Top.Mail.Ru
18+

Особенности национальной почерковедческой экспертизы.

В умах и сердцах нашей редакции уже давно зародилась мысль посвятить целый цикл статей одному из важнейших направлений криминалистики - экспертизе. О том, почему почерковедческое исследование точно нельзя назвать рутинной работой и как в ней помогает образование физика, мы побеседовали с профессиональным экспертом-почерковедом Борисом Юрьевичем Клюевым.

- Хочется сразу определиться с понятиями: кто такой эксперт-почерковед? Графолог и почерковед - это две разных профессии?

Графология, по моему мнению, не то что лженаука, но дисциплина достаточно спорная. Графолог определяет характер человека по начертаниям, которые он оставляет, выполняя те или иные записи или подписи. Почерковедение и графология - это как астрономия и астрология. Вот, астрология, по вашему мнению, наука или нет? Ведь "наука" в названии присутствует! Это довольно спорный вопрос. То же самое и с графологией, она применяется, существуют методики, наработки, но их научная обоснованность недостаточна. Почерковедение же более конкретная дисциплина, в частности, главная задача эксперта в этой области - определение конкретного исполнителя определенного рукописного текста или подписи.

- А кроме установления исполнителя, какие еще задачи стоят перед почерковедом.

На самом деле, очень много задач. Имея достаточное количество образцов почерка/подписи, можно определить, находился ли пищущий в каком-то необычном состоянии, не воздействовали ли на него сбивающие факторы, в каких условиях выполнялась подпись или запись, в какой период времени была выполнена подпись. Ещё задача - определение исполнителя записи/подписи в случае умышленного искажения пишущим своего почерка/подписи (автоподлог), в случае выполнения записи непривычной пишущей рукой (так называемое "леворучное" письмо). Но все же, самый распространенный вопрос, стоящий перед экспертом-почерковедом - идентификация исполнителя записи/подписи. Не путать с установлением автора записей - этим занимется автороведческая экспертиза, эксперты автороведы с филологическим образованием.

- Правда ли, что опытный почерковед может определить даже пол исполнителя текста?

Это так, определение пола исполнителя тоже входит в перечень вопросов, решаемой почерковедческой экспертизой. Но почти никогда вы не получите категорический 100%-й вывод о поле исполнителя, такой вывод может вам дать только графолог! Шутка, конечно.

- У меня складывается такое впечатление, что почерковедческая экспертиза это такое скорее творческое ответвление криминалистики, вы согласны?

Любая экспертиза - это, безусловно, творчество. Особенно, в части оформления заключения, применяемых формулировок. Может быть, это наиболее субъективный вид криминалистического исследования, потому что многое зависит от мнения конкретного эксперта. Эксперт-почерковед приходит к определённому выводу, в том числе, основываясь на собственной убеждённости. Как говорится, сколько почерковедов, столько и мнений, бывает и такое. Между тем, любая экспертиза базируется на сравнительном исследовании. Если в дактилоскопии, трасологии есть точный след, его соответствие образцу можно определить в том числе и наложением. В почерковедении наложением этого не сделать, потому что начертания, которые оставляет исполнитель, это не оттиск штампа, не отпечаток и не след. Начертания зависят от множества факторов, при наложении, например, образца и исследуемой подписи, они никогда не совпадут. Два раза подряд человек не может расписаться абсолютно идентично. Вот, вы распишитесь подряд два раза, и я найду вам пять отличий. Но это же будет именно ваша подпись. Поэтому - да, творчество.

- При этом, ваша работа явно требует знаний далеко за пределами криминалистики, я представляю вас этаким современным Шерлоком Холмсом. Знания из каких областей дают вам большее подспорье?

Я по образованию физик (оптик), это, безусловно, помогает в процессе экспертного познания объектов, в логичном и последовательном изложении полученных результатов при оформлении Заключения эксперта. Кроме того, почерковедение идет в тесной связи с технико-криминалистическим исследованием документов. Подпись может быть не только подделана, она может быть перенесена на поддельный документ с помощью технических средств. Это - необходимый этап почерковедческого исследования, установление факта технической подделки подписи тоже входит в перечень задач, стоящих перед экспертом-почерковедом. Эксперт определяет не только исполнителя, но еще и собственноручно ли была сделана это подпись, выполнена ли она пищущим прибором, и т.д. При этом криминалист использует определённую техническую базу, так что естественно-научное образование здесь очень кстати. Эксперт-криминалист вначале получает допуск на производство технической экспертизы докуентов, а затем уже - по почерковедческой экспертизе.

- Можно ли провести исследование по ксерокопии документа?

Можно, только категоричный вывод давать в этом случае по методике не рекомендуется. Дело в том, что, если невозможно представить на исследование оригиналы документов, и представлены их копии, они являются пригодными для исследования при условии их надлежащего качества. И они могут подлежать исследованию, но при этом только отрицательный вывод может быть дан в категоричной форме. Если подпись в копии отличается от подписи в образцах, то ситуация не изменится, если предоставят оригинал документа. Имеющиеся различия только усилятся, более того, могут добавиться новые различающиеся признаки, и признаки технической подделки. Другое дело, что, если напрашивается положительный вывод о том, что подпись выполнена конкретным исполнителем, он не может быть дан в категоричной форме. Ведь исследуется не подпись, а её изображение, а в оригинале подпись может быть перенесена на документ, скопирована, технически подделана, может являться факсимиле и т.п. Поэтому положительный вывод об исполнении подписи конкретным лицом в этом случае дается в вероятной форме.

- А какими инструментами пользуется почерковед? Ассоциация с Шерлоком Холмсом, конечно, рисует в моем воображении лупу, но тем не менее.

Дело в том, что основные инструменты это глаза и руки. Лупа и микроскоп, а также другие технические средства, различные детекторы с возможностью исследовать документ при различных режимах освещения, в УФ- и ИК-лучах нужны для выявления вышеупомянутых признаков технической подделки. Также сейчас появляется программное обеспечение, которое позволяет сравнить начертания с образцами почерка/подписи и делает вывод с определенным процентом вероятности. Программа "Око", например, которая выполняет сравнительное исследование сканированных изображений подписи и образцов за эксперта. Но машина есть машина, зачастую программа заходит в тупик, а криминалист в какой-то сложной ситуации будет уверен, это будет его внутреннее, убеждение об исполнителе почеркового объекта, он сможет это мнение обосновать и в заключении проиллюстрировать, что это все-таки так, а не иначе.

- Может ли почерковед работать с текстом, который выполнен на необычном носителе или необычным прибором? Например, если записка нацарапана гвоздем на стене.

Да, это тоже объект экспертизы. Ведь, все равно, выполняется это рукой, и письменно-двигательный навык, который присущ тому или иному исполнителю, проявляется при любых условиях, любым пишущим прибором.

- Какой в вашей практике самый частый повод для обращения к эксперту-криминалисту?

Это спорная подпись на платежном, рассчетно-денежном, рассчетно-кассовом документе, да и, в принципе, на каком-то имущественном документе: договоре, завещании, доверенности. Подпись - это необходимый удостоверительный реквизит документа, ее принадлежность определенному лицу может оспаривается сторонами. Таким образом, возникает уже или досудебное исследование, или экспертиза.

- То есть, к вашим услугам можно обратиться и в досудебном порядке?

Есть досудебное исследование по договору с заказчиком, а есть уже судебная экспертиза, она возникает по определению судьи или постановлению правоохранительных органов. Досудебное заключение от судебного отличается тем, что эксперта называют специалистом, и подпиской, которую он ставит в конце заключения. В случае экспертизы дается подписка по 307 статье УК РФ, а в заключении специалиста такая подписка не требуется.

- Такой вопрос: сейчас выходит сериал "Белый воротничок", где речь идет о работе одного из отдела ФБР, отдела Белых воротничков, которые занимаются исследованием, в том числе, фальсификации документов. Какая структура занимается этим у нас? Приходилось ли вам с ними сотрудничать?

Я был в Америке, видел, как функционируют правоохранительные органы, работают они совсем по-другому, конечно. Что касается нас, у нас есть ведомственные эксперты. У МВД есть свои, у ФСБ, видимо, аналог Белых воротничков ФБР, - своя школа и свои ведомственные эксперты, в Министерстве Юстиции тоже свои эксперты. У каждого ведомства есть своя школа, выдают эти ведомства свои допуски государственного образца, чтобы эксперты одного ведомства писали единообразные заключения, работали по определенной методике. Подтверждение у ведомственных экспертов раз в пять лет, к негосударственным экспертам пока такого требования нет. На основании ФЗ "Об экспертной деятельности" от 2001 года негосударственные эксперты не должны подтверждать свой допуск, но возможно это скоро будет необходимо, потому что готовится новая редакция этого закона. Посмотрим, что будет.

- Заканчивая этот разговор, конечно, хочется узнать: ваша работа все-таки рутинная или захватывающая? Какие случаи вы сами любите расследовать больше других?

Это действительно творческая, точно не рутинная работа, потому что двух одинаковых заключений никогда не получается, даже если объекты, документы похожи. Каждый раз получается отдельное произведение. Лично мне интересно работать с многообъектными материалами, где имеется множество подписей, выполненных от имени разных лиц. Эти подписи разбиваются на группы, образцы тоже разбиваются. Оформление основной части, выводов занимает много времени, но рутиной это точно не назвать, это очень интересно. Мало того, что надо самому прийти к какому-то выводу, надо это исследование оформить так, чтобы все понятно было не только специалисту, но и суду, сторонам, чтобы к эксперту не было вопросов. Кроме того, результаты исследований нужно проиллюстрировать. Вот, кстати, иллюстрация заключений это один из самых интересных этапов, иллюстрации необходимы для обоснованности и наглядности сделанных выводов. Так вот, оформление иллюстраций - это самый творческий процесс, когда на увеличенных в несколько раз изображениях надо максимально доступно показать те или иные выявленные признаки. Это самое интересное, важное. Нужно расписать все аккуратно, грамотно, полно и всесторонне, и в соответствии с законом об экспертной деятельности.

После этой беседы, несомненно, сложно назвать работу эксперта-почерковеда обыденной и заурядной, а если взять в расчет тот уровень эрудиции и смекалки, который требуется профессионалу каждый день, то представить профессию, которая требует больше умственных усилий фактически невозможно.

Источник www.ceur.ru.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 2
Олег Николаевич

22.11.2012 11:04

Отличное интервью, я сам по профессии эксперт-строитель и мне бы хотело поучаствовать в данном проекте. Готов рассказать о всех особенностях своей профессии.
Иван

19.01.2013 14:41

Прикольная статья, только она размещена на странице ЭКСПЕРТНОГО ЦЕНТРА http://ceur.ru/news/item127285/, отлично написана.
Календарь
/ /
25.11.2024