Президент Международного люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантор в конце 2016 года очень высоко оценил новую концепию развития внешней политики РФ, утвержденную президентом Владимиром Путиным. По мнению Вячеслава Кантора, документ дает надежду на достижение согласия между Россией и США касательно последующих шагов в сфере ядерного разоружения. Напомним, что президент РФ Владимир Путин подписал концепцию 1 декабря 2016 года. Помимо других пунктов, в документе отмечается готовность страны обсуждать вопросы поэтапного сокращения ядерного вооружения в соответствии с «растущей актуальностью придания этому процессу многостороннего характера».
Именно это утверждение особенно высоко оценил Вячеслав Кантор. Комментируя утвержденный Владимиром Путиным документ, глава Люксембургского форума подчеркнул актуальность и важность внимания к проблеме ядерного разоружения и готовность России к разрешению этого вопроса.
«В сокращении и ограничении ядерных вооружений в последние годы возник кризис из-за напряженности в российско-американских отношениях. Это негативно сказалось на процессе разоружения и нераспространения ядерного оружия. Договор о СНВ 2010 года и Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе остаются значимыми примерами сотрудничества двух держав, однако, несмотря на это, ситуация в ядерной области до недавнего времени не внушала оптимизма», - пояснил Вячеслав Кантор в своем комментарии.
Стоит отметить, что отношения между Россией и США не раз становились предметом обсуждения и тревоги экспертов. Как напомнил Вячеслав Кантор, Россия и США на сегодняшний день обладают 90 % всего ядерного арсенала в мире, а потому остаются ведущими ядерными державами, ключевыми игроками на этом поле и поэтому несут особую ответственность перед всем миром в вопросах обеспечения ядерной безопасности. С этой точки зрения утвержденное Владимиром Путиным намерение России вернуться за стол переговоров имеет огромное значение, уверен Вячеслав Кантор.
Очередной договор о СНВ главы России и США подписали в Праге 2010 году. Он стал третьим договором между странами о сокращении стратегических наступательных вооружений. Согласно документу, страны обязываются к 2018 году сократить до 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов свои стратегические вооружения, соблюдая эти ограничения до 2021 года. Тем не менее экспертов беспокоит ситуация, что, несмотря на подписание СНВ-III, фактических переговоров по сокращению вооружений Россия и США с тех пор не вели. Как отметил Вячеслав Кантор, подобного не случалось даже в период холодной войны – консультации по вопросу сокращения ядерных арсеналов не прекращались и тогда.
Впрочем, как заявил сам Вячеслав Кантор на прошедшей в октябре 2017 года конференции форума, отношения между Россией и США в ядерной сфере не прекратились полностью, и это уже внушает оптимизм. В частности, выполнение Пражского договора по СНВ осуществляется в полной мере, и по этому вопросу, а также по результатам регулярных взаимных инспекций у сторон нет друг к другу никаких претензий.