В начале 2016 года алтайские профсоюзы заявили о повсеместном падении зарплат у учителей в регионе, индексации бюджетники не видели уже пару лет. Все это происходит на фоне резко выросшей неоплачиваемой нагрузки, включая работу с документами. На какие еще ухищрения идет государство, чтобы сэкономить на содержании образовательных учреждений, почему педагоги неизменно голосуют за «партию власти» на выборах и как они смотрят на учеников в сложившихся обстоятельствах - об этом корреспондент ИА «Банкфакс» поговорил с одним из учителей барнаульской школы № 68. Открыто говорить о болевых точках отрасли спикер отказался, опасаясь «репрессий» со стороны руководства, поэтому беседа публикуется на условиях анонимности.
- Каково ваше отношение к снятию стимулирующих выплат учителям? Чиновники отчитываются, что зарплата у педагогов не изменится...
- Когда только появилась такая форма оплаты труда, то это представлялось чуть ли не идеальным решением, казалось, что теперь учитель будет работать и получать достойную зарплату. Предусматривалось две части: оплата за обязательное ведение часов и дополнительные деньги за различные достижения, научно-методическую работу.
В начале стимулирующие выплаты определяли так: сколько наработал — столько и получишь. Но никто не гарантировал постоянных перечислений. В один месяц мы могли получить 500 рублей, в другой – 1000. Многие из коллег тогда подумали: если нет гарантии, то есть ли смысл напрягаться? Ну а сейчас нам и вовсе говорят: радуйтесь, что есть деньги хотя бы на основную ставку. В такой ситуации и вовсе опускаются руки.
Раньше нам говорили: «Дайте мотивацию детям, чем они успешнее, тем больше у вас баллов, эквивалентных рублям. Но получилось так, что человек достиг хорошего показателя, а сумму дали один раз. Возникает закономерный вопрос: а надо ли участвовать во всех олимпиадах и конкурсах, если так происходит? Ведь стимулирующая часть вообще нигде не прописана, даже на уровне самой школы. Мы каждый год подписываем с директором трудовой договор, там нет ни слова про эти доплаты. Все делается на усмотрение администрации учреждения. Если есть деньги — заплатят, нет — значит нет. При этом выплаты за стаж работы идут якобы именно из стимулирующего фонда. Не знаю, почему так получается. Либо такой вариант не продумали разработчики системы, либо, наоборот, это делается специально, чтобы зарплата шла на снижение.
При подушевом финансировании считается, чем больше детей придет в школу, тем больше будет получать учитель. Однако на простых учителях это никак не отражается. Есть и еще один подводный камень – чем меньше у тебя детей на уроке в классе, тем меньше зарплата. Да, могут увеличить коэффициент сложности предмета, чтобы как-то подравнять зарплату тем, у кого априори мало учащихся, к примеру, учителям иностранных языков... Или вот вам еще пример: в начальной школе ученик может «стоить» 3 рубля, а в старшей — уже 5 рублей, поэтому школа, которая имеет много 10-11-х классов будет получать больше, чем те, где есть ученики начальной школы.
Конечно, в отчетах средняя зарплата учителя по краю сравнялась со средней по экономике региона, но это все шито « белыми нитками». У нас ведь берут две ставки учителя, плюс классное руководство и потом сопоставляют. Только так можно добиться выполнения «майских» указов Путина. Потому что если брать обычную ставку, 18 уроков в неделю, то на такую зарплату не реально прожить. А если у вас еще нет стажа, то при такой нагрузке насчитают только 6-7 тысяч рублей. Если опыт есть, то сумма на ставку может доходить и до 9-10 тысяч. Выходит, ты полжизни работаешь только для того, чтобы наработать на эти несчастные 10 тысяч рублей. Стоимость «ученико-часа» давно не увеличивалась, саму ставку приподняли на 5-6 %, кажется, последний раз в 2013 году, но самое интересное, что зарплата уменьшается год от года как раз за счет манипуляций со стимулирующей частью.
- Какие новые меры экономии по отношению к школе со стороны государства вы прочувствовали на себе за последнее время?
- То, что наше государство экономит на педагогах, бесспорно. Когда начинаешь сравнивать зарплаты учителей здесь, на Алтае, и в Москве — это совершенно разные величины. Но тогда выходит, что все зависит по большому счету от нашей местной власти и все проблемы сосредоточены здесь?
Да, в деревнях в Алтайском крае зарплата учителя может быть и несколько больше чем у городских, за счет некоторых надбавок в сельской местности. Но если взять наших географических соседей — Новосибирскую, Кемеровскую области, там педагоги получают на порядок больше. Знаю точно, что, например, в Новокузнецке зарплата доходит до 20 тысяч рублей, и это только в начальной школе.
Как бы дико это ни звучало, но сейчас в школе нет ни одного дополнительного специалиста: ни социального педагога, ни психолога, ни логопеда. В некоторых школах есть такая единица как вожатая — и та работает на полставки. Все эти должности вынуждены совмещать сами учителя, которые параллельно при этом ведут уроки и не являются освобожденными специалистами. Представляете, какое качество работы может быть в этом случае? Мы уже дооптимизировались до такой степени, что дальше, по-моему, некуда. По идее тот же психолог, соцработник должен целыми днями работать с детьми, ни на что не отвлекаясь. За классное руководство нам доплачивают максимум по 1000 рублей, это если класс свыше 25 человек. 24 ученика – уже 900 рублей, по 16 человек — 600-700 рублей. Выходит, что тебя оценивают не по работе с коллективом подростков, ты руководитель не класса, а неких «человеко-детей», вот что обидно!
Экономят не только на этом, взять ту же оргтехнику - у нас лет 5-6 не менялись компьютеры в информационном центре, а ведь школа, чтобы идти в ногу со временем, должна постоянно обновляться в техническом плане. Да, у нас хватает различных электронных устройств, но многие уже вышли из строя либо требуют замены, а денег на это, как вы догадываетесь, не выделяется. Столь же плачевно обстоит ситуация с библиотекой. Мы, учителя, как можем взываем к родителям, чтобы помогли хоть немного. Минобразования постоянно требует, чтобы учебный процесс велся только по учебникам, соответствующим новым федеральным стандартам, а школа не может их даже купить, не говоря уже про какие-то дополнительные пособия. При этом если год издания будет старый, то такие книги списываются, и работать по ним просто нельзя.
Можно сказать, что ремонт школы — это тоже не та часть расходов, которое государство готово на постоянной основе направлять в организацию. Мы успели войти в программу капремонта школ — в результате заменили все деревянные окна на пластиковые до 2014 года, а вот со школьным стадионом повезло меньше. Также нам несколько лет назад сделали новую столовую: полностью заменили оборудование. Таким образом, выживать школе приходится только за счет участия в каких-то программах. Мы элементарно не можем собрать денег с родителей, чтобы нанять профессионального охранника, поэтому у нас на посту без какой-либо доплаты сидит техничка.
Отдельного разговора заслуживают так называемые классы компенсации. Их сейчас просто нет, и все дети, которые должны в них учиться, обучаются в обычных классах. А с сентября 2016 года к ним примкнут и дети с девиантным поведением и инвалиды. При этом школа никому из них не имеет права отказывать в приеме. Правда, если родители сами захотят, то смогут выбрать так называемое семейное образование. Это еще одна форма экономии со стороны государства. Раньше из таких детей формировался отдельный класс из 10-15 человек на параллель, а учителям доплачивали за такие уроки. Теперь этого не будет. Не нужно думать, что это сильнее всего скажется на педагогах - детям легче учиться, когда есть на кого равняться и с кем соревноваться, а так будет хромать не только дисциплина, но и качество обучения. Сильным детям не к чему будет стремиться, а обычным детям сложнее придется еще и с точки зрения психологии. Нам, в свою очередь. придется намного тщательнее разрабатывать и продумывать план урока.
- Насколько реально за ближайшие 10 лет перевести все школы Барнаула на работу в одну смену? Не кажется ли вам, что данное решение отчасти носит популистский характер?
- Мы учимся в две смены и по шестидневной рабочей неделе. Всего в школе свыше 800 учеников, это средний показатель по городу. Могу сказать, что лишних кабинетов у нас нет. Это все-таки школа старого типа, и для того чтобы реально перейти на одну смену, нужно либо сокращать число детей хотя бы до 500-600, либо все-таки возводить какие-то дополнительные пристройки, а в идеале, конечно, — новые школы. Чтобы решиться на такой переход, мы должны не просто приготовить помещения, но и оснастить их на нормальном уровне, чтобы уроки проходили качественно, без всякого ущерба. Какие-то каморки по СанПиН не пройдут.
Более того, за последний год увеличилось число детей в первых классах — открыли четыре вместо двух. Это ребятишки, которые пришли только по месту жительства, мы не имеем права им отказать. Наверное, самое оптимальное решение - строить вместительные школы с нуля, с бассейном, со всей инфраструктурой для внеклассных занятий. Такие уже есть у нас, например, в новых районах города.
Есть здесь и еще один интересный момент. Некоторые учителя у нас работают в две смены, а часы им оплачивают только те, что они фактически отвели. Тот факт, что ты сидишь и ждешь по 2-3 часа вторую смену, никого не волнует. В этом плане переходу на единственную смену мы были бы рады. Думаю, и уроки в таком случае можно было начинать не с 8:00, а с 9:00. Но при этом надо понимать, сократится и общая нагрузка на учителей, а значит вновь станет болезненный вопрос с зарплатой. У учащихся увеличится количество уроков до восьми в течение недели, у старшеклассников и того больше.
- Что вы думаете о переходе на пятидневную неделю? Готовы ли учителя пожертвовать зарплатой ради снижения нагрузки?
- Более сложной представляется проблема так называемой пятидневки. Выходит так, что дети по субботам привязаны к своим родителям и частенько взрослые берут детей с собой, например, за город. Все это прекрасно видно по посещаемости в субботние дни. Да, нарушается учебный процесс, но мы не можем здесь ничего поделать. Раньше в этом смысле было куда удобнее. В сентябре и мае все субботы были неучебными. Здесь каждая школа вправе самостоятельно решать, как быть. Конечно, в этом вопросе обязательно будет учитываться мнение родителей, учеников и учителей.
- Как вы относитесь к расхожей фразе: «Хороших учителей не хватает – хороших школьников гораздо больше» ?
- Хорошие учителя-профессионалы есть, точно также как и хорошие ученики. Просто им на порядок сложнее себя проявить. Дети больше на виду, сам процесс образовательный подстроен под них, чтобы раскрыть сильные стороны ребенка. У нас же очень много рутинной повседневной работы. Заявить о себе для широкой публики ты можешь по большому счету только на конкурсах профмастерства. Наверное, этот стереотип основан на внешнем восприятии работы учителя.
- Очень часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Причем речь идет как правило отнюдь не о слабых учениках. Как вы оцениваете такой парадокс?
- Всегда считала, что школа может дать нормальный достойный уровень, нельзя отрицать это вовсе. Так, по базовым обязательным предметам – русскому и математике, да и по многим другим дисциплинам учителя готовят выпускников на высоком уровне, даже в простых школах, не говоря про профильные лицеи и гимназии. Обращение к репетитору — в известной мере дань моде и стереотип. Если ты платишь за занятия деньги — результат в виде успешной сдачи вам якобы гарантирован. Часто таких родителей ждет большое разочарование, если их ребенок сдал ЕГЭ на меньший балл, чем планировалось.
Многое, если почти не все, зависит от выпускника, от уровня его мотивированности. Если он не захочет сам дополнительно приложить усилия, никакой репетитор не поможет. Если же есть желание и настрой на результат, то ребенок сам может достичь многого. Более того, учитель как минимум может направить школьника, сориентировать на чем следует сконцентрировать внимание. Не думаю, что педагог откажет ему. У каждого из нас есть раз в неделю так называемый консультационный час, куда приходят дети и задают вопросы, которые вызывают у них затруднения. Кроме того, сейчас материалы ЕГЭ общедоступны в Интернете. Сама суть ЕГЭ нацелена на то, чтобы в какой-то мере именно натаскивать выпускника по определенным типам заданий – решать задачи или, допустим, писать сочинения и т. п. Здесь есть и плюс и минус. С одной стороны, мы обращаем внимание только на какое-то узкое направление, с другой – задачей учителя является воспитать разностороннюю личность, что требуют новые стандарты образования. Здесь, конечно, кроется определенное противоречие.
- Насколько изменилась роль школы в современном обществе? Готова ли она не только давать знания, но и «учить учиться»?
- Сейчас ученик по новым стандартам должен уметь черпать материал из разных источников, уметь высказать свою позицию. Это совсем не то, когда вся страна училась по одному учебнику, и все безоговорочно верили слову учителя. Сейчас Интернет, те же СМИ дают подчас очень противоречивую картину мира, где-то это даже мешает ученику. Иногда и нас, педагогов, ставят в тупик. Не всегда можно сориентироваться по каким-то событийным вопросам.
Если сравнивать умственные способности нынешнего поколения и тех, кто учился еще 10 лет назад, то не сказала бы, что дети стали глупее или напротив – умнее. Здесь многое зависит от родителей: подготовят они своего ребенка к школе или нет, ведь кто-то приходит в начальную школу, не умея писать и читать, а родители ждут, что его сейчас всему научат. Таких, к сожалению, становится все больше. А ведь современные программы рассчитаны на то, что ребенок уже имеет неплохой уровень подготовки. При этом умственные способности таких детей могут быть одинаковыми, но вот мотивация сильно разнится. Одному просто не рассказали заранее, куда и зачем он идет — отсюда все беды.
- Как бы вы описали, так скажем, моральный облик современного школьника?
- Все это идет из семьи. Если ценности у него были сформированы, то ребенок будет четко знать грань дозволенного. Понятно, что помимо родителей воспитанием сейчас занимается и телевидение, и Интернет. Кроме того, дети нередко подражают увиденному, демонстрируя все свои навыки и познания именно в школе. Мне кажется, что еще лет 10 назад было сложнее работать, в том плане, что было очень много недостаточно воспитанных, или можно сказать, развязных детей. В конце 1990-х – начале 2000-х они были намного распущеннее. Сейчас они «распущены» в плане того, что используют гаджеты по поводу и без, выискивая там ответы на все вопросы. Стоит сказать «Алло, Google» — и вся мыслительная деятельность на этом заканчивается.
Практически сошло на нет трудовое воспитание, их нельзя привлечь к работе, согласно новой трактовке закона «Об образовании», а они об этом наслышаны и пользуются. Здесь, конечно, нужно убеждать словом, собственным примером, но до всех просто так не достучаться. Кстати, не знаю, согласитесь вы с таким наблюдением или нет, но сейчас стал возвращаться престиж умных детей, стало модно быть успевающим по предметам или как их раньше называли в школьной среде «ботаником».
- Продолжает ли увеличиваться бумажная нагрузка на учителя в части заполнения различной документации? Насколько сильно это отвлекает от самого учебного процесса?
- То, что у нас ежегодно становится все больше и больше бумажной работы — правда. Хотя казалось бы, внедрили электронный журнал и электронные дневники, но при этом параллельно пока сохраняется и старая бумажная форма, то есть по сути это двойная нагрузка, она частично оплачивается. Но особенно долго приходится заниматься рабочими программами, которые нас заставляют разрабатывать каждый год перед началом учебного процесса. Это не только трудоемкое занятие, но и отчасти лишенное смысла, так как документы постоянно дублируются.
- Бытует мнение, что в настоящее время остро не хватает качественных директоров школ, потому что если человек может справиться с управлением школой, то он легко найдет себя и в бизнесе, и в госуправлении, и в других сферах деятельности. Как бы вы могли прокомментировать данное утверждение?
- Директор должен быть, конечно, в первую очередь управленцем, а в меньшей степени, возможно, учителем. Вы говорите, что успешный директор мог бы с легкостью стать бизнесменом, но не каждый бизнесмен способен успешно руководить школой, взаимодействовать с родителями, детьми, педагогами, проверяющими службами.
- Как бы вы обозначили главные вызовы для современной школы?
- Больше всего беспокоит вседозволенность родителей по отношению как к школе, так и к учителям. Они привыкли буквально по каждому пустяку жаловаться во все инстанции. Это для нас сейчас очень больная проблема. Знаете, зачастую там, где можно было бы просто обсудить какие-то вещи совместно с педагогом, родители идут с жалобами в вышестоящие организации. А это очень сильно бьет морально, очень трудно бывает отойти после подобных инцидентов. Такие родители как правило живут с мыслью, что школа – это место, где их ребенок должен получать образовательную услугу. Наверное, такая ситуация возникла из-за того, что дети 1990-х сейчас становятся родителями. Они росли в маргинализированном обществе, где отсутствовали многие ценности, где преобладало потребительское отношение к вещам, а дети просто все это впитывают как губка.
Другая проблема современной школы — текучка кадров и старение коллектива. Вот свежий пример: в сентябре к нам пришла выпускница педуниверситета с красным дипломом, но протянула только до Нового года. И это несмотря на допвыплаты, уговоры, заработанный отпуск. Да, есть истории, когда задерживаются на годы, кто-то оседает. Зачем сюда идет нынешняя молодежь? Мне кажется за романтикой и остротой ощущений в большей мере, нежели четко сознавая, что ее тут ждет. Кадровый состав у нас, к сожалению, не молодеет, наверное, в первую очередь потому, что в профессии нет стабильности в зарплате, психологически многие не выдерживают. Здесь ведь надо искать контакт с детьми, родителями, с другими педагогами. Конкуренции за места, конечно, нет, и если начнут массово уходить пенсионеры, боюсь, мы столкнемся с серьезными сложностями.
Скептицизм к учителю как профессии ярко проявил себя в начале 2000-х годов. Сейчас, конечно, таких казусов, когда ученики публично демонстрируют свое неуважение, поменьше. Хотя вот недавно мальчик из 5-го класса выдал во время самостоятельной очень показательное суждение. Когда я раздала детям задание и ждала, пока они справятся, один из ребят, сдавший проверочную, посмотрел на меня и сказал: «Хорошая у вас работа — сидеть и ничего не делать».
- Вы чувствуете на себе, что материальное положение педагога за последние пару лет ощутимо ухудшилось?
- Многие задерживаются в профессии отчасти от безысходности. Конечно, несмотря на то, что мне очень нравится работать с детьми, здесь хватает минусов. Бывает, что и отчаяние посещает, но просто так уйти уже никуда нельзя, скорее, это могут позволить себе молодые учителя, до 30 лет. У многих кстати, неплохо потом получается в бизнесе. Знаете, если бы зарплата была более достойной, то наверное, можно было бы закрыть глаза на многие вещи. Иногда за горящий взор учеников можно отдать все, что угодно. Чувство такое, будто душа оттаивает, поэтому прелесть нашей профессии она, конечно, не в материальном кроется.
Те из нас, кто задействован в две смены – просто выгорают, работают на износ. Да, таких меньшинство в обшей массе, но они существуют. Энергетика наших детей, она порой буквально сжигает, представьте – вы входите в класс, а там на тебя устремлены 30 пар глаз, и так по нескольку раз за день. Я вам больше скажу – есть педагоги, которые одновременно являются руководителями сразу в двух классах, особенно эта практика распространена в начальной школе. Это невероятно сложно, наверно, словами даже не объяснить.
Почему сейчас чисто формально действует конкурс «100 тысяч учителю-инноватору», особенно для городских педагогов? Первые годы после запуска этого федерального конкурса, в число номинантов попадало множество учителей, сейчас же все свели к минимуму. Получается, что номинаций, где учитель мог бы себя раскрыть, становится все меньше. К тому же многими из нас движет скромность - учителя даже где-то лишний раз боятся заявить о себе, сказать что-то лишнее. Все-таки мы с детьми работаем и в какой-то мере должны быть для них образцами, стараясь не выпячивать себя.
- Почему учителя стабильно являются электоратом правящей партии, «Единой России»? И это несмотря на ухудшение материального положения, увеличение неоплачиваемой нагрузки, бумажной волокиты и прочее...
- Хороший вопрос. Я в школе уже давно и прекрасно помню, например, эпоху 1990-х. Это сейчас нам гарантированно платят зарплату каждый месяц, а раньше были задержки по полгода, и отдавали непонятно чем – сахаром, туфлями… В таком случае включается элементарный расчет: если я пойду работать, допустим, к частнику — а будет ли он мне вообще платить в случае какого-то экономического кризиса или нет? В школе какие-никакие, но существуют гарантии. Не знаю, можете это назвать консерватизмом, но уверена, что большинство моих коллег со стажем рассуждают точно также. Не забывайте, ведь у нас есть гарантия больничного, соцпакет, 56-дневный отпуск - есть с чем сравнить. Посмотрите на профессию кассира в «Мария-Ра». Не думаю, что кто-то из коллег променял бы сейчас школу на прилавок при примерно одинаковой зарплате.
Беседовал Артем Кузнецов
25.04.2016 15:44
25.04.2016 16:27
Суть проблемы: Современной школе не хватает порядка и дисциплины, отсюда и все школьные проблемы.
1. Утвердить единые школьные учебники по всей стране
2. Ввести единую форму для учащихся и для преподавательского состава.
3. Принять единый школьный Устав для всей России, где четко прописать права и обязанности участников образовательного процесса, в том числе и формы наказания (как это есть в Трудовом Кодексе).
4. Вернуть в аттестат зрелости графу о поведении учащихся, как это было в дореволюционной России и во времена СССР.
5. Как от гнилого картофеля нужно вовремя очищать погреб, так и от недисциплинированных, ленивых учащихся надо вовремя «очищать» учебные заведения. Поэтому по всей стране надо создать сеть школ-интернатов для трудновоспитуемых. В этих интернатах большее внимание уделять строевой подготовке и трудовому воспитанию. Я полагаю, что очень полезно будет вернуть телесные наказание. Я полагаю, что если шаловливого учащегося из обычной школы хотя бы на полгодика отправить на перевоспитание в такой интернат, то у него вся дурь выйдет и из него вполне может вырасти достойный человек.
25.04.2016 16:34
«Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».
25.04.2016 17:49
25.04.2016 18:13
25.04.2016 21:30
НЕ ПРИШЛОСЬ БЫ СТЫДИТСЯ ОТрыжкова ПИЛОТА ЯБЛОнас...
25.04.2016 21:50
25.04.2016 23:34
26.04.2016 00:01
26.04.2016 00:41
26.04.2016 01:49
26.04.2016 11:32
26.04.2016 12:25
26.04.2016 12:40
Естественно, и в систему ЕГЭ России проникло РЕПЕТИТОРСТВО,, ПОЭТОМУ, государство должно тратить на образование столько, сколько требует всеобщее образование по КОНСТИТУЦИИ..
26.04.2016 13:09
Школьный учитель физкультуры??
26.04.2016 15:50
26.04.2016 16:01
26.04.2016 16:06
26.04.2016 16:12
Что воплощено преподавателями исторического факультета АлтГУ в ДОХТУРЕ наук РЫЖКОВЕ, КАНДИДАТЕ БОРОНИНЕ, НУ ШЕЙДАуне.......??
26.04.2016 16:35
26.04.2016 16:47
И кто это на ист. факультете?
26.04.2016 16:51
26.04.2016 18:46
26.04.2016 19:10
26.04.2016 19:48
26.04.2016 23:46
27.04.2016 19:14
27.04.2016 19:22
27.04.2016 19:33
27.04.2016 19:41
или только прикидываешься по инструкции?
27.04.2016 20:40
27.04.2016 20:47
27.04.2016 20:52
Содержать дом, вести хозяйство – мудреная наука. «По приходу и расход» – вот главная экономическая заповедь «Домостроя»:
«Всякому человеку, богатому и бедному, великому и малому, разобраться в своем хозяйстве, распределив по добытку и промыслу, и по своему достатку».
Кстати, само слово «домострой» представляет собой кальку с древнегреческого «экономия». Поэтому сейчас мы бы сказали, что «Домострой» учил экономить: осуждал расточительность и призывал к бережливости. Из всякого предмета домашнего обихода, говорится в нем, нужно уметь извлечь как можно больше пользы. У бережливого хозяина ни одна вещь не должна пропадать даром, а к покупкам следует прибегать лишь в случае крайней необходимости, до последней возможности обходясь собственными «остатками и обрезками».
Хороший хозяин, независимо от своего социального статуса, руководствуясь, в первую очередь, доходами, должен заблаговременно делать запасы впрок, чтобы в случае неурожая или другой беды, не потерпеть нужды. Даже приданое дочерям нужно начать собирать с самого их рождения, а старые вещи не выбрасывать, а отдавать сирым и убогим. Главный принцип «Домостроя» – принцип религиозного хозяйства, когда все, что происходит в доме, совершается во славу Божию.
Важно отметить, что рачительно вести хозяйство, экономить предписывалось всем – и бедным, и зажиточным. В те благословенные времена люди еще не были заражены потребительством, и стать богатым или, как теперь говорят, «удачливым» ни для кого не являлось смыслом и целью жизни. И нищета, и достаток – все от Господа.
27.04.2016 21:03
Для того чтобы вести ВОСТРЕБОВАННУЮ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ Алтая чёрную двойную бухгалтерию, нужно обязательно обучаться в каком нибудь КРУТОМ УНИВЕРЕ, пусть даже в сереньком АлтГУ? Или достаточно закончить курсы РИЗЛИТ??
Вот нужно по таким подобным вопросам принимать трезвые решения!! Спрос определяет предложение! А когда наоборот? Тогда укрепляются МАЙДАнутые ЯБЛОнасы? А нам это надо?? ШИБКО ПЕРЕУЧИВАЮТСЯ и на почве этого галлюцинации возникают. Ведь изучение бухгалтерами трудов МАРКСА, не спасло развитой социализм КПСС от краха... и монетарные теории... тоже только востребованы БОЛТОЛАГАМИ!! И к чему такая всеобщая, всеобщая видимость чего??
27.04.2016 21:33
То же самое и с едой. Конечно, если Вы будете каждый день себе жарить котлеты, то у вас вся зарплата уйдет на еду. Не менее полезны каши, супы. Свиное и говяжье мясо можно заменить более дешевым куриным. Напрягите фантазию и вы всегда найдете способ, где и на чем можно съэкономить. Причем, без какого-либо ущерба для здоровья!
В коротком тексте все советы не уместишь. Главный вывод, что бережливые люди имеют значительное преимущество перед всеми остальными людьми. Учитесь жить у наших предков по заветам "Домостроя"!
28.04.2016 08:34
Если сам ты живешь полным чушканом, не надо других призывать быть такими же. Ты рабом родился, рабом и помрешь. На дворе 21-й век, американцы Плутон фотографируют, а ты, холоп, Домострою тут учить пытаешься. Иди в монастырь, чушок.
28.04.2016 14:12
28.04.2016 14:18
28.04.2016 15:35
28.04.2016 20:15
28.04.2016 20:44
28.04.2016 21:40
Ах-ха-ха-ха! Ты носки-то себе чистые купить не можешь, сам признался - а про какой-то автомобиль трындишь))). На твои самокат только и купишь подержанный. Нашелся [комментарий отредактирован в соответствии с федеральным законом о СМИ] учитель и наставник...
28.04.2016 22:01
29.04.2016 07:53
29.04.2016 09:30
29.04.2016 14:32
Но даже в рамках капитализма можно противостоять этом безудержному потреблению, если перестроить свой образ жизни, научиться разумно потреблять. Это будет ваш индивидуальный протест против мира капитала. Но надо также активно включаться в общественную жизнь, участвовать в политической борьбе. Тогда ваша жизнь наполнится, действительно, реальным смыслом. Поэтому я вовсе не призываю никого уходить в отшельники, в монастыри и.т.д.
29.04.2016 18:05
29.04.2016 18:20
29.04.2016 18:26
29.04.2016 20:00
29.04.2016 21:22
29.04.2016 21:44
29.04.2016 22:19
30.04.2016 09:28
30.04.2016 09:28
30.04.2016 13:07
Трезвый взгляд -персонаж из прошедшего будущего,провокационно баламутящий заросшее тиной болото потреб-вожделения.Двадцать шестую хромосому уже массово имплантировали генные слесари в ягодицы поколений и получилось-"Уик-энд эз южели ауэ фэмили ин Торгово-Развлекательных Центрах олвиз."Сразу вспоминаю технологию выпасного выращивания Крупного Рогатого Скота и вариант стойлового выращивания-содержания стада Двуногих Покупателей.Вероятность осуществления другого варианта мала,но существует и Главный подшипник такого времяпрепровождения -"от каждого по способностям и каждому по потребностям". Пишите адрес-отправлю шёлковый галстук с кубинскими драконами и стрелами воздержания для поддержания образа йога , возлежащего на свежевыглаженных стрелках вторых брюк.
01.05.2016 16:36
01.05.2016 20:33
Заказ на итальянской ткацкой мануфактуре на галстук для Вас отменил.
Всех Вам нематериальных услад и метафизических удовольствий на невымощеном пути самосовершенствования!
02.05.2016 10:33
03.05.2016 15:50
03.05.2016 16:49
03.05.2016 16:51
04.05.2016 15:08
04.05.2016 22:22
05.05.2016 09:46
05.05.2016 13:47
05.05.2016 20:43
05.05.2016 21:09
06.05.2016 11:00
06.05.2016 19:48
08.05.2016 00:00
11.05.2016 20:01
Ну раз сам стираешь носки и труселя небыло.
Да впринципе какая дура согласится жить с чудаком.
Вот если были бы дети у тебя они б раскрутили скрягу на траты.
А ты как пескарь премудрый так и помрешь в одиночестве и протухнешь пока соседи похоронную команду не вызовут.
12.05.2016 17:47
12.05.2016 18:48
Что касается моих доходов, то они средние. Но поскольку у меня с детства привычка не тратить все деньги сразу, а откладывать частично в кубышку, я так и продолжаю делать. Естественно, что вместо кубышки – вклад в банке. Примерно около 30% от каждой зарплаты я кладу на вклад. Поэтому мне не нужны никакие кредиты. Никогда ни к кому я не пойду занимать деньги в долг. И сам никому в долг не дам (во всяком случае, крупную сумму). Если на что-то срочное потребуются деньги – у меня они всегда есть. Из материального у меня все сейчас есть, а чего у меня нет – значит, мне это и не нужно. Нет у меня машины, хотя имею возможность ее купить. Но она мне и не нужна. Вот таких принципов я и придерживаюсь. Я их никому не навязываю, но пропагандирую, отстаиваю. А вот как раз идеологи общества потребления ведут себя очень нагло, прибегают к недобросовестной рекламе и т.д.
12.05.2016 18:55
12.05.2016 19:08
12.05.2016 20:28
12.05.2016 22:06
12.05.2016 22:18
13.05.2016 17:21
13.05.2016 17:54
Кстати, когда сам я учился в школе - у меня всегда были только пятерки и четверки, а по поведению меня всегда ставили в пример остальным учащимся. И сын весь в меня. Только положительные отзывы из школы.
14.05.2016 16:35
Интересно готовите еду ребёнку по очериде али как?
Вырастите ещё одного пискаря премудрого.
Хе хе.
15.05.2016 03:03
15.05.2016 08:55
А на случай ядерной войны сол спички припасли?
А бункер на даче выкопали?
Это мне вас жаль.
Живёшь трясешся над каждой копейкой.
По ночам злато не пересчитываешь.
А жену как выбирал ?
Как тот крот ?
Все посчитал скоко и чего.
Скоко кушает. Какой размер .
Чем меньше размер тем дешевше.
Хе хе
15.05.2016 09:05
Нагнали от корыта перешёл в режим экономии.
Не желаете вы себя.
Вот что значит привычка .
Ни дня без пасквиля. Даже по ночам ручонки зудят.
Учитель.
Теперь понятно как улучшил жилищные условия.
Лизать, лизать , вылизывать но потом быть сбитый в канализации.
А гнилых во все времена сливали хозяева как использованную туалетную бумагу.
Гнилая интеллигенция во все времена от зависти к ближнему пасквили да доносы строчила.
Ага.
15.05.2016 15:59
16.05.2016 08:28
У меня хехе стоит только там где это требуется . Там где мне смешно ну или надо посмеяться над придурками.
А в других случаях я просто утверждаю факт. Ага. Кактатак.
16.05.2016 13:55
Бережливый не похож на скупого.
Гораций
Остерегайтесь и мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль.
Франклин Б.
Бережливость — важный источник благосостояния.
Цицерон
Поздно быть бережливым, когда все растрачено.
Сенека
Бережливость похвальна, если она не сродни скупости, а, напротив, со пряжена со щедростью. Бережливость без щедрости приводит к корыстолюбию, а щедрость без бережливости — к мотовству.
Пенн Вильям
Всякий расточитель — враг общества, всякий бережливый человек — благодетель.
Смит А.
Бережливость может считаться дочерью благоразумия, сестрою умеренности и матерью свободы.
Смайлс С.
16.05.2016 14:02
16.05.2016 15:26
20.05.2020 01:04:47