В Алтайском крае продолжают активно обсуждать федеральный законопроект, который может радикально изменить жизнь таксопарков и водителей. В соответствии с новыми требованиями, с 1 октября фактически до работы в такси могут быть допущены только автомобили Lada, «Москвич» и электрокары Липецкого автозавода. Владельцы алтайских таксопарков готовы поддержать такой переход только на условиях ощутимой господдержки, сообщили в реготделении профсоюза «Новый труд».
Как считают в организации, новый законопроект ставит таксистов перед сложным выбором: переходить на российские машины или уходить из профессии. Особенно трудно придется самозанятым водителям, которые занимаются извозом на личных машинах. При этом новые требования могут затронуть тысячи жителей Алтайского края, поскольку работа в такси – на сегодня один из самых популярных и доступных источников дохода, особенно с учетом невысоких зарплат в регионе.
Кроме того, в профсоюзе «Новый Труд» обратили внимание на то, что Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и отличается суровыми климатическими условиями и непростой дорожно-транспортной обстановкой, что подтверждает статистика ДТП. Во многом по этим причинам местные жители предпочитают японские и китайские легковые автомобили, как новые, так и со вторичного рынка. По мнению алтайских автовладельцев, машины российского производства менее подготовлены к эксплуатации в непростых погодных условиях – хуже заводятся зимой, чаще ломаются, менее экономичны по расходу топлива.
Кроме того, для местных жителей такси обеспечивает транспортную доступность как в самом Барнауле, так и за его пределами. В настоящее время в краевом центре наблюдается дефицит работников общественного транспорта – мэрия констатирует нехватку до 40 % водителей. В результате многим пассажирам приходится обращаться к услугам такси. Поэтому в случае принятия законопроекта о локализации пострадают не только работники отрасли, но и пассажиры.
С водителями и владельцами ряда таксопарков Барнаула встретилась депутат Алтайского Заксобрания Людмила Цивилева, которая выяснила, как они видят перспективы отрасли, если законопроект будет принят. Владельцы алтайских таксопарков заявили, что готовы поддержать переход на отечественные машины, но только при условии разумных цен и господдержки. Сейчас российские авто, по их мнению, сильно переоценены: базовая Lada Vesta без кондиционера и других опций стоит 1,3–1,4 млн рублей, тогда как аналогичные китайские модели обойдутся дешевле. «Мы с радостью перешли бы на российские автомобили, будь их цена разумной. Оставьте те же модели, но обеспечьте грантовую поддержку, чтобы машины стоили 500-600 тысяч рублей, как это принято в мировой практике», – заявили водители.
Также представители таксопарков обратили внимание, что эксплуатация российских автомобилей для перевозок финансово невыгодна. Например, ежемесячный платеж по кредиту за автомобиль Lada составляет около 45 тысяч рублей. К этой сумме также добавляются затраты на страховку, сменную резину, масло, ремонт. При зарплате водителя в 39 тысяч рублей это делает бизнес убыточным. «Такие затраты разорят даже таксопарки, что уж говорить о самозанятых водителях», – посетовали участники встречи.
По словам водителей, для такси важны надежность и безопасность, дешевое обслуживание, ремонт и комфорт. По этим параметрам российские машины, по мнению собеседников депутата, при эксплуатации вызывают больше нареканий, чем иномарки. Кроме того, водителей не устраивает избыточная, на их взгляд, наценка за дополнительные опции, без которых водитель не может оказывать услугу с надлежащим качеством. «Почему за кондиционер в одной из самых популярных моделей «Лад« надо доплачивать 150 тысяч? Берешь комплектацию подороже — плюс 120 тысяч, потом доставка еще 80. Где логика?» – задаются вопросами таксисты.
Тем временем пассажиры отмечают – для них важно, чтобы в салоне было чисто, работали стеклоподъемники и кондиционер. Зачастую людям проще отказаться от услуги, чем ехать в некомфортных условиях. «Никто не станет платить 500 рублей, чтобы жариться в консервной банке без кондиционера!» – заявили собеседники депутата.
Между тем, по оценкам общественной организации «Опора России», отрасль такси сейчас в значительной мере представлена самозанятыми водителями – ежегодно таксистами становятся более 200 тысяч индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Три четверти из них (более 77 %) используют в такси личные авто, которые не соответствуют новым требованиям законодательства. Сменить их за собственный счет они просто не могут. Кто-то еще выплачивает кредит за купленный автомобиль. Другие подрабатывают «извозом» от случая к случаю и тратить деньги на выполнение требований нового закона не станут. Им проще уйти в «тень», либо найти другой способ заработка. В результате, как считают в «Опоре России», рынок может лишиться до 35 % водителей в течение нескольких лет. Итогом станет скачок цен на поездки (до 40 %) – в первую очередь в некоторых городах Сибири и Дальнего Востока.
«Законопроект о локализации такси уже вызвал волну споров и опасений. О необходимости доработки документа говорят представители РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей - прим. ред. БФ), «Деловой России» и других бизнес-объединений страны. Эксперты считают необходимым устранить ряд существенных недочетов. Например, исключить самозанятых водителей из-под действия новых требований и оставить за регионами право самостоятельно определять уровень локализации. Кроме того, важно усилить законопроект механизмами господдержки и контроля за отпускной стоимостью автомобилей для такси, чтобы избежать их необоснованного удорожания. Без этих мер отрасль просто не выживет, а это напрямую повлияет на транспортную доступность регионов и качество жизни граждан», – констатировала Людмила Цивилева.
По словам депутата, независимый профсоюз «Новый труд» уже готовит обращение к президенту России с предложениями пересмотреть подход к законопроекту и доработать его с учетом интересов всех участников рынка, включая пассажиров и перевозчиков.
Напомним, ранее члены независимого профсоюза работников платформенной занятости «Новый труд» провели опрос среди пассажиров и водителей такси в Барнауле, чтобы выяснить их отношение к обсуждаемому в Госдуме законопроекту о локализации автомобилей для работы в такси. Результаты показали, что большинство респондентов настроены скептически: они опасаются роста стоимости поездок, снижения комфорта и оттока водителей с рынка.
Фото: реготделение профсоюза «Новый труд»
22.04.2025 14:41
22.04.2025 14:47
"Люди - новая нефть". Ведь старая-то никому уже нафиг не нужна.😆
22.04.2025 14:57
22.04.2025 15:01
22.04.2025 15:24
Ага. А ты в курсе что в случае ДТП таксист на пруле тебя специально убьет, чтобы целым остаться?
22.04.2025 15:29
23.04.2025 09:43