В докладе рассматриваются как реализованные слияния, так и варианты потенциального объединения. Обзор базируется на опубликованной информации и на полевых исследованиях в нескольких автономных округах.
Проведенный анализ позволил авторам сделать некоторые выводы, имеющие как теоретическое, так и практическое значение:
1. Осуществленные на сегодня слияния имеют суммарно нулевой эффект. Вполне возможно, что в будущем стране понадобится новое административно-территориальное деление, не исключены и слияния субъектов, но в рамках осмысленной реформы, а не отдельных нескоординированных акций.
2. Слияния не повысили управляемость пространством страны, еще раз продемонстрировав необходимость построения адекватной потребностям страны региональной политики и реформы в сопредельных сферах.
3. Продолжение политики укрупнения чревато всеми видами конфликтов: от экологических до этнических.
4. Проблемы Центра связаны не с многочисленностью субъектов, а со стремлением "федералов" регулировать все и вся. Де-юре Россия - федерация (с независимым от государственной власти местным самоуправлением), де-факто унитарное государство (с вертикалью власти, которая пронизывает все территориальные уровни).
5. Решение о начале кампании объединения округов с "материнской" областью и выбор конкретной "матрешки" были преимущественно продиктованы политическим соображениями, без адекватной социально-экономической экспертизы и непрозрачной системе принятия решений.
6. Подъем экономики в начале текущего века и сменивший его кризис намного сильнее воздействовал на регион, чем любое из реализованных объединений. Практически невозможно выделить последствия собственно объединения.
7. Объединение не столь вредно, сколь бессмысленно. Было вложено много денег и политического капитала при почти нулевой эффективности (даже в области пиара).
8. К реформе административно-территориального деления России можно обратиться только после достижения политической, экономической и социальной стабильности страны.
07.04.2010 09:09
07.04.2010 09:24