.jpg)
В последнее время алтайские спортсмены все чаще оказываются на пьедестале почета крупных российских и международных соревнований. Сегодня в один ряд с чемпионом мира Сергеем Шубенковым и олимпийским призером Иваном Нифонтовым можно поставить барнаульского бизнесмена Ивана Никулина, который на текущий момент занимает шестое место во всероссийском рейтинге гонщиков техники дрифт. Совсем недавно он взялся за развитие автоспорта в Алтайском крае и создание многофункционального учебно-спортивного комплекса технических видов спорта. Однако на пути к поставленной цели бизнесмен-фанатик встретил целый ряд препятствий. В беседе с корреспондентом ИА «Банкфакс» Иван Никулин продемонстрировал проект первой гоночной трассы в Барнауле, раскрыл бюджет успешного участника гонок, а также рассказал, зачем ему нужен пустырь на окраине Барнаула.
- Иван, ваша личная карьера гонщика началась несколько лет назад, и вы сумели добиться достаточно высоких результатов. Как пришла в голову идея развивать один из самых опасных и рискованных видов спорта именно в Алтайском крае?
- На самом деле эта идея всегда жила с нами, просто возможность ее воплощения только сейчас пришла. Раньше мы не могли это сделать из-за каких-то денежных вопросов. Сейчас есть люди, которые готовы вкладывать, которые видят, что жители нашего региона могут также добиваться высоких результатов в автоспорте. Весь вопрос стоял именно в деньгах, сейчас есть возможность в это вкладывать, и у нас в том числе.
- Поддерживает ли вас в этом семья и ближайшее окружение? Как вы создали команду «Белка и Стрелка»?
- Безусловно! Моя супруга и вся моя семья всегда поддерживают меня, смотрят трансляции, болеют, по возможности сопровождают в поездках. Не всегда, правда, это получается, хотелось бы чаще. Моей старшей дочери уже исполнилось шесть лет, иногда беру ее с собой на соревнования, но отдавать ее в автоспорт, конечно, не планируем, это все-таки не девичье занятие. Что касается нашей команды, создана она не так давно, года три назад. Сначала я катался и выступал один, а потом появилась финансовая возможность привлечь других людей, появился тот самый опыт, который можно было бы кому-то передавать. Сейчас у нас занимается семилетний парень, в следующем году планируем взять в команду еще одного ребенка. Кроме того, у нас в составе молодые мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. Всего пять пилотов плюс два механика, обслуживающих автомобили, итого - семь человек. Название команды «Белка и Стрелка» пришло к нам, когда мы возвращались с очередных стартов в Новосибирске. Придумали его за 10 минут, просто понравилось словосочетание, а потом оно обросло разными легендами.
- Все-таки этот вид спорта по-настоящему опасен и в чем-то даже безрассуден. В вашей команде уже выступает семилетний ребенок. Как по-вашему, сложно ли будет привлечь других детей к этому проекту из-за повышенного риска? Пойдут ли на это их родители?
- Решение прийти в автоспорт и стать гонщиком, разумеется, в конечном итоге принимается родителями. Мы собираемся все вместе и объясняем семье, как будет проходить тренировочный процесс, какие риски возможны. Родители, конечно, переживают. Мы сразу поясняем, что на соревнования и на тренировки до достижения совершеннолетия ребенка должны сопровождать родители, которые полностью несут за него ответственность. Спорт все-таки травмоопасный, все это понимают, и стараются себя обезопасить, поэтому никаких сложностей у нас пока не возникало.
- Нужно ли членам команды платить какие-то взносы или вы все расходы берете на себя? Во сколько обходится участие одного спортсмена в крупном чемпионате?
- Пока содержание команды входит в статью спонсорских расходов моей компании и моих компаньонов. Ребята, которые у нас занимаются, по возможности тоже вносят пожертвования. Участие в чемпионатах обходится довольно дорого. К примеру, если быть «топовым» гонщиком в детском чемпионате Сибири по картингу, шесть этапов обойдутся примерно в 800 тысяч рублей. В эту сумму входят стоимость поездки, сопровождение на соревнования, само выступление, обслуживание гоночной машины (резина, бензин, работа механиков, доставка до места соревнований). Можно, конечно выступить и за 200 тысяч рублей, но выступление уже будет неполноценным. Спортсменам, участвующим в дрифте, при наличии гоночной машины, сезон обойдется в 1 млн рублей. В выборе же машины - кто во что горазд. У нашей команды имеются Toyota Mark II и Nissan Silvia. Японские машины в нашем регионе проще и дешевле тюнинговать, для этого есть «база». Много средств также уходит и на резину, за сезон одному автомобилю требуется не меньше 200 колес.
- Для дрифтеров, попавших в тройку сильнейших на соревнованиях, предусмотрены какие-то призы, скажем, денежные, или все ограничивается регалиями?
- Вообще в любом автоспорте, будь это даже «Формула-1», никто деньги за победу или попадание в «тройку» не дает. Если соревнования имеют частный характер, такое возможно, сами организаторы устанавливают денежный приз, к примеру, в Японии за дрифт платят хорошо. У нас же такого нет. На самом деле это и не так важно, даже если ваш приз за победу в гонке составит 50 тысяч рублей, он все равно не покроет расходов участника. Окупаемости скорее можно добиться не от призовых денег, а от спонсорских средств. К этому мы и идем, в следующем году мы не планируем тратить своих денег на соревнования, а хотим привлекать для этого спонсоров. Называть я их не буду, но, как правило, это компании, предлагающие энергетические напитки, шины или различные автопринадлежности. Это реальные спонсоры, которые дают деньги, чтобы мы их рекламировали.
- Вы считаете, что в нашем «морозном» регионе у гонщиков есть шанс добиться высоких результатов? Не могут ли погодные условия, климат в целом, помешать подготовке трассы?
- Лето - сезон соревнований по картингу и дрифту. Они в Алтайском крае вообще не проходят, поскольку нет соответствующей трассы, нам просто негде их проводить. Даже тренировки летом у нас проходят в других городах Сибири: Красноярске, Новосибирске, Омске, Кемерове. Зимой же погодные условия ни коим образом не мешают проведению гонок. Но соревнования несколько отличаются, это называется «зимний дрифт». Они начинаются с конца декабря и длятся до конца февраля -начала марта. Уже второй год подряд мы делаем зимнюю трассу для «зимнего дрифта» в Барнауле, в прошлом году она была построена в районе Речного вокзала, а сейчас ее возводят на улице Дальней неподалеку от Барнаульского пивоваренного завода. Это будет широкая, просторная ледовая трасса. Основными участниками алтайского дрифта зимой становятся водители «ВАЗ-2106» и «ВАЗ-2105». Наша команда также в этом сезоне станет участниками чемпионатов по «зимнему дрифту» в Красноярске, Новосибирске и Кемерове.
- Есть ли в Алтайском крае подходящая площадка для строительства «настоящей» летней трассы для дрифта и картинга подобно новосибирской? У вас уже есть какие-то наметки?
- Хороший вопрос. Мы уже нашли инвесторов, пока не могу назвать их имен, которые готовы безвозмездно вкладывать большие деньги в развитие автоспорта в Алтайском крае, в том числе и в строительство этой трассы. Однако загвоздка заключается в том, что у нас нет земельного участка, где можно было бы воплотить этот проект. Мы присмотрели площадку для строительства трассы на месте, где сейчас нами возводится ледовая, однако этот участок находится в муниципальной собственности и на торги не выставляется.
- Пытались ли вы представить местным властям какой-то проект? Если да, то какова была реакция?
- Да, разумеется. Мы обращались с полноценным проектом многофункционального учебно-спортивного комплекса технических видов спорта «Картмото» в администрацию Алтайского края, однако на наш запрос уже дважды получили официальный отказ (имеется в распоряжении «БФ»). В Главалтайимуществе отвечают, что в ближайшее время указанный участок земли площадью 5 га на торги выставляться не будет, а, согласно статьям Земельного кодекса РФ, цель нашей организации не входит в перечень случаев, когда землю могут передать без торгов. Других участков под строительство гоночной трассы городская администрация в настоящее время также выделить не может. Я эту позицию не совсем понимаю, ведь там ничего нет, это обычный пустырь, а мы готовы вложить в социальный проект, где люди могли бы заниматься делом, порядка 150 млн рублей. По данным моих источников, аукцион все-таки состоится. Стоимость самого участка составляет примерно 20-25 млн рублей, и, честно говоря, я сомневаюсь, что еще у кого-то возникнет желание его приобрести за такую сумму.
- Очевидно, что процесс строительства может быть достаточно долгим, в какие сроки проект может запуститься и принести первые результаты?
- Намечено три стадии строительства такого многофункционального комплекса. Каждый из этапов может занять около трех лет, соответственно, полная готовность комплекса наступит спустя 9-10 лет, поэтому и не хотелось бы тянуть со стартом проекта.
- Предположим, что проект «Картмото», который существует пока только на бумаге, все-таки осуществился, трасса построена, каким вы видите его, допустим, через 10 лет?
- Я вижу его таким, как на картинке! Там будут тренироваться дети, создаваться новые команды. Ведь раньше автоспорт в Алтайском крае был на приличном уровне, и до сих пор есть мощности, есть тренера, которые готовы передать свои знания. Но у них в Советском Союзе были площадки для развития спорта, которые потом продали и на этих участках построили коттеджные поселки. Хотелось бы, чтобы люди, которые полжизни отдали автоспорту, нашли себе работу в нашем комплексе, чтобы детям было где заниматься, чтобы, возможно, на этой трассе они нашли себя.
Беседовала Екатерина Бугоркова
Фото: личный архив Ивана Никулина
15.11.2015 19:42
15.11.2015 23:27
15.11.2015 23:29
16.11.2015 10:30
19.11.2015 09:55
19.11.2015 10:36
19.11.2015 12:00
19.11.2015 13:24
19.11.2015 15:28
20.11.2015 13:39
20.11.2015 17:05
21.11.2015 15:56
22.11.2015 15:22
22.11.2015 20:47
03.12.2015 15:01
07.12.2015 15:33
18.12.2015 18:27
01.07.2019 12:56:24
20.05.2020 04:33:44