АО «Авиапредприятие «Алтай» по итогам 2021 года показало чистую прибыль в размере 42,2 млн рублей. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на финансовую отчетность компании. При этом еще в 2020 году АО показывало убытки в размере 77,3 млн рублей. Впрочем, положительные результаты были вполне ожидаемы, учитывая восстановление пассажиропотока в отчетном периоде.
Как сообщалось ранее, в 2020 году на фоне COVID-19 пассажиропоток аэропорта Барнаула значительно снизился. Если в 2019 году он обслужил 532 тысячи пассажиров, то в 2020 году только 295 тысяч человек. По крайней мере, такие цифры приводили СМИ со ссылкой на свои источники в Росавиации. На этом фоне чистые убытки «Авиапредприятия «Алтай» составили 77,2 млн рублей. Выручка составляла всего 729,7 млн рублей, а себестоимость – 796,01 млн рублей.
Однако в 2021 году пассажиропоток удалось увеличить в 1,75 раза к уровню 2020 года - до 514 тысяч, что всего на 3,3 % меньше допандемийного 2019-го. Финансовое положение предприятия тоже выровнялось: выручка выросла почти до 1,3 млрд рублей, а себестоимость продаж – до 1,2 млрд рублей. Чистая прибыль составила 42,2 млн рублей. Правда, продажи в минувшем году оказались убыточными, как и в 2020 году: потери составили 2,4 млн рублей. Однако в 2020 году убыток от продаж и вовсе составлял 147,7 млн рублей, так что позитивная динамика наблюдается и по этому показателю. Дебиторская задолженность АО в 2021 году увеличилась до 52,2 млн рублей с 43 млн рублей годом ранее. Краткосрочные обязательства компании сократились с 132,7 млн рублей на 1 января 2021 года до 130 млн рублей на конец года, долгосрочные - с 16,3 млн рублей до 16,1 млн рублей.
Отметим, что в январе 2022 года аэропорт Барнаула еще больше увеличил пассажиропоток, переплюнув свои же показатели за январь 2021 года. Если этот тренд удастся удержать, то можно было бы ожидать еще лучших финансовых показателей. На этом фоне губернатор Алтайского края Виктор Томенко и глава холдинга «Новапорт» Сергей Рудаков подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта в аэропорту Барнаула. Согласно параметрам сделки, «Новапорт» в результате допэмиссии акций «Авиапредприятия Алтай» должен получить 75 % минус одну акцию. У Алтайского края же останется только 25 % плюс одна акция (сейчас 52 %).
«Новапорт» со своей стороны обязуется инвестировать около 2,8 млрд рублей в строительство нового терминала с большей пропускной способностью. Переход аэропорта под контроль холдинга позволит новому владельцу взять кредит по ставке до 10 %. На его средства и планируется производить реконструкцию. Кроме того, в рамках упомянутой выше допэмисси планируют выпустить акций на 800 млн рублей. После того, как их выкупит «Новапорт», средства поступят на счет самого «Авиапредприятия Алтай», и эта сумма тоже пойдет на реализацию условий соглашения.
Впрочем, во время подписания соглашения Рудаков обратил внимание на проблему с самолетами в России. Дело в том, что немалая часть парка российских авиакомпаний взята в лизинг у иностранных фирм, которые ограничили обслуживание и поставку комплектующих. Как отмечал руководитель холдинга, большинство экспертов сложившуюся ситуацию пока не понимают, но выход, вероятно, есть. «Я на постоянном контакте с руководителями крупнейших авиакомпаний, сам в чем-то разбираюсь. Полагаю, что решение будет найдено». Вероятно, выходом может стать отказ от полетов в Европу, где самолеты могут задержать. По словам главы «Новапорта», потеря Европы как направления для полетов почти никак не скажется на проекте барнаульского аэропорта, поскольку основной поток пассажиров внутренний.
Предполагается, что новый терминал позволит обслуживать более 1 млн человек в год. Возведение начнется спустя два года после завершения стадии проектирования, и не позднее 2026 года здание уже введут в эксплуатацию. При этом изначально планировалось, что новый терминал будет международным, но сейчас Рудаков называет его «российским». Он неоднократно акцентировал внимание на том, что основной пассажиропоток Барнаульского аэропорта – внутренний. «У нас с вами ни Праги, ни Мюнхена и так не было. У нас с вами 500 тысяч российских пассажиров, может быть, немного Турция», - отмечал гендиректор «Новапорта». Он также заверил, что после завершения сделки холдинг не планирует кадровых перестановок и намерен оставить текущий состав управленцев на «Авиапредприятии Алтай».
Между тем, в первой декаде марта в адрес начальника регионального управления имущественных отношений (Алтайкрайимущества) Александра Теплова поступило письмо Барнаульской транспортной прокуратуры. В нем сообщалось, что ведомство провело проверку по факту возможного отчуждения акций АО «Авиапредприятие «Алтай» без проведения публичных торгов и пришло к выводу, что размещение допэмиссии с последующим отчуждением акций «Новапорт холдингу» и снижением доли Алтайского края в уставном капитале авиапредприятия с 52 % до 25 % плюс одна акция будет противоречить требованиям ФЗ № 178 (О приватизации). В краевом правительстве отмечали, что это не первое такое уведомление от надзорного ведомства. Однако с применением в данном случае статьи о приватизации власти не согласны.
Адвокат КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин, отмечал, что прокуратура ссылается на п. 4 ст. 40 178-ФЗ, который применяется к акционерным обществам, созданным в результате приватизации. «Одним из способов приватизации по закону считается внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы АО. Несмотря на то, что в результате такой процедуры государство может стать фактическим собственником компании, если получит более половины акций, формально это все равно считается приватизацией», — отмечает он. При этом сократить долю государства меньше чем до 50 % плюс один голос путем допэмиссии по закону в данном случае нельзя, считает юрист. «Такая допэмиссия, хотя и может изменить соотношение долей владельцев акций, не считается способом приватизации, а значит, могла бы использоваться для обхода положений закона», — поясняет адвокат. Правовым последствием попытки совершения такой схемы, по его словам, обычно является отказ в госрегистрации дополнительного выпуска акций. Попытки оспорить отказ в суде, как правило, не заканчиваются успехом, отметил Бахилин. «Поскольку здесь речь идет о смене фактического владельца компании, то должен применяться один из способов приватизации, предусмотренных законом. Можно, например, сделать это путем проведения аукциона, на что и обратила внимание прокуратура в своем письме», — считает адвокат.
Стоимость приобретаемой «Новапортом» доли в 800 млн рублей, с учетом того, что она приобретается в условиях допэмиссии, главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает «соответствующей рыночным реалиям»: «Полагаю, что в текущих экономических условиях рассчитывать на более высокую цену в рамках открытого конкурса было бы бессмысленно». Заявленные планы по срокам и объему инвестиций аналитик считает выполнимыми «в случае отсутствия проблем с наличием и стоимостью применяемых стройматериалов и технологий» и с учетом опыта «Новапорта», информирует «Коммерсантъ».
28.03.2022 16:50