В Барнауле по заказу мэрии разработана концепция озеленения города. Над проектом работали биологи Алтайского государственного университета под руководством Марины Силантьевой и архитектор Андрей Атаджанов. Как поясняют авторы, пока этот документ не имеет юридической силы и остается всего лишь ориентиром для чиновников. Они могут руководствоваться им в своей работе или оставить без внимания.
Тем не менее, концепция имеет большое значение для города: впервые со времен СССР эксперты тщательно проанализировали ситуацию с зеленым каркасом Барнаула и дали рекомендации по его восстановлению. Какие именно, ИА «Банкфакс» рассказал Андрей Атаджанов.
- Андрей, как я понимаю, вас привлекли к разработке концепции, потому что еще в 2019 году вы начинали «считать» зеленые зоны Барнаула, анализировать, как изменился зеленый каркас. Почему вы тогда взялись за эту тему?
- У нас была большая команда, которая занималась разработкой концепции парка «Изумрудный». И там как-то промелькнула мысль: анализ по «Изумрудному» у нас есть (по историческим картам мы смогли понять, какие территории он потерял), а в масштабах города такой аналитики не проводилось. Когда мы обозначили задачу, я проявил инициативу, и эта работа досталась мне.
На наши собрания несколько раз приходил Станислав Федорович Зенков. Он был главным архитектором «Алтайгражданпроекта», многое знает и помнит из архитектурной истории города, поэтому он подсказывал нам, что и где было.
По итогам работы мы четко увидели, как город теряет зеленые зоны, как исчезают ядра и связи его зеленого каркаса. Собранная аналитика начала распространяться - тема очень интересная. В городе один за другим проходили круглые столы по зеленым зонам, и к каждому из них я периодически актуализировал материалы. В итоге Алтайский государственный университет пригласил меня для участия в разработке архитектурной части концепции озеленения.
- Какие цели вы ставили перед собой, когда разрабатывали эту концепцию?
- Самое главное, чтобы люди чувствовали себя в городе как в парке или на природе. Чтобы выходя из дома, человек сразу попадал в зеленое пространство - двор его дома был зеленым, чтобы из окна его офиса была видна зелень, чтобы путь с работы домой шел транзитом через парк и так далее.
- Какие зеленые зоны в концепции будут играть главную роль?
- Ведущую роль мы отдаем паркам. Причем не только многофункциональным, но и специализированным.
Сейчас среди специализированных в Барнауле есть только парки аттракционов. И ни одного, к примеру, спортивного, который бы соответствовал нормативным требованиям. Мы предлагаем делать открытые бесплатные парки, где люди смогут заниматься спортом круглый год. Кроме того, мы предлагаем экстрим-парк для тех, кто катается на велосипедах, скейтах, самокатах, роликах. На «зеленый» экстрим-парк есть большой запрос.
- То есть зеленые зоны для занятий спортом?
- Да, а кроме того, мы делаем акцент на индивидуальности каждого парка, его аутентичности. Если каждый парк будет иметь свою уникальную среду, ему легче будет найти своих постоянных посетителей. И проектировать такие парки тоже будет легче.
- Как добиться того, чтобы люди чувствовали себя в городе как в парке?
- Если говорить о масштабах целого города, то нужно восстанавливать зеленый каркас – его ядра и связи между ними. Нельзя создать одну огромную зеленую зону и успокоиться на этом, потому что такое озеленение не работает – ни с экологической, ни с социальной точки зрения.
Чтобы восстановить зеленый каркас, мы предлагаем отдавать под зеленые зоны территории, которые у нас по разным причинам еще не застроились, и пробивать к ним связи по улицам, озеленяя и благоустраивая их.
- Где конкретно вы предлагаете сделать новые крупные зеленые площадки?
- Я лучше начну с небольших. Во-первых, мы предлагаем озеленять парковки у торговых центров. Сейчас в Барнауле это огромные лысые территории. Например, у той же «Галактики».
- А в чем, кстати, сложность с озеленением парковок? Их оставляют голыми в целях предосторожности?
- Да нет. Просто люди привыкли так делать: для них парковка – это разметка и определенное количество машино-мест. Ничто и никто не обязывает озеленять парковки. Возможно, когда-нибудь мы изменим этот подход.
Во-вторых, там, где нельзя высадить дерево, мы предлагаем использовать контейнерное озеленение. Оно, к примеру, может подойти для озеленения мостов через Барнаулку или тех участков, где проходят подземные коммуникации и сети, чтобы пешеходные зоны стали более комфортными.
Важный момент, на котором мы фокусируем внимание, - это установление крепких связей между общественными зданиями и зелеными зонами, создание так называемого социо-экологического каркаса.
Допустим, мы строим большой торговый центр, и какую-то часть его территории отводим под зеленую зону, примыкающую к фасаду. Летом там могут располагаться уличные кафе, рестораны и прочие заведения. Очевидно, что они будут востребованы. Особенно на фоне ковидных ограничений, которые вряд ли от нас уже уйдут.
Владельцы общепита у нас постоянно жалуются на убытки из-за ковида. А если бы у них часть заведений была вынесена за пределы зданий и находилась в зеленой зоне, им было бы проще выживать хотя бы в теплый период года.
- А что говорится в концепции по поводу крупных зеленых объектов?
- Одно из центральных мест в нашей концепции занимает остров Побочень, в районе Ковша.
Во многих старых генеральных планах мы видели, что там планировали разбить парк. И когда кто-нибудь с некоторой периодичностью разрабатывает проект Обского бульвара, то всегда соединяет его с этим островом. Получается, что буквально в 15 минутах ходьбы от «Нулевого километра», располагается крупная рекреационная территория с огромным потенциалом.
В генеральном плане до сих пор есть задумка вывести Обской бульвар к острову, а на самом острове мы предлагаем природный парк. Там должно быть минимум благоустройства, чтобы сохранить природную среду.
Это в какой-то мере могло бы компенсировать отсутствие в нашем городе протяженной зеленой набережной. Горожане могли бы совершать длительные променады по тихой зеленой улице из центра города к острову и обратно.
Еще мы в концепции предлагаем активно включать в зеленый каркас набережные малых рек – Пивоварки и Барнаулки. Ничего значительного там располагать не нужно: небольшую дорожку вдоль берега для пешеходов и велосипедистов, а остальную прибрежную территорию озеленить типичными для этой местности породами деревьев и кустарников.
Если присмотреться, то вы увидите, что Пивоварка очень глубоко сидит в структуре города. Она могла бы выполнять транзитную функцию: жители спальных районов добирались бы по дороге вдоль нее в центр на велосипедах или самокатах, например.
- А что по совершенно новым паркам? Где вы советуете их разместить?
- Один парк мы предлагаем разместить за ТРЦ «Европа». Мы выяснили, что когда-то там уже был парк, даже нашли в архивах его фотографии и планы. Заложен он был в честь 50-летия Алтайского края (в 1987 году, - прим. ред. ИА «Банкфакс»).
- Почему он исчез?
- Это последствия сложных процессов урбанизации. Я знаю, что в какое-то время его переименовали в парк 250-летия Барнаула. А мы предлагаем его восстановить к 300-летию города (300-летие будут отмечать в 2030 году, - прим. ред. ИА «Банкфакс»). В этом жилом районе города озеленения крайне мало. Парк станет якорной зеленой зоной в нем.
- Я слышала, что в концепцию вошел новый парк на улице Ядринцева. Расскажите про него.
- Вдоль Ядринцева и Партизанской идет плотная многоэтажная застройка, это место очень быстро набирает плотность населения и остро нуждается в озеленении. А до ближайшего парка отсюда далеко.
Неподалеку от пересечения Ядринцева с улицей Пролетарской остался небольшой участок частного сектора. Вот его мы предлагаем отвести под парк и, возможно, передать шефство над ним академии РАНХиГС.
Судя по тому, как академия оформила свое здание и прилегающую территорию, там работают довольно продвинутые люди. Я надеюсь, что они поддержат эту идею. В парке, допустим, можно будет проводить открытые лекции и другие мероприятия.
По паркам на перспективу. Во-первых, это территория у аэропорта, куда через поселок «Солнечная поляна» выходит улица Антона Петрова. Эта территория пока еще только планируется, но при ее освоении мы предлагаем сразу закладывать парк.
Во-вторых, мы рекомендуем рассмотреть возможность строительства парка неподалеку от железнодорожного вокзала. Мы видим его как парк и для местных жителей, и для тех, кто находится в Барнауле проездом: надо несколько часов дождаться пересадки –человек вышел и приятно провел в парке время до следующего рейса.
-А в концепции обозначены какие-то сроки ее реализации?
- Мы прописывали этот момент приблизительно, потому что многое зависит от вещей, которые нам сложно прогнозировать, в том числе от финансирования. Но я полагаю, что концепция «захватывает» минимум 50-60 лет. Это долгосрочная история.
Всего в нашем перечне территорий около 220 объектов – как старых, которым нужна реконструкция, так и новых, которые мы предлагаем создавать с нуля. Это и парки, и скверы, и различные типы зеленых коридоров и иных пространств. Какая именно часть из них пойдет в работу и когда, я не могу сказать.
Концепция – это то, как мы видим Барнаул. А администрация города уже сама решает, что использовать в своей работе: какие моменты отразить в новом Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.
Беседовала Татьяна Труфанова
Фото: Андрей Атаджанов, ИА «Банкфакс»
25.02.2022 12:39
25.02.2022 21:52
ты возмужал и стал широким в кОсти
тебя, по-ходу, коньюктура вознесла,
друзей забыл, и не заходишь в гости.
с эклером раньше путал ты эркер,
за каждой юбкой шоркая протектор.
сикоко стоило, чтобы профэссор-herr
тебе дал ксиву: "спейшн-архитектор"?
Спасибо, Вась, у нас все хорошо,
Спасибо, Вась, конечно же -в Затоне.
да, убегала. я её нашел,
вернул домой и запер на балконе.
тебя я, Вася, часто матерю,
моя квартира-чистая халтура,
проект был твой, и я, Вась, не вкурю:
толь ты дурак, то лИ-архитектура.
я, если что, сюда из жалости пишу,
шо ты с компутером на ветке одинокий,
с одним лишь отзывом, и я помочь спешу
тому причиной эмпатизим мой глыбокий.
я понял правильно: ты хочешь зеленить
мой город древний с трудовою славой?
имей ввиду- тебе лицо могу набить,
коль опозоришь Барнаул на всю державу.
ну, лана, Вася, мне пора. домой спешу.
я поутру в затон на лед-рыбачить рыбу,
а что письмо я для тебя в стихах пишу:
так я поэт, Вася, талантище и глыба! ))
26.02.2022 21:27:08
27.02.2022 08:25
я не тревожился ничуть.
наверно, оттого, что гений,
иль отчего еще -нибудь.
иль оттого, что лучше видно-
финал народных катавасий,
но трут стихи... сие-обидно,
ты понимаешь, Офанасей? )
Ах, сердцу милая природа!
тебя я буду воспевать!
тем недостойного народа
не разбирая-избегать.
хрустальный снег в кюветах тает
под звон стеклянного дворца...
душой поэт вожделевает
улыбки своего Творца...
28.02.2022 07:49
и таяли у горизонта,
ты нараспев читала мне
стихи печального Бальмонта.
потом, купальник отряхнув,
песчинки осыпая с кожи,
вслед морю побрела, вздохнув,
и это было так похоже
как землю покидает день
в неведомое ниоткуда...
а я в шезлонге сплю, мне лень
твоим потворствовать причудам...
28.02.2022 13:30
28.02.2022 14:06
01.03.2022 11:04
01.03.2022 12:10
03.03.2022 15:40
сопли вытри, болезный и не галлюцинируй тут, ага?))) Лично мне нравится идея зеленого Барнаула и планирования на десятиления вперед. Тебе нет? Любитель асфальта и высоток?
03.03.2022 16:54
30.03.2022 19:15
"Блажен, кто верует..." А мы вряд ли до 2030 го года доживём...
01.03.2022 23:27
02.03.2022 11:30
02.03.2022 15:09
Да это я знаю,просто нет надежды,что парк приведут в порядок,а от застройки они ПОКА отказались
02.03.2022 19:45
02.03.2022 21:35
еще не старый, но уже не новый
ты видимо решыл пойти по-шерсть
и здесь нагородил семь верст, чес-слово.
кэк говорится-до небес накуролесил
а сам сидишь, над пипалом смеешься,,,
а уж кэк весело нам будет если
опять с проекта стриженным вернешься. )
05.03.2022 21:01
29.03.2022 15:21
29.03.2022 16:16
30.03.2022 16:14
Ларисыч?
01.04.2022 17:11
Есть такое прозвище у него. Т.к. мама за всё отвечает
14.04.2022 10:08