В Совфеде РФ прошло заседание профильной рабочей группы под руководством алтайского сенатора Виктора Зобнева, на котором власти и бизнес подискутировали о том, что и как должно регулировать законодательство в работе торговых онлайн-площадок. На обсуждении присутствовали и сами представители маркетплейсов, которые хоть и не возражают против изменений, защищающих права покупателей, но опасаются чересчур жесткого регулирования, которое, по их словам, может убить отрасль. Об этом пишет «Толк».
Рынок маркетплейсов в России достаточно объемен: в 2023 году объемы интернет-торговли составил 6,4 трлн рублей. Здесь работают четыре основных игрока, однако 80 % оборота сосредоточено на Ozon и Wildberries. В прошлом году только через Ozon было доставлено 5 млрд заказов, как говорит замуправляющего директора этой компании Алексей Минаев. «80 % концентрации всей онлайн-торговли нашей необъятной Родины на двух основных площадках – условно в правой и в левой руке – это, конечно, большая ответственность для вас. Вы должны это понимать», - отметил Зобнев на заседании рабочей группы. По его наблюдениям, маркетплейсы предлагают не только простые потребительские товары, но и более сложные продукты, которые требуют серьезного обслуживания.
Такие серьезные показатели делают еще более актуальным вопрос о защите прав покупателей и специальном законодательном регулировании. «При продаже товаров и услуг через Интернет возникает множество вопросов, связанных с предоставлением полной и достоверной информации, правилами возврата и обмена товаров, а также с вопросами ответственности сторон при заключении договора. Эти вопросы требуют регулирования», - объяснил председатель комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. Пока отсутствие четкого правового регулирования приводит, в том числе, к жалобам потребителей. По словам представителя Роспотребнадзора Олега Прусакова, впервые за последние 10 лет доля обращений граждан о нарушении их прав в торговле обогнала сферу услуг. С 2022 по 2023 год доля таких обращений выросла на 18 % и достигла 209 тысяч. «Основная доля их касается как раз интернет-торговли, жалоб на владельцев агрегаторов, на маркетплейсы», - подчеркнул Прусаков. По его информации, этот рынок за последнее десятилетие вырос только в 12 раз, а доля обращений при этом увеличилась в 14 раз.
Алексей Минаев согласился, что жалобы, безусловно, есть, однако отметил, что их доля в общем объеме заказов невелика. «Я вам так скажу: на Солнце тоже бывают пятна. По нашей статистике, 0,04 % товаров вызывают нарекания. Это от порванной упаковки до неисправности. Много это или мало? Это мизер по сравнению с 5 млрд отгруженных заказов», - заявил он. Однако же Минаев подчеркнул, что Ozon готов к регулированию. Он лишь попросил, чтобы эти изменения действительно были направлены на защиту прав граждан, а не на убийство отрасли. Пока, по наблюдениям замуправляющего директора Ozon, появляющиеся законопроекты направлены исключительно на то, чтобы уничтожить маркетплейсы. Виктор Зобнев со своей стороны заверил, что речь идет не о том, чтобы «подрезать кому-то крылья», а лишь о создании правил игры на этом поле.
Участники дискуссии обсудили создание этих самых правил для всех участников процесса: самих маркетплейсов, бизнеса, который торгует на площадках и потребителей. Самым насущным вопросом стало то, относить ли маркетплейсы к сфере торговли и регулировать их работу соответствующим законодательством, или же расценивать такие площадки как некоего IT-оператора, чья деятельность должна регламентироваться отдельными документами. Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов считает, что маркетплейсы однозначно относятся к сфере торговли, а не являются «некоей отдельной сущностью, специальной формой жизни». «Маркетплейс – это особый формат торговли. Когда-то в мире не было и торговых сетей. Но когда они появились, ни у кого не возникло сомнений, что это торговля. Поэтому, безусловно, аргумент, что маркетплейсы – не торговля, а некая цифровая платформа, нами не поддерживается. Если так рассуждать, то ярмарка – это асфальтированная платформа, торговый центр – бетонная. Все что угодно по этой логике можно переиначить», - рассказал он о своем видении. Все попытки уйти от причастности к торговле, на его взгляд, приводят лишь к тому, что площадки перестают нести ответственность за товар и продавцов. Кузнецов уверен, что потребителя мало интересует конкретный продавец – он ищет и покупает товар на площадке, расплачиваясь через нее же. «Коль маркетплейс берет деньги с продавцов, причем немалые – порой до десятков процентов доходит комиссия, – то площадка наравне с продавцом должна отвечать за товар и перед потребителем, и перед государством», - добавил он.
В ФАС же считают, что работу маркетплейсов должен регулировать отдельный закон, в котором пропишут понятия и механизмы, подходящие конкретно для этой среды, а не те, что будут «болтаться между гражданско-правовым, частноправовым понятием маркетплейса, информационного посредника и определением из закона о защите прав потребителей», как выразилась замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова. «Когда принимали нормативные акты, все понимали, что приравнять маркетплейс – электронную, цифровую площадку – к продавцу технически невозможно. Единственное, что мы тогда получим – это отсутствие цифровых торговых площадок. А это, наверно, не отвечает цели технологического суверенитета», - сказала она.
Позиция ФАС больше импонирует представителям маркетплейсов. По крайней мере, в том же ключе, что и Склярова, высказалась директор антимонопольной и регуляторной практики Wildberries Анна Арутюнян. «Почему в отношении торговых сетей в свое время было введено регулирование платы за полку? Именно потому, что полка [физически] ограничена. И когда сеть устанавливает огромную плату за вход на нее, то возникают вопросы, связанные с тем, что такая модель, скажем так, очень избирательна. У нас же барьеры входа значительно ниже. Мы просто проверяем наличие у продавцов необходимых документов и даем им возможность работать на платформе. Соответственно, применение к нам тех же механизмов регулирования, как минимум, не учитывает, как наша деятельность строится», - рассказала она.
Еще одной темой для дискуссии стало наличие контрафакта и нелегальных товаров на онлайн-площадках. Так, на маркетплейсах можно встретить БАДы с запрещенными в РФ веществами в составе. Директор по контрольной деятельности Центра развития перспективных технологий Антон Гущанский рассказал об уже имеющихся случаях, когда граждане получали срок за покупку товаров с запрещенными веществами в составе, хотя сами граждане о таком «сюрпризе» даже не подозревали. В преддверии проверок такие БАДы просто исчезли с маркетплейсов и появились уже в качестве приправ, спортивного питания и т.д.
Минаев со своей стороны настаивал, что у сетевых площадок якобы просто нет четких критериев в этом вопросе. «Все БАДы у нас должны иметь свидетельство о госрегистрации. 100 % БАДов проверяются на его наличие. Если его нет, никогда не будет продаваться этот товар. У нас нет специалистов, которые знают, какое вещество сильное, а какое нет. Если оно появляется в составе, вопрос: как БАД получил свидетельство?» - обратился он. Представитель Ozon также упомянул, что это касается не только биологически активных добавок. Например, сейчас на площадке под видом пищевых добавок появляется смесь, которая используется для изготовления запрещенной к продаже жидкости для вейпов. Однако, когда площадка пытается заблокировать этот товар, то она сталкивается с претензиями антимонопольщиков.
В то же время председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов говорит, что инструменты для отсеивания сомнительных товаров и контрафакта уже существуют. Есть государственные информационные системы маркировки, в которых должны быть зарегистрированы продавцы парфюма, ювелирных украшений, мехов, кожаных и прочих изделий. Использование таких систем бесплатно, они открыты. Но, как отмечает Павлов, маркетплейсы ими не пользуются. Федеральная пробирная палата в апреле нашла на онлайн-площадках более 500 нелегальных продавцов ювелирной продукции, и еще примерно столько же нелегальных продавцов обуви там удалось вычислить весной. При этом всех их можно было выявить через госсистему – достаточно было знать лишь ИНН продавца. Поэтому Павлов считает, что такие проверки нужно сделать обязанностью маркетплейсов. При этом он признает, что для таких продавцов в принципе не должно оставаться «тихих гаваней», иначе они просто перекочуют на другие площадки - например, в соцсети.
Еще одной темой обсуждения стало использование скидок и рассрочек. Представитель Центробанка РФ Алексей Чирков отметил, что рассрочка на онлайн-площадках – удобный инструмент, который интересен потребителю. Однако же он указал, что покупателю необходимо предоставлять тот же объем информации, что и при обычном потребительском кредитовании, чтобы избежать «ростовщических практик». На сегодняшний день это предложение учитывает подготовленный законопроект, призванный частично отрегулировать работу маркетплейсов, но этот документ в корне не устраивает сами онлайн-площадки. «Законопроект запрещает маркетплейсам делать скидки на товары за свой счет в маркетинговых целях. То есть у нас сегодня огромная инфляция, предпринимаются огромные меры для борьбы с ней, но появляется законопроект, который запрещает снижать цены. На мой взгляд, это несерьезно. Такие вещи просто не должны обсуждаться. Но они на полном серьезе обсуждаются!» - возмутился Минаев. У представителей онлайн-торговли есть и другие вопросы. Так, у них вызывает нарекания предлагаемое ограничение размера комиссии, которую маркетплейс получает от продавца, всего в 10 %. На их взгляд, такой процент не позволяет выстроить логистику товаров, организовать их рекламу и разместить на складе. В Wildberries считают, что это можно назвать попыткой госрегулирования цен на услуги маркетплейсов, хотя для обычных торговых сетей такой практики нет.
Участники обсуждения затронули и отношения продавцов с площадками. Первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева рассказала, что площадки иногда нарушают права селлеров. Например, это происходит в части установления недостоверных сроков доставки покупки или при изменении площадкой информации в карточках товаров. Есть вопросы и в части возмещения убытков в случае, когда товар продавца просто теряется при транспортировке. «Для микробизнеса это может быть очень существенно. Мы все знаем, что рубль сегодня не равен рублю завтра. А селлер обречен на длительное доказывание своей правоты», - говорит Авдеева.
Председатель совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции выразился более прямолинейно: «Для этого рынка не писано законов как буквально, так и фигурально», - заявил он. Он напомнил, что в начале 2024 года один из маркетплейсов изменил договор и ввел «ничем не обоснованный сбор денег со своих пунктов выдачи заказов». Каждый ПВЗ, с его слов, платит до 30 тысяч рублей. При этом за два месяца торговая площадка так и не прояснила, какой эффект получают продавцы от этого сбора. Напомнил Ефимов и о штрафах, которые ежедневно получают владельцы ПВЗ за очереди. «Пришло больше семи человек – получи штраф. Коллеги из маркетплейсов скажут – надо ставить больше людей. Но это больше оплата труда. А из чего ее платить, если на маркетплейсе вознаграждение ПВЗ за последние два года снизилось почти в два раза. А с учетом всевозможных штрафов – в 2,5 раза», - высказался он, добавив, что не предлагает вовсе отказаться от штрафов, а лишь просит, чтобы они были обоснованными.
Стоит отметить, что представители макетплейсов сами имеют претензии к селлерам, например, в части неверного определения категорий товаров. Анна Арутюнян из Wildberries отметила, что онлайн-площадки понимают общественный запрос на регулирование. Их маркетплейс ежедневно пытается корректировать свои бизнес-процессы на фоне различных претензий. «Есть такое расхожее мнение, что маркетплейсы – это такой Дикий Запад, где нет никаких правил, нормативных требований. И поэтому надо зарегулировать все. Но я бы хотела предостеречь от такого подхода, потому что есть огромное количество нормативно-правовых, которые устанавливают обязанности, в том числе для маркетплейсов», - подытожила она дискуссию.
20.06.2024 16:49
20.06.2024 16:49
20.06.2024 16:58
Недорегулировал у себя в Алмазе наверное
20.06.2024 17:06
20.06.2024 17:14
20.06.2024 17:57
Начиная со столетней камуняки Вальки Стакан.
21.06.2024 17:25
Угадайте, кто из них страдает запорами?
20.06.2024 20:16
20.06.2024 22:26
21.06.2024 03:05
Пенсию зарабатывает!
21.06.2024 08:37
На концерт Билана для супруги просто так не накопить 20 млн
21.06.2024 09:11