Top.Mail.Ru
18+

Битый битум везет: Счетная палата присмотрелась к тратам алтайских дорожников на сотни миллионов рублей

Битый битум везет: Счетная палата присмотрелась к тратам алтайских дорожников на сотни миллионов рублей

Неэффективные госзакупки для нужд трех алтайских ДСУ привели их к дополнительным расходам на сотни миллионов рублей только в 2021 году, следует из отчета о работе Счетной палаты Алтайского края за 2023 год (копия есть в распоряжении ИА «Банкфакс»). Наиболее масштабные траты отмечены в поставках нефтепродуктов, инертных материалов и битума – последний, к примеру, закупали у компании из Сочи, а транспортировку оплачивали со счетов госпредприятий. Любопытно, что все такие контракты заключались при деятельном участии одного из краевых АО.

В 2023 году Счетная палата Алтайского края проанализировала работу в сфере госзакупок битума, бензина, дизельного топлива, песка и щебня для ГУП «Северо-Восточное ДСУ» (Новоалтайск), ГУП «Центральное ДСУ» (Барнаул) и ГУП «Юго-Западное ДСУ» (Рубцовск) - изучались наиболее полные на тот момент данные за 2021 год на общую сумму более 4 млрд рублей. Цена указанных материалов и ГСМ составляет около 60 % в сметной стоимости дорожных работ. В итоге был выявлен ряд существенных нарушений и недостатков - по приблизительным подсчетам, они за год напрямую могли стоить краю дополнительные 300 млн рублей расходов ГУП и сумму сопоставимого порядка – в качестве косвенных трат, следует из отчета.

Так, все изученные закупочные процедуры для дорожных ГУПов по договору на абонентское правовое обслуживание проводило АО «Управление производственно-технологической комплектации» (УПТК, полностью принадлежит Алтайскому краю, гендиректор – Вячеслав Курильский). Через неконкурентные закупки у единственного поставщика АО заключило рамочные договоры на поставки ГСМ с барнаульским ООО «Терминал» - для «Северо-Восточного ДСУ» на 250 млн рублей, «Центрального ДСУ» - 100 млн рублей, «Юго-Западного ДСУ» - 300 млн рублей – и на поставки битума с сочинским ООО «КрасБитум» на суммы 250 млн, 100 млн и 200 млн рублей соответственно. При этом начальные максимальные цены контрактов в краевом АО сформировали без учета мнения ГУПов.

Цены этих договоров существенно превышали средние по рынку. Так, согласно данным Счетной палаты, ПАО «НК «Роснефть – Алтайнефтепродукт» готово было бы продавать ГСМ дорожникам на 10 млн рублей дешевле, ПАО «Газпромнефть» - на 15 млн рублей дешевле, чем ООО «Терминал». Еще серьезнее ситуация с битумом - расходы предприятий дорожного хозяйства на его приобретение за 2021 год расчетно на 227,9 млн рублей превысили средние значения по СФО. Хотя контрагенты неоднократно нарушали сроки поставки, а поставщик битума вовсе в одностороннем порядке поднимал цены, меры ответственности к ним не применялись. Он же завышал расстояние до мест поставки, в итоге расходы по этой статье оказались еще на 15,2 млн рублей больше. Несмотря на это, предприятия дорожного хозяйства оплатили сочинскому ООО «КрасБитум» мелкооптовую премию (вознаграждение) в размере 43,4 млн рублей. Таким образом, только прямые траты госпредприятий края по этой схеме могут превышать 300 млн рублей.

Любопытно, что алтайские ГУПы своими платежами существенно поднимали экономику указанных фирм: у ООО «Терминал» было приобретено ГСМ на 480 млн рублей, у ООО «КрасБитум» - битумов на 957,5 млн рублей, в итоге выручка первой компании в 2021 году подскочила в 2,2 раза до 868,6 млн рублей, второй – в 12,3 раза почти до 1,5 млрд рублей. Отметим, что ООО «Терминал», по данным ЕГРЮЛ, было зарегистрировано в 2014 году, его учредителем и директором является Денис Балахнин. Он известен в крае как экс-владелец бара XXXX, собственник ООО «Алтай Спец Транс» и других компаний. Чистая прибыль фирмы в 2021 году составила 4,8 млн рублей, в 2022 году – 4,9 млн рублей. ООО «КрасБитум» в свою очередь существовало с 2019 по начало 2024 года, директором и владельцем в ЕГРЮЛ указан Сергей Самаркин. Чистая прибыль в 2021 году составила 25,9 млн рублей, а в 2022 году опустилась до 308 тысяч рублей. По данным ЕГРЮЛ, основной бизнес Самаркина расположен в Красноярском крае.

УПТК проводило обозначенные торги по согласованию с Минтрансом Алтайского края, и процедуры проходили в рамках принятых ДСУ положений о закупках. Эти документы в 2021 году были признаны ФАС по Алтайскому краю нарушающими федеральное законодательство, и хоть их привели в соответствие нормам, но каких-либо предписаний, касающихся упомянутых спорных контрактов, антимонопольщики не выносили. Более того, после исчерпания лимитов поставок по таким договорам УПТК направляло в адрес ДСУ заключенные с поставщиками допсоглашения, поднявшие максимальную цену еще на 30 %. В дальнейшем же контракты на поставки битума вовсе заключались только с ООО «КрасБитум» без проведения конкурентных процедур. «При этом часть протоколов заседания комиссии по проведению закупки у единственного поставщика, а также коммерческие предложения поставщиков, на основании которых был осуществлен отбор, к проверке предоставлены не были», - указано в документе Счетной палаты.

Несмотря на то, что материалы по этим закупкам оказались скрыты от общественности и даже контролирующего органа, отдельные выводы о дополнительных тратах края и их «экономическом эффекте» на отдельные частные компании можно сделать по прошлым похожим публичным закупкам. К примеру, в начале 2020 года ООО «Юго-Западное ДСУ» заключило договор на ж/д доставку битума с ООО «ОНК Гермес» более чем на 8,5 млн рублей. Чистая прибыль этой созданной в 2019 году фирмы, принадлежавшей Ольге Суворовой, в 2020-м подскочила более чем в 10 раз, а уже в сведениях за 2021 год на портале УФНС ГИРБО стоят прочерки. В 2024 году было принято решение об исключении сведений из ЕГРЮЛ – по сути компания отработала полтора сезона и канула в Лету.

Отдельного внимания Счетной палаты заслужила тема необоснованного укрупнения торгов, которая проявилась в контрактах на поставки инертных материалов (песка, щебня), в них контрагентами выступали АО «Национальная нерудная компания», ООО «Нерудная компания Алтая» и ООО «Усть-Каменский щебень». Две последние фирмы связаны с одной группой (ООО «Развитие» и ООО «Алтайские карьеры»), одним из бенефициаров которой является депутат Барнаульской гордумы Вячеслав Перерядов. Так, «Юго-Западное ДСУ» закупило сразу почти 360 тысяч тонн, «Центральное ДСУ» - 522,8 тысяч тонн, «Северо-Восточное ДСУ» - 845 тысяч тонн. Прописанные в документах объемы значительно превышали плановую годовую потребность дорожников, к примеру, в случае «Юго-Западного ДСУ» - на 98,7 %. Более того, УПТК включало в контракты материалы, которые вообще не требовались дорожно-строительным управлениям.

В адрес СП АК не поступило документов, которые прояснили бы необходимость объединения в одном лоте разных по составу и местам поставок закупок. Все изученные договоры были исполнены не в полном объеме, к примеру, для «Северо-Восточного ДСУ» - лишь на 55,2 % (недопоставлено материалов на сумму 456,8 млн рублей). При этом УПТК в таких условиях проводило новые торги в те же места поставки, но уже по более высоким ценам, а в документацию вносились необоснованные изменения, приводившие к завышению расходов.

Тема взаимодействия с ООО «Барнаульское ДСУ № 4» также проливает свет на нюансы дорожных работ в регионе. Так, в 2021 году ООО выиграло конкурс на содержание федеральных автомобильных дорог в крае, но передало часть задачи региональным ДСУ в рамках субподряда. Итогом такого «сотрудничества» стали убытки «Северо-Восточного ДСУ» на 59,8 млн рублей, «Центрального ДСУ» на 25,5 млн рублей и «Юго-Западного ДСУ» на 37,4 млн рублей. «Барнаульское ДСУ № 4» в свою очередь получило комиссионное вознаграждение в 14,7 млн рублей.

По итогу анализа выяснилось, что общий объем чистой прибыли трех изученных предприятий дорожного хозяйства по документам составлял 174,1 млн рублей в 2021 году, однако вскрылось также завышение расходов «Северо-Восточным ДСУ» и «Юго-Западным ДСУ». По закону до 69,9 млн рублей из этой суммы должны были перечислить в краевой бюджет, но по факту перевели 34,1 млн рублей, пустив остальное на «материально-техническое развитие».

Счетная палата Алтайского края передала результаты проведенного анализа краевым властям, а самим ГУПам внесли представление. В отчете СП АК указано, что Минтранс в ответ ввел на предприятиях дорожного хозяйства должности заместителей начальника по безопасности и внутреннему контролю, были приняты «отдельные кадровые решения». О каких-то проверках в АО «Управление производственно-технологической комплектации», на котором, согласно описанному в отчете, лежит значительная часть ответственности за нарушения, не сообщается. Впрочем, не исключено, что результатами работы СП АК могут заинтересоваться и правоохранительные органы.

Напомним, что на уровне федерации ранее было принято решение о переводе ГУПов и МУПов в акционерные общества до 1 января 2025 года. Против преобразования дорожных предприятий в АО изначально резко выступали представители фракции «Единая Россия» в Алтайском Заксобрании. По мнению некоторых наблюдателей, это может быть связано с активностью дорожного лобби. Согласно утвержденному в 2023 году плану, ДСУ должны преобразовать в акционерные общества до конца сентября 2024 года.

Как следует из анализа Счетной палаты, дорожные предприятия в статусе ГУП в Алтайском крае имеют обширные портфели госконтрактов, а средства не всегда тратятся эффективно, что создает дополнительные коррупционные риски, примерами которых изобилует инфополе в Алтайском крае. Нельзя исключать, что преобразование в АО предполагает и серьезный аудит, результаты которого оценят компетентные органы.

Также добавим, что некоторых из упомянутых ДСУ уже были замечены в коррупционных и другого рода скандалах. Например, в 2021 году условный срок за присвоение и растрату средств предприятия получил бывший директор «Северо-Восточного ДСУ», экс-депутат Алтайского Заксобрания Сергей Сивец. В 2022 году в центре уголовного разбирательства оказалось «Юго-Западное ДСУ» в связи с многочисленными недочетами в ремонте дорог Рубцовска, но расследование прекратили. В конце мая стало известно, что правоохранительные органы обратили внимание на затраты руководства данного предприятия на участие в конкурсе «Директор года», в котором несколько раз награду руководитель Игорь Левин, также являющийся депутатом Рубцовского горсовета.

Фото: Минтранс Алтайского края

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 31
Гость

04.06.2024 10:31

Там не счетная палата должна присмотреться, а следственный комитет!
гость

04.06.2024 10:53

Гость писал(а): Там не счетная палата должна присмотреться, а следственный комитет!

Счетная палата хоть так о себе напомнила, сидят тихо, будто их нет, растрачивая огромный бюджет на своё содержание. А их председатель Минёнок собственного скрипа башмаков боится, очень послушный, а значит - нужный человек! На то и расчёт при назначении подобных субъектов.
Гость

04.06.2024 10:53

Там порядок такой. Счетная палата проводит проверку. Если видит нарушение, то в зависимости от их квалификации, материалы направляет в т.ч. в прокуратуру. Ну а дальше прокуратура решает, возбуждаться ей или нет.
Не возбуждаться

04.06.2024 11:01

Гость писал(а): Там порядок такой. Счетная палата проводит проверку. Если видит нарушение, то в зависимости от их...


Это самый обычный СПРУТ, где все повязаны. Потянешь за верёвочку и вытянешь, кого не надо. Нет, ну вы воруете - так делайте хотя бы нормально! Почему дороги, только что сделанные, разваливаются на 2-3 год? Это не только воровство - это просто диверсия!
Житель

04.06.2024 11:05

Гость писал(а): Там порядок такой. Счетная палата проводит проверку. Если видит нарушение, то в зависимости от их...

Прокуратура и Следственный комитет могут зайти с проверкой в любой момент, не дожидаясь материалов от счетной палаты. Была бы воля.
Знающий

04.06.2024 13:26

Думаю уже присматривается!!! Вот у чиновников очко щас зажалось🤣👍
Некто

04.06.2024 14:12

Житель писал(а): Прокуратура и Следственный комитет могут зайти с проверкой в любой момент, не дожидаясь...

Воли нет, потому что люди на местах умеют только исполнять приказы. А инициатива наказуема. Вот и остаётся читать про эти махинации открытым текстом и удивляться, что не всех причастных ещё наградили
вот так

04.06.2024 14:52

Некто писал(а): Воли нет, потому что люди на местах умеют только исполнять приказы. А инициатива наказуема. Вот...

Да ещё наградят!
ГадкийЯ

04.06.2024 10:46

Я так понял,что никто не сядет! И тем более "бухгалтера" не попросят!
Следователь

04.06.2024 11:05

Бухгалтера на дно утянет Кирбарда. Он вроде как начал давать показания
Житель

04.06.2024 11:20

Следователь писал(а): Бухгалтера на дно утянет Кирбарда. Он вроде как начал давать показания

Как правило отстранят от должности председателя тендерной комиссии и на этом спустят пары для исключения взрыва. А денежки уже уплыли в оффшоры...
Качественные дороги не выгодны дорожникам. У СКАЙВЕЙ гарантия 100 лет.

04.06.2024 11:11

Не качественное сопротивляется качественному, у психофизического состояния сознания СОВЕСТЬ СПИТ, плевела затмили Зерна.
Vitek

04.06.2024 11:20

вспомните бийского МЧСника, который на протяжении 7 лет воровал более 100 лямов в год - не видеть такое руководству просто физически не возможно! так и тут - минстранс и правительство АК не видят, что у них подведомственные предприятия битум составами везут из Сочей в полтора раза дороже, чем он есть в Барнауле?
ну не смешите ;-)
вот так

04.06.2024 14:53

Vitek писал(а): вспомните бийского МЧСника, который на протяжении 7 лет воровал более 100 лямов в год - не видеть...

Это всё одна свора подельников. Это 146%!
гость

04.06.2024 11:33

красноярчики рулят!)
Гость

04.06.2024 12:05

Ни у кого из алтайских махинаторов, проворачившие такие сделки, не появились квартиры в Сочи в знак благодарности?
Гость

04.06.2024 12:06

Кто в краевом правительстве курирует сферу дорожного строительства и ремонтов дорог, ге пора ли и ему вслед за Кибардиным?
Гость

04.06.2024 12:15

Позвольте с трёх раз угадать из какой партии герои репортажа!
тоже мне секрет

04.06.2024 12:20

Гость писал(а): Позвольте с трёх раз угадать из какой партии герои репортажа!

Из коммунистической партии Советского Союза, переименованной в ЕР.
ВСЕ ИЗ ЕР

04.06.2024 12:29

Гость писал(а): Позвольте с трёх раз угадать из какой партии герои репортажа!

ВСЕ ИЗ ЕР
Гость

04.06.2024 12:52

тоже мне секрет писал(а): Из коммунистической партии Советского Союза, переименованной в ЕР.

Вопрос был риторический.
Отставить!!!!

04.06.2024 12:19

Что это за вражеские измышления - "хорошие дороги"?! Это какой подпиндосник такое сказал?! Чтобы приехали и захватили?!
Отсутствие дорог - наше главное тактическое преимущество!!!
и еще

04.06.2024 12:30

Житель писал(а):
Прокуратура и Следственный комитет могут зайти с проверкой в любой момент, не дожидаясь материалов от счетной палаты. Была бы воля.

ДОБАВЛЮ ЖЕЛАНИЕ....
Самый 100% БЕЗОПАСНЫЙ инновационный транспорт СКАЙВЕЙ+ намного дешевле+ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ+

04.06.2024 12:34

СКАЙВЕЙ не нужны дороги, земля закатанная в асфальт освободится. ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ? Будущее за СКАЙВЕЙ.
Инфа 100 %

04.06.2024 12:37

Воронов в 2025 году перейдёт в Москву. Может и раньше, уже всё утверждено. Как то так...
Гость

04.06.2024 12:45

Инфа 100 % писал(а): Воронов в 2025 году перейдёт в Москву. Может и раньше, уже всё утверждено. Как то так...

За какие "таланты"?
Умных - к умным,

04.06.2024 12:55

а его - тудой...
Гость

04.06.2024 14:19

Инфа 100 % писал(а): Воронов в 2025 году перейдёт в Москву. Может и раньше, уже всё утверждено. Как то так...

Кибардин вот тоже в Москву уже перешел, в СИЗО там обживает нары. "Утверждали" кандидатурк поди тоже заранее, а не спонтанно рандомно. Как-то вот так...
ВОТ БЫ БИЙСК ПРОВЕРИЛИ

04.06.2024 14:19

Вот бы дорожников Бийска с Мэрией проверили бы! По анонсу за 14км дороги Ая-Бирюзовая катунь стоимость работ объявили 145 миллионов. В БИЙСКЕ: 2км дороги по улице Мухачева (участок от Путепровода в районе АТС-4 до переулка Коммунарский) стоимость объявлена 125 миллионов! ВОПРОС к МЭРУ: 2км за 125 миллионов и 14км за 145 миллионов??? Кто так считает??? И ОНФ вы где с прокуратурой?
А руководитель РОСАВТОДОРА в регионе некто ПИНГАСОВ живет в МОНАКО

04.06.2024 14:23

А руководитель РОСАВТОДОРА в регионе некто ПИНГАСОВ живет в МОНАКООО
Карлуша

04.06.2024 15:00

Видимо Климину можно пожелать удачи на зоне. Новую семью там заведет.
Календарь
/ /
02.07.2024