Представители уже известного краю французского региона Франш-Конте разработали сорт сыра Maitre fromager (мастер сыроделия — прим. ред. БФ) специально для производства на Усть-Калманском маслосырзаводе. Продукт презентовали на ежегодном гастрономическом фестивале «Дни алтайского сыра». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора предприятия Алексея Крысанова.
Как отметил г-н Крысанов, французского сыродела вдохновили алтайские луга и качество местного молока. «Сыр Maitre fromager — из группы полутвердых сыров, скорее относящихся к сегменту премиум. Мы выпустили его с помощью французских сыроделов, приехавших из провинции Франш-Конте (объединенный регион Франции Бургундия — Франш-Конте — прим. ТАСС)», — сказал директор предприятия.
По его словам, первая партия нового алтайского сыра по французской рецептуре выпущена в объеме около 10 тонн. Распространять ее планируется по всей стране, как и другую продукцию завода — в 2017 году на предприятии намерены выйти на 3,5 тысяч тонн сыров в год при производенных 2,1 тысячах тонн в 2016 году.
В то же время г-н Крысанов отметил, что одной из острых проблем для сыроделов являются подделки. «Мы находим много подделок под нашу продукцию, и сети, не стесняясь, выкладывают товар, который неизвестно откуда произошел. Часто это продукт очень сомнительного качества. Сложно оценить, какой процент наших сыров подделывают, но за последние буквально 2-3 месяца мы обнаружили порядка пяти фактов фальсификата, в том числе в крупных известных сетях», — сказал руководитель маслосырзавода.
По словам первого заместителя председателя правительства края Александра Лукьянова, именно то, что алтайский сыр и другие продукты питания, произведенные в регионе, пользуются популярностью, провоцирует подделки. В крае за 2016 год было выявлено до 110 случаев фальсификата, а именно алтайской продукции — до 19 случаев. «Четвертый год в крае работает комиссия по борьбе с фальсификатами, и, в первую очередь, мы занимались молочной продукцией. В этом году снижение количества подделок примерно на 27 %: мы ужесточали требования, накладываются ощутимые штрафные санкции — раньше были несколько тысяч рублей, а сейчас от 200 тысяч рублей», — сообщил г-н Лукьянов.
В то же время, по словам Александра Лукьянова, за последние 4-5 лет выпуск легальных алтайских сыров, в том числе, благодаря политике импортозамещения, увеличился почти в два раза - с 42 тысяч тонн до 83,4 тысяч тонн в 2016 году. Такой же или чуть больший объем, по прогнозам, должна дать отрасль в 2017 году.
Отметим, что в начале августа в Барнауле прошла конференция «Перспективы развития сыроделия в России», на которой директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко заявил, что производство сыра в Алтайском крае действительно растет, но по сравнению с другими молочными регионами это капля в море. «В пересчете производства сыров на сырое молоко со времени продуктового эмбарго у Алтайского края — рост 36 %, значительная доля сырого молока идет на производство сыра. А в Калужской области в 2,5 раза за это время. Соответственно, там динамика очень серьезная. Речь о том, что край, конечно, крупный производитель сыра в РФ, но этого мало, и край может потерять свои позиции, если он не предпримет экстренных мер по развитию своего производства», - сказал г-н Мищенко.
Он подчеркнул, что конкуренция должна складываться не по цене, а по качеству: необходимы технологи новой формации, которые могут предоставить конечному потребителю нужный продукт. Пока же традиционные технологии советского типа, зачастую используемые производителями, не могут этого дать. «На территории края много заводов старой формации, нужно не только технологическое переоборудование, но «переоборудование» в головах технологов и собственников. Нужно введение новых видов сыра — есть, конечно, сыр «Советский», «Алтайский», «Швейцарский», которые производят традиционно, но надо смотреть глобальнее на мировые тренды. Делаются ли на Алтае сыры типа «камамбер», группы «пармезана»? Практически нет. А потребитель хочет видеть такие сыры по нормальной цене и, соответственно, мы должны научиться делать конкурентоспособные, недорогие, но качественные сыры, и не надо гнаться за дешевизной — покупатель готов купить дороже», — отметил г-н Мищенко.