Власти Республики Алтай, похоже, не собираются отступать от планов по строительству нового мусороперерабатывающего завода в Майминском районе рядом с недействующим старым, несмотря на критику такого подхода. Так, участок, в привязке к которому собираются разрабатывать проект будущего комплекса, уже определен, и альтернативные площадки, по всей видимости, не рассматриваются. В то же время сами основания, по которым возникла потребность в новом объекте, в обозримом будущем могут отпасть – старый комплекс имеет шансы на возобновление деятельности, но даже в этом случае власти, судя по звучащим заявлениям, не планируют отказываться от нового проекта.
Еще в 2011 году в Майминском районе ввели в эксплуатацию мусороперерабатывающий завод мощностью 32,5 тысячи тонн отходов в год вместе с полигоном для захоронения ТКО. Он расположился на выезде из Маймы, всего в полукилометре восточнее «Чуйского тракта». Его сметная стоимость, как тогда писали СМИ, составляла почти 300 млн рублей. В течение 10 лет комплекс работал, принимая мусор с территории Горно-Алтайска и Майминского района. Однако, как в начале декабря 2022 года сообщили «Банкфаксу» в Минрегионразвития Республики Алтай, ни полигон, ни завод не функционируют уже полтора года. В июне 2021 года собственник объекта – Майминский район – получил предписание от Управления госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Полигон и завод попали в шестую подзону приарэодромной территории аэропорта Горно-Алтайска. Согласно действующему законодательству, в этой зоне – 15 км от контрольной точки в аэропорте – нельзя размещать объекты, способствующие массовому скоплению птиц. В этой связи работу прекратили. Полигон тоже перестал функционировать, к тому же он каким-то образом к этому моменту оказался заполнен на 100 %. Власти говорили об идее открыть вторую карту объекта, но из-за действия приаэродромной подзоны от этой мысли в итоге отказались. Сейчас чиновники заключили контракт на разработку документации по рекультивации заполненного полигона. Это обошлось бюджету республики без малого в 6 млн рублей.
Мусор сейчас возят на единственный узаконенный в округе полигон в Черемшанке, но и он уже близок к заполнению. Все вышеперечисленное, очевидно, и подтолкнуло республиканские власти к идее строительства нового мусороперерабатывающего завода с полигоном. Об этом глава Республики Алтай Олег Хорохордин заявлял еще в мае текущего года. Планируется, что этот завод сможет перерабатывать до 47 тысяч тонн отходов в год, а вместимость полигона позволит захоронить 937,5 тысяч тонн мусора. По расчетам властей, на комплексе смогут отбирать во вторсырье пластик, стекло и даже органические части для изготовления компоста. Стоимость такого объекта оценивают приблизительно в 1,5 млрд рублей. Строительство комплекса якобы осуществят за счет средств концессионера, которому передадут мощности завода по переработке вторсырья.
При этом разместить новый объект почему-то решили всего в 3 км от «старого», что изначально вызвало недоумение у наблюдателей. Комплекс будет расположен довольно далеко от географического центра региона, и доставка мусора для переработки туда из отдаленных районов, скорее всего, будет крайне дорога. Вопросы «Банкфакса» о том, рассматривались ли альтернативные площадки для строительства такого объекта, в Минрегионразвития РА проигнорировали. Они лишь указали на конкретный участок, который выбрали для осуществления проекта и рассказали, что уже ведут работу по смене его назначения.
Член комитета по экологии и природопользованию Госсобрания Республики Алтай Владислав Рябченко в разговоре с корреспондентом ИА «Банкфакс» сообщил, что вопрос об альтернативных площадках для этого завода поднимался, но все предложенные варианты тоже были в Майминском районе. Со слов Рябченко, такой выбор обусловлен тем, что большая часть мусора в республике образуется именно там, а также в Горно-Алтайске. Рябченко заметил, что, конечно же, отдаленность некоторых районов делает перевозку отходов на переработку в Майму нецелесообразной с точки зрения экономики. Тем не менее, он полагает, что такую проблему могла бы решить организация в районах мест для накопления ТКО, их первичная сортировка и уплотнение. В таком случае транспортировка до Маймы условно из Турочакского района была бы уже не столь затратна.
Приблизительно о том же говорит и коллега Рябченко Сергей Кухтуеков. В разговоре с корреспондентом «Банкфакса» он тоже высказал мысль о целесообразности развития сортировки и переработки в районах. По его подсчетам, для того, чтобы начать такую деятельность в том или ином муниципалитете, условному предпринимателю понадобится поддержка всего в 10-12 млн рублей. На его взгляд, для старта в каждом отдельном случае необходимо холодное помещение в 200 кв. м, теплое – в 100 «квадратов», а также небольшой комплекс оборудования. Помочь с таким скромным списком потребностей предпринимателя – вполне посильная задача для региона, по мнению парламентария.
Вот только все эти планы могут пойти насмарку. По имеющимся у властей сведениям, сейчас ведется обсуждение об изменении параметров аэродромной зоны аэропорта. Более того, республика сама направляла на федеральный уровень заявку с просьбой предусмотреть послабления, позволяющие уже существующим объектам продолжить работу в аэродромной зоне. Однако, по информации Рябченко, до сих пор ни о каких подвижках в этом направлении республиканские власти не информировали. Тем не менее, перспективы возможного возобновления деятельности старого завода ставят под вопрос планы по строительству нового, а равно и сопутствующие бюджетные траты.
В октябре текущего года, во время одного из заседаний этот вопрос уже ставили перед первым замглавы Минрегионразвития РА Алексеем Чакыровым. Видеозапись с его ответом была опубликована в Telegram-канале «Новости Горного». Он заверил, что даже в случае, если у старого мусороперерабатывающего завода появится возможность возобновить свою деятельность, второй подобный объект все равно будет необходим республике. Ни новый, ни старый комплекс по отдельности якобы не будут охватывать весь объем ТКО, образующихся в административно-производственном объединении № 1, в которое входят Горно-Алтайск, Майминский, Чемальский, Чойский и Турочакский районы. По последним данным, все эти муниципалитеты в год образуют около 57-58 тысяч тонн мусора. В то же время существуют целевые показатели, согласно которым к 2028-2030 году на переработку должны уходить все 100 % отходов.
В любом случае из бюджета уже пришлось затратить около 6 млн рублей только на проект рекультивации первой карты полигона рядом со старым заводом. Сколько будет стоить его осуществление – пока не ясно, поскольку документация еще не готова. При этом необходимости в этом, как полагает Кухтуеков, могло и не возникнуть. Он отмечает, что тело свалки стало активно расти с 2017 года, когда на полигон пришел концессионер в лице ООО «Коммунальщик» - той самой скандальной компании, которая до 2021 года была регоператором ТКО все в том же административно-производственном объединении № 1. Депутат говорит, что до прихода концессионера он лично наблюдал, что на заводе была выстроена работа в две смены, и 15-45 % (по разным данным) отходов сортировали для дальнейшей переработки, все остальное захоранивали на полигоне. В основном это якобы были органические остатки, которые быстро разлагались, и потому котлован заполнялся медленно. Однако с появлением «Коммунальщика», по информации Кухтуекова, сортировка и переработка на заводе практически приостановились, притом, что все это было заложено в тарифе. По мнению парламентария, в компании могли просто тем самым «оптимизировать» свои затраты ради получения более высокой прибыли. Отходы же будто бы стали захоранивать в полном объеме, из-за чего тело свалки существенно разрослось за довольно короткий период времени. Это, по информации Сергея Кухтуекова, не единственное «ноу-хау», которое привнес «Коммунальщик». С его появлением на заводе будто бы перестали работать в две смены, как раньше. Депутат полагает, что если эту практику возобновить, мощностей одного лишь старого предприятия будет достаточно для того, чтобы покрыть потребности объединения № 1.
В этом контексте у наблюдателей возникают сомнения относительно надежд властей на работу второго мусороперерабатывающего завода под началом нового концессионера. Тем не менее, строить прогнозы в данной ситуации весьма сложно: определение участка под реализацию нового проекта – пока единственный шаг, предпринятый властями, да и тот занял немало времени. Пока, как заметил Рябченко, нет даже аукциона на разработку проектной документации на строительство комплекса. Однако он акцентировал внимание на том, что у республики сейчас не так уж много времени – число законных полигонов, на которых можно захоранивать мусор, ограничено, как и их возможности. «Очень уж много «если» в этой ситуации. Год прошел, как все на согласовании. А если постановления [о послаблениях для существующих объектов в аэродромной зоне] придется ждать пять лет? Мусором просто все завалит. Стараемся искать решения», - объяснил он.
Таким образом, можно констатировать, что Республика Алтай оказалась в весьма непростой ситуации в части обращения с ТКО, которая вызывает обеспокоенность у властей и депутатов. Кухтуеков отмечает, что в некоторой части причины кроются в отсутствии системного подхода властей к данной проблеме. Например, на его взгляд, существующее деление РА на административно-производственные объединения шло без учета особенностей рельефа. Если бы этот нюанс был учтен, это якобы могло бы снизить затраты регоператоров ТКО, связанные с транспортировкой. Более того, изначально будто бы были допущены оплошности при формировании тарифа, которые, на взгляд депутата, и подтолкнули «Коммунальщик» к снижению темпов переработки и сортировки. Более того, Республику Алтай каждый год посещает количество туристов, в разы превышающее число местных жителей. Однако гости региона практически не участвуют финансово в организации сбора и утилизации мусора, что, конечно же, не дает возможности для развития этой сферы.
Отдельно стоит упомянуть и о «Коммунальщике». Как следует из информации с сайта Арбитражного суда Республики Алтай, договор концессии между ним и администрацией Майминского района был расторгнут еще в сентябре 2021 года по мировому соглашению, хотя изначально муниципальные чиновника хотели добиться этого через суд. Они хотели взыскать еще и 5,8 млн рублей с компании за нарушение концессионного договора. Но суд в итоге удовлетворил требования только на 2,4 млн рублей. Более того, с администрации по встречным требованиям «Коммунальщика» взыскали гораздо больше – 3,5 млн рублей в счет невозмещенных расходов по концессионному соглашению. Решение было озвучено еще в сентябре текущего года, но тяжбы по этому делу продолжаются до сих пор в других инстанциях.
Стоит отметить, что сценарий, по которому развивается ситуация в Республике Алтай, может реализоваться и в соседнем Алтайском крае. В прошлом году администрация Барнаула тоже получила предписание Ространснадзора, касающееся деятельности городского полигона ТКО. Он тоже создает угрозу для полетов из аэропорта Барнаула. Сам текст представления еще не приводился, но из прочих документов следует, что от мэрии требуют устранения нарушений либо путем изменения локации полигона (сейчас он находится в шестой подзоне приаэродромной территории), либо путем его надлежащей эксплуатации, чтобы отходы меньше привлекали птиц. Администрация Барнаула пытается оспорить эти требования в судах, и уже дошла до Верховного суда РФ, однако апелляция уже прошла, и чиновники на данный момент в любом случае обязаны устранить нарушения. Конечно, у наблюдателей возникают вопросы относительно того, как это можно сделать. «Банкфакс» со своей стороны направил запрос в Ространснадзор, чтобы выяснить, как именно власти могут исполнить предписание.
Фото: «Комсомольская правда - Барнаул»