в классе может быть и 25, и 30 детей, а у вас один или двое. Почему только школа должна родителям, но не они школе? Речь не идет о пресловутой материальной помощи. Ясно, что бюджетные учреждения оказались здесь заложниками ситуации, волей-неволей вовлекая родителей и их кошельки в процесс выживания. Но это еще не дает повода вести себя по-барски с учителем, обвиняя его во всех возможных грехах, требуя запредельного результата и успеваемости.
Пока, к сожалению, мы просто все чаще и чаще констатируем саму проблему, но кажется совершенно не понимаем, как ее решать. Получается своего рода замкнутый круг, разорвать который нет возможности ни у кого из участников образовательного процесса. Стремительный темп жизни с одной стороны и рутина профессии с другой сводят на нет любые начинания. Мы реформируем то, что лежит на поверхности. Закупаем компьютеры и интерактивные доски, строим новые школы с бассейнами, отказываемся от второй смены, но все это внешнее, формальное. А вот содержательно мы деградируем все больше. Где работа над повышением статуса учителя, где обещанные индексации зарплат, где уменьшение бумажной и урочной нагрузки? Где документ, защищающий педагога от неадекватных нападок родителей? Где ежегодный отдых в санаториях для восстановления нервной системы за счет государства? Периодическими конкурсами на звание лучшего педагога и редкими подачками к праздникам — этим своеобразным фиговым листком – проблему не решить.
Заметьте, учитель сегодня все меньше воспринимается нами как личность, и все больше как некий механизм, робот, призванный давать знания. Формальное оказания учебных услуг в строгом соответствии со стандартом. Воспитательная функция как таковая просто испаряется. С другой стороны, беглого взгляда на современные образовательные стандарты достаточно, чтобы понять - ребенок должен быть не только подготовлен к школе с точки зрения определенных умений и навыков, но еще и представлять собой цельную личность с набором конкретных качеств. Многие родители к такому повороту сегодня просто не готовы, в том числе и потому, что им катастрофически не хватает времени на своих чад. Что же можно говорить о воспитании детей и выстраивании человеческих отношений между учителем и учеником? Учитель боится быть обвиненным во всех смертных грехах, боится выйти за рамки, ученик же бунтует против жесткого и бесчеловечного к себе отношения, которое лишено любви и уважения и подчинено лишь строгой государственной необходимости. Выходит, это кризис уже не столько школы и семьи как социальных институтов, а нашего общества в целом.
Вот так незаметно школа из некогда большой и дружной семьи, единого коллектива учителей и учеников превращена в какое-то до предела выхолощенное казенное учреждение, где напрочь отсутствует душа, а есть только расчет и план. Сюда больше ходят не по зову сердца и интересам, а потому что так надо. Работа, а не призвание для учителя, и такая же рутина для самого школьника, где надо высидеть от звонка до звонка. Школа все больше воспринимается уже не как что-то одухотворенное и светлое, а как те самые буквы в аббревиатурах, которые пишут в официальном названии заведения. Все эти МОУ, СОШ и прочее.
Сейчас в школу идут дети тех родителей, кто если и застал советское время, то скорее в раннем возрасте, не пройдя через советскую школу и не имея возможности сравнивать педагогические подходы тогда и сейчас. Проблема взаимоотношений учителя и ученика существовала всегда. Другой вопрос, что в советской школе, в силу ментальности и воспитания, это во многом нивелировалось. Во-первых, важнейшую роль играла принадлежность учителя к интеллигенции. Эта прослойка в СССР всегда воспринималась по-особому, учительство относилось к наиболее уважаемым профессиям. Педагог был непререкаемым авторитетом для всех участников образовательного процесса, а для родителей — еще и истиной в последней инстанции. В конфликте педагога и учащегося родители в девяти случаях из 10 выступали на стороне учителя. Сейчас эта статистика выглядит с точностью до наоборот. Во-вторых, не стоит забывать, что уровень достатка педагога в ту пору ставил его вровень со многими родителями своих учеников, чего нельзя сказать про нынешнее время. Это давало возможность чувствовать себя самодостаточным и уверенным, не смотреть на материальные возможности родителей с точки зрения их полезности или бесполезности для твоего класса. Да и вообще этот фактор во времена СССР не то что отходил на второй план, он отсутствовал как класс. Сейчас же деньги родителей выступают одним из главных критериев при формировании отношения учителя к ребенку. Например, широко известна практика, когда учителя начальных классов в отдельных гимназиях формируют школьный коллектив с оглядкой на профессию (читай - материальное положение) его родителей. Эти случаи, к сожалению, не так уж и редки. Конечно, нужно оговориться и добавить, что отнюдь не все учителя таковы.
...В нашем конкретном споре родителей и учителя истина так и не родилась. В очередной раз увлеченные отстаиванием собственных интересов все почему-то забыли про самого главного участника, - ребенка, который наблюдает со стороны на бои без правил непонятного взрослого мира.
03.03.2017 16:26
А школа нуждается в серьезных реформах. И дело не только в том, чтобы увеличить зарплату учителям.
1. Разработать единые образовательные программы для всех школ страны. Утвердить единые учебники для всей страны. Принять единый устав для всех школ, где четко прописать прва и обязанности всех участников образовательного процесса.
2. Отменить существующую систему оценки квалификации учителей. Отменить эти шоу-конкурсы для учителей, которые только отвлекают от реальной работы. Квалификация учителя должна зависеть от его стажа работы в школе.
3. Разрушить нынешнюю систему отчетности, когда учитель вынужден завышать оценки ученикам, скрывать от начальства конфликты с учениками. Два получил ученик - два и ставь, пятерку - ставь пятерку.
4. Вернуть в аттестаты оценку за поведение учащихся, как это было и в СССР и до революции.
5. И принципиально: неуправляемые и отстающие в учебе ученики должны отправляться в специальные закрытые интернаты. Дело в том, что основная причина плохого поведения учащихся - это безнаказанность. А в таких интернатах их научат и дисциплине, и порядку. И строем ходить. Я полагаю, что в таких интернатах будет уместно вернуть и физическое наказание. Годик-другой в таком интернате побудет - и придет учиться в обычную школу, как шелковый.
6. Установить в школах во всех классах видеокамеры. Это позволит решать конфликтные ситуации на конкретном материале, а не на домыслах.
03.03.2017 16:27
А то кого ни послушаешь - так учителя должны всё и всем, у них одни обязанности, а удетей и родителей одни права - что делает педагогов практически беззащитными и лишёнными возможности влиять ( а дети есть дети, без подтверждения силы многие из них не воспринимают авторитета ) на учащихся.
Получается. что педагог должен быть и жнец, и швец. и на дуде игрец: и сам всё знать, и других учить. да ещё и дипломатом быть. И учить не только предмету, но и поведению вообще, не имея возможности выставить мешающих занятиям детей из класса. Или хотя бы выставить их на посмешище, чтобы далее не мешали занятиям. То есть, полностью не только обучить, но и воспитать учащегося. Причём, его никто не спрашивает. согласен или нет он это делать - да ещё1 и за такие гроши.
А что, в таком случае, должны родители - если всё бремя ложится на учителей?
Я так считаю: у педагога должно быть право применять дисциплинарные меры по отношению к учащимся вплоть до полного отказа от обучения ребёнка. Причём, без каких-либо ограничений, полностью на его усмотрение.
А вот подготовить ребёнка к школе, научить себя правильно вести с педагогом и другими учащимися, научить дисциплине - это задача именно родителей.
И это их проблемы, если они не сумели этого сделать - им и искать другого педагога, согласного взять их невоспитанное чадо в ученики.
03.03.2017 16:39
7. Ввести единую форму не только для учащихся, но и для учителей. Форма дисциплинирует.
8. Вернуться к тем традициям, которые были в СССР и дореволюционной России: приветствовать учителя стоя, хочешь задать вопрос - подними руку, любые разговоры без разрешения учителя - строго запрещены. И др. Ученик должен четко знать, что ему можно, а что ему нельзя. Школьник не должен обсуждать эти правила, он должен их принимать, как данность. И он должен понимать, что за каждым его нарушением последует РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ.
9. И надо больше уделять внимание чистоте и порядку в школах. Дети должны самостоятельно делать уборку в классе. Кстати, видеокамеры позволят легко вычислить тех, кто пачкает классы, рисует на партах. За такие провинности детей надо наказывать очень сурово. А родителей штрафовать, поскольку они не смогли должным образом воспитать своего ребенка. Если соблюдать порядок в школе, то не потребуются ежегодные сборы на ремонт в школах.
03.03.2017 17:30
ВОПРОС: А нужно ли нынешнему правительству грамотное и всесторонне развитое население? Ведь безграмотным стадом так просто управлять. Видимо, в этом и кроется причина того, что все "реформы" в образовании за последние годы имели только негативный характер. Ситуация в школе не становится лучше, а только все хуже и хуже.
03.03.2017 18:19
Тема, поднятая Артемом, на сегодняшний день очень актуальна. Актуальна не только из-за одного случая, о котором пишут сегодня. Такое происходит во многих школах и не только в Алтайском крае. И вопрос не в том, что у учителей низкая зарплата…
Вопрос в другом – отношении ученика к учителю, отношение учителя к ученику, отношение между родителями и учителями.
Артем пишет, что падает авторитет учителя, что учителя не воспринимают как личность… При всем уважении к учителям, хочу заметить, что нельзя заставить ученика уважать учителя, только за то, что он учитель. Уважение, авторитет – нельзя купить, их можно только заслужить.
Артем написал "Педагог был непререкаемым авторитетом для всех участников образовательного процесса, а для родителей — еще и истиной в последней инстанции. В конфликте педагога и учащегося родители в девяти случаях из 10 выступали на стороне учителя." Да, эта правда, но горькая правда для учеников, которые осмеливались отстаивать свои права в школе. Им не верили, ни директор, ни родные и близкие люди. А для детей это была травма. Травма на всю жизнь. Даже взрослому человеку не всегда удается доказать свою правоту, а что говорить о детях?
Мы, все взрослые, живем вместе с детьми, и каждый из нас подает пример детям своими поступками. Всем детям, а не только тем, кто с нами ежедневно.
03.03.2017 18:38
03.03.2017 21:48
03.03.2017 21:52
04.03.2017 21:41
Вот так вот нужно наводить ПОРЯДОК в стране. Но у нас такой власти со времен Сталина не стало, к сожалению.
04.03.2017 23:07
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Я вам открою глаза, уважаемый автор! Учитель тоже должен представлять собой цельную личность с набором конкретных качеств.
А некоторые учителя обладают таким набором отрицательных качеств, с которым их стыдно за прилавок поставить, не то что у доски.
Естественно, наивные родители, считающие, что учитель должен "сеять доброе, вечное", не готовы к такому повороту!
04.03.2017 23:40
За то, чтобы на уроках была должная дисциплина, учитель получает зарплату. Или в каждом классе надо усадить полицейского с дубинкой и наручниками для устрашения учеников ? За это вы ратуете?
Учитель - это профессия. Профессионал должен владеть приемами, которые обеспечивают создание рабочей обстановки на уроке. Не можешь - уходи!
Странно читать все эти рассуждения о том, что кто-то чужой должен навести порядок в школе.
В качестве преподавателя я зашел в кабинет тогда, когда мне было 20 лет. Никаких проблем с дисциплиной , сидели и слушали как шелковые. Даже чувствовал, что ученики старались мне помочь.
Мой сын начал преподавать на 5 курсе университета. Честно скажу, я опасался, что дети будут его "проверять на прочность". Но сотрудница учреждения, в котором он работал, рассказывала: "Они так его уважают. Говорят - строгий, требовательный, но не злой и с чувством юмора".
Да для большинства педагогов дисциплина -это не проблема!
05.03.2017 01:22
Я то все это прошел, все это знаю. Вот о том и веду речь, что нужен в школах ПОРЯДОК. Свои предложения, какие школе нужны реформы я в первых своих комментариях изложил.
05.03.2017 08:27
Учитель может хоть сколько создавать рабочую обстановку и быть каким угодно профессионалом - дети тоже люди, и среди них попадаются и такие, которым плевать на всё, которые не признают совершенно никаких аргументов, кроме силовых. Более того: воспринимают отсутствие таковых как слабость и вседозволенность.
И даже самый опытный педагог ничего не сможет с ними сделать. Особо это становится очевидным, когда с отдельными учащимися не может совладать ни один из преподающих в классе учителей.
Всех - уволить? Всех - "не справляешься - уходи"?
А преподавать кто будет? И так учителей нехватка!
Не проще ли выгнать из класса таких вот невоспитанных детей?
Почему все учащиеся должны страдать от недисциплинированности одного-двух невоспитанных шкетов?
А про "профессионалов" я вообще молчу. За гроши захотели профессионалов заполучить.
Хотите, чтобы с невоспитанным дитятей нянькались - нанимайте ему платного репетитора. Который будет иметь полное право отказаться от него.
05.03.2017 10:13
Я уже на пенсии, но за все время работы не встречала учеников, к которым надо было бы применять силовые аргументы. И никакой вседозволенности не было.
Может быть, куратор трудился в каком-то "специальном" учебном заведении "для трудных детей"?
05.03.2017 10:19
Штаты школ в Барнауле укомплектованы полностью. Никакой нехватки нет. Не морочьте голову.
Из любой организации тех, кто не в состоянии справляться со своими служебными обязанностями, увольняют, а из школы нельзя!
05.03.2017 10:30
-----------------------------------------------------------------
Училась в советское время в школе, находящейся в пролетарском районе. В основном родители учеников - рабочие. Как мне эта учительница, на которую подали в суд, напомнила некоторых моих"педагогов". Были такие и раньше. Пользуясь вседозволенностью, точно также глумились над учениками, унижали, оскорбляли. Но не всех. Некоторых детей, родители которых занимали какие-то посты, учителя просто облизывали.
05.03.2017 14:21
Может новое поколение учителей подобрать ключик к каждому ребенку!
А оскорбления и унижения учеников -это из прошлого.
05.03.2017 19:01
А я учился, и за школьные годы буквально в каждом классе имелось 1-2 буяна, с которыми не мог справиться ни один учитель. Помню, как мужика-физика и вовсе 8-классники толпой избили за справедливо поставленные неудовлетворительные оценки.
А весь свет клином на Барнауле сошёлся?
05.03.2017 20:24
05.03.2017 20:38
Лагерь наших оппонентов утверждает, что ничего менять не надо. Якобы все зависит от личности учителя. Прав у учителя достаточно, чтобы удерживать дисциплину на уроках. Неуправляемых детей нет и к каждому ученику учитель может подобрать ключик. Правда, наши оппоненты не уточняют, что это "ключики". Очевидно, что это "тайное психологическое оружие", которым владеют только "избранные". По логике наших оппонентов, если у учителей нет такого "ключика" к трудным подросткам, таких учителей надо гнать поганой метлой из школы.
Вот такая у них примерно логика.
05.03.2017 22:48
И более того - мешает учиться другим.
Он УЧИТ, ПЕРЕДАЁТ ЗНАНИЯ, и это его задача. Задача очень серьёзная.
Но почему он вдруг должен передавать знания тем, кто не хочет их получать? Почему, вместо того, чтобы учить, должен мотивировать учиться? Это пустая трата его, учителя, рабочего времени на разгильдяев, от чего пострадают в первую очередь нормальные дети, которые ХОТЯТ учиться.
Не хочешь - не учись, кому от этого хуже будет?
Учитель - да, потеряет в зарплате, потому что она сегодня напрямую зависит от количества учащихся.
Но у родителей и детей заинтересованность в обучении - ПРЯМАЯ, ведь образование - один из факторов, влияющих на дальнейшую судьбу ребёнка. Это нужно именно им.
Соответственно, уже ИХ задача замотивировать ребёнка на учёбу. Тупо потому что эти нужно ИМ, а не учителю.
05.03.2017 22:53
Во-первых. потому что это ВЗРОСЛЫЙ и СТАРШИЙ человек. Старших и взрослых нужно уважать - и это должны прививать именно родители. Если дети не слушаются взрослых и перечат им - это их, родителей, упущение, что они их так воспитали.
И во-вторых, потому что это человек, который УЧИТ. Который объясняет то, что ученикам непонятно. И это тоже их ошибка, если дети не понимают важности обучения и не дорожат этим.
Ведь в итоге жить-то именно им.
06.03.2017 00:02
Скоро, скоро отомрет профессия учителя! Знания в объеме школьной программы ученики будут получать по специальным компьютерным программам наподобие игровых, с интересной графикой и музыкой.
И не надо ни с кем валандаться, идите мыть пол, да мало ли подходящих занятий для вас, незадачливые учителя!
06.03.2017 00:17
Конечно, в учебе не должна одна рутина. Поэтому учитель должен и фантазию применить, постоянно быть в поиске новых форм обучения. Применять индивидуальный подход.
Но главное, чтобы у ученика была мотивация к учебе. Это задача и родителей, и педагогов привить такую мотивацию ученикам.
06.03.2017 00:25
06.03.2017 02:22
А, по-моему, вся наша жизнь состоит из интересов.
Если вам не интересен фильм, вы будете его смотреть?
Если вам не интересна книга, вы будете ее читать?
Если вам не интересна беседа, вы будете в ней участвовать?
Если вам не интересен человек, вы будете с ним общаться?
06.03.2017 09:40
Я писал уже: я не учитель. Но и я когда-то был учеником и учиться любил, и поэтому прекрасно понимаю учителей, уважаю их, и не отношусь к ним потребительски.
Эта профессия - из тех, которые не отомрут никогда.
Потому что не все могут учиться по учебникам и программам, а многим детям и вовсе нужно объяснять материал индивидуально, чтобы им было можно его понять.
Вот в этом и состоит профессия учителя: помогать учиться тем. кому недостаточно учебников.
Или вы думаете, иначе нужны были бы учителя?
06.03.2017 13:27
06.03.2017 13:42
06.03.2017 13:44
09.03.2017 16:58
Во-вторых: родители психуют и не успевают физически успевать отслеживать судьбу своего чада из-за своего положения в нынешнем обществе из-за состояния этого общества, как морального, так и финансового.
В-третьих: в свои годы, я очень ждал начала учебного года, несмотря на то, что я ребёнок который очень любит улицу, так как там получал полит-социальные знания(маленькой - но личности и ячейки общества). Маленький я вставал на кровати когда играл гимн Советского Союза в 6 утра. Был руководителем Тимуровского отряда, которые раньше помогали пожилым людям (просто так). Я ГОРДИЛСЯ тем, что я ГРАЖДАНИН СССР.
Попробуйте сейчас сказать это о СЕБЕ!