Итоги реализации краевой адресной инвестиционной программы (КАИП) 2013 года и ее проект на 2014 год обсудили 27 ноября на заседании Совета администрации Алтайского края. Представители выступающих в качестве инвесторов краевых ведомств были солидарны в своих претензиях к алтайским строителям, не способным, по их мнению, обеспечить адекватные сроки и качество исполнения госзаказов.
По предварительным итогам 2013 года, объем вложений в рамках КАИП составит 3,9 млрд рублей (в том числе 1,1 млрд — средства федерального бюджета). Прогнозные инвестиции 2014 года оцениваются крайадминистрацией в 5,66 млрд рублей. Приоритетными по-прежнему остаются объекты социальной сферы и ЖКХ, а также улучшение жилищных условий населения. При этом в условиях достаточно напряженного бюджета будущего года региональные власти не намерены отказываться от реализации одного из своих основных предвыборных PR-инструментов - инвестпрограммы «80х80». Только в текущем году на запуск строительства или реконструкции 41 объекта этой программы из краевого бюджета было потрачено 685 млн рублей.
Однако, как оказалось, масштабные планы чиновников по улучшению качества жизни жителей Алтайского края натолкнулись на препятствие в виде недобросовестных подрядчиков. Корень всех зол кроется в конкурсном принципе их подбора, благодаря которому заказы получают строительные компании, не имеющие ни достаточных оборотных средств, ни квалифицированного персонала, но заявившие самую низкую цену.
Выступавшая на заседании совета замначальника Главного управления образования и молодежной политики Светлана Беккер привела в пример недавнюю ситуацию с реконструкцией детского сада при бийском детском доме, когда конкурс выиграла компания, снизившая цену на 43 % от стартовой. Сейчас в Главобразовании сомневаются, что работы будут выполнены этим подрядчиком надлежащим образом.
Г-жа Беккер отметила также ощутимое снижение качества исполнения заказов. Даже такие флагманы строительной отрасли как «Селф» и «СтройГАЗ» получают все больше претензий по поводу вводимых ими объектов социальной сферы. Хотя, по словам замначальника Главобразования, на региональном рынке еще остались строительные компании, способные обеспечить своевременное и качественное исполнение, они не участвуют в конкурсах из-за нежелания искусственно снижать цену. Аналогичная ситуация складывается и на рынке проектных услуг, где конкуренция практически отсутствует и львиная доля заказов достается «Алтайгражданпроекту», который не в состоянии готовить такой объем проектно-сметной документации без серьезных нарушений.
Как предположил замначальника краевого управления по строительству и архитектуре Андрей Геттих, эти проблемы связаны с тем, что в последнее время большинство предприятий строительного комплекса попадают под категорию малого бизнеса. У них небольшие оборотные средства, нет своего штата рабочих и, выигрывая конкурсы, они вынуждены заключать договоры субподряда с другими организациями. В ответ губернатор края Александр Карлин посетовал, что на заседание Совета администрации не пригласили руководителей строительных компаний, которые могли бы лично ответить на все претензии инвесторов.
Александр Карлин, губернатор Алтайского края:
Я думал, вы пригласите СРО (саморегулируемая организация — прим. ред. «БФ») наших строителей. У нас есть уважаемые подрядчики, которые в парламенте неплохо представлены. Мы бы их не в качестве законодателей, а в качестве участников других процессов послушали. Но я так понял, они заняты. Говорят, какая-то там новая модель не то круизеров, не то этих... на которых у нас фермеры ездят коммунистические… хаммеров партия в край пришла. Они наверное туда поехали, а мы тут сейчас насчет работы порассуждаем – как им больше зарабатывать в бизнесе.
По словам главы региона, механизм саморегулирования себя не оправдал. Изначально членство в СРО рассматривалось как определенный знак качества, однако в итоге туда «напринимали проходимцев», которые не соответствуют никаким критериям.
На это Андрей Геттих заметил, что в крае действуют две СРО строителей, объединяющие всего порядка 30 % строительного бизнеса, а оставшиеся 70 % «разбежались» по другим регионам. Поэтому, по мнению чиновника, регулировать эти процессы крайне сложно, а основным средством борьбы с недобросовестными подрядчиками является активизация претензионной работы.
Напомним, что краевые власти не в первый раз высказывают скепсис по поводу эффективности механизма саморегулирования в строительной сфере. Так, в 2010 году «профильный» вице-губернатор Яков Ишутин называл закон о саморегулировании «непродуманным и губительным.
29.11.2013 03:54