Одним из результатов недавнего «преобразования» «Алтайтурцентра» из краевого государственного бюджетного учреждения в автономную некоммерческую организацию стал уход от необходимости проводить закупки в рамках действующих профильных федеральных законов. Как сообщили ИА «Банкфакс» в АНО в ответе на запрос, организация теперь самостоятельно определяет поставщиков услуг согласно внутреннему положению, которое само же и разработало. Из этого следует, что теперь общественность не будет знать, с кем и на каких условиях заключаются многомиллионные контракты, данная сфера станет непрозрачной, как и предполагали наблюдатели. Примером такого освоения средств стал недавний праздник «Цветение маральника».
АНО «Алтайтурцентр» и управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, которое является учредителем организации, разъяснили ИА «Банкфакс», почему на портале Госзакупок не появилась информация об аукционах на проведение праздника «Цветение маральника» в 2022 году. Как выяснилось, связано это с новой организационно-правовой формой «Алтайтурцентра».
В «Алтайтурцентре» заявили, что автономная некоммерческая организация не обязана применять положения действующих федеральных законов о госзакупках. Речь идет о 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно этим двум ФЗ ранее ликвидированное КГБУ «Алтайтурцентр» проводило аукционы в рамках освоения бюджетных средств. Объявления о торгах заранее публиковались со всеми данными – от технического задания до начальной цены контракта. Заинтересованные лица могли отследить весь процесс закупок, в том числе проверить на потенциальную коррупциогенность.
В условиях больших трат на мероприятия это имело особое значение. К примеру, на то же «Цветение маральника», открывающее летний туристический сезон в Алтайском крае, из бюджета региона ежегодно расходовались миллионы рублей. Так, в 2021 году на проведение самого праздника было потрачено 5,65 млн рублей (подрядчик - ООО «Мем групп»), на организацию пресс-тура для краевых СМИ, интернет-порталов, фотографов - 66,5 тысяч рублей, информационного тура для федеральных туроператоров - 650,25 тысяч рублей (в обоих случаях подрядчик - ООО «Охота»).
Теперь «Алтайтурцентр», как сказано в официальном комментарии, при осуществлении закупочной деятельности руководствуется гражданским законодательством, и опираясь на внутреннее положение, разработанное самой же организацией. Для «оправдания» такого подхода в АНО говорят, что теперь будет самостоятельно выступать организатором большинства мероприятий. Это якобы позволяет «форма АНО» и «компетенции трудового коллектива». А к сторонним услугам структура будет прибегать, если у нее нет «необходимых компетенций или технической базы».
«Алтайтурцентр» не сообщил ИА «Банкфакс», в какую сумму в итоге обошелся праздник «Цветение маральника» в 2022 году, огласив лишь траты на сторонние услуги - около 2,6 млн рублей. Эти деньги пошли на техническую подготовку площадок, организацию и проведение концертно-развлекательной программы, изготовление сувенирной и полиграфической продукции, транспортные услуги по доставке артистов и обсуживающего персонала, создание тематических фото-зон, работу ЧОП и так далее. На вопрос о том, с кем были заключены контракты и какова была их стоимость, ответа не последовало. Тем не менее, в «Алтайтурцентре» озвучили вывод: расходы на «Цветение маральника» были сокращены. Однако объем сэкономленных средств не обозначен.
Между тем с момента начала работы АНО, то есть с 6 декабря 2021 и за I квартал 2022 года, «Алтайтурцентром» «было освоено более 13,5 млн рублей полученной из краевого бюджета субсидии на реализацию различных мероприятий». Точный список в организации опять же не назвали, поэтому крайне сложно составить мнение об экономической эффективности нового формата.
Любопытно, что 20 апреля, когда корреспондент ИА «Банкфакс» впервые обратился в АНО по поводу того, что на портале Госзакупок не было сведений об аукционах на организацию и проведение «Цветения маральника», его представитель комментировал ситуацию, не упоминая ни про «отказ» от торгов, ни про «организаторские способности» «Алтайтурцентра». «Поскольку совершенно недавно было принято решение о том, что праздник будет проведен, конкурсная документация еще в состоянии разработки, то есть этой информации вы пока не найдете», - прокомментировали тогда в АНО.
Уже в официальном запросе редакция поинтересовалась у «Алтайтурцентра», по каким причинам «Цветение маральника» могли отменить, если решение провести праздник, как выяснилось, было принято недавно. В АНО ответили: «Основанием для отмены праздника «Цветение маральника» мог стать действующий на начало апреля текущего года временный запрет на проведение на территории Алтайского края массовых, в том числе зрелищно-развлекательных, мероприятий». Но ковидный запрет, на который ссылается «Алтайтурцентр», перестал действовать в регионе еще с 6 апреля. И его отмена была довольно ожидаемой. Первые ковидные послабления, напомним, начались гораздо раньше - с 1 марта. Тогда в Алтайском крае, к примеру, отменили необходимость предъявлять QR-коды.
Из логики «Алтайтуцетра» выходит, что «Цветение маральника», которое ежегодно проходит 1 мая, АНО смогло устроить буквально за три недели. Более того, в «Алтайтурцентре» это признают и ставят себе в заслугу. «Новая организационно-правовая форма АНО «Алтайтурцентр» и возможность самостоятельной организации мероприятия позволили в рамках действующего правового поля в довольно сжатые сроки организовать и провести праздник «Цветение маральника» на высоком организационном уровне», - обратили внимание в «Алтайтурцентре».
На вопрос ИА «Банкфакс», является ли проведение «Цветения маральника» оправданным и какой экономический эффект дает праздник, в «Алтайтурцентре» сообщили, что «по самым скромным расчетам финансовые вливания в экономику региона, связанные с проведением праздника «Цветение маральника», более чем в 10 раз превышают затраты на его проведение». В управлении Алтайского края по развитию туризма, которому также задавался такого рода вопрос, не ответили на него.
На чем основывались расчеты об экономической эффективности, в «Алтайтурцентре» снова не пояснили, ограничившись следующей аргументацией: «Так, в 2022 году в день праздника на площадке работали 43 ремесленника, более 20 представителей предприятий общепита и торговли, компании по оказанию услуг проката и детской анимации; делегации семи районов Алтайского края (Алтайский, Смоленский, Заринский, Завьяловский, Змеиногорский, Советсткий, Чарышский) самостоятельно представили туристический потенциал своих территорий на площадке праздника; въезд по платному мосту через реку Катунь осуществило более 1000 автомобилей (проезд обычного легкового автомобиля по мосту стоит 100 рублей, - прим. ред. ИА «Банкфакс»); коллективные средства размещения, расположенные на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и на прилегающих территориях, были заполнены».
Наконец, на вопрос о том, почему в 2022 году на «Цветении маральника» не выступили отечественные поп-звезды, хотя еще в мае 2021 года «Алтайтурцентр» на своей странице «ВКонтакте» проводил опрос по поводу желаемого хэдлайнера будущего года, в АНО заявили, что «от данных планов пришлось отказаться с учетом сложившейся экономической ситуации». Среди кандидатур, напомним, были Ольга Бузова, Филипп Киркоров, Niletto, Манижа, Егор Крид, Баста, Artik & Asti. Как объяснили в «Алтайтурцентре», кого-то из них планировалось привезти за счет средств спонсоров и партнеров праздника.
Добавим, что по официальным данным, в 2022 году праздник «Цветение маральника» на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» посетило около 30 тысяч человек из Алтайского края, Республики Алтай и городов других регионов, среди которых Калининград, Смоленск, Брянск, Тула, Москва, Тамбов, Волгоград, Ростов-па-Дону, Краснодар, Пенза, Самара, Уфа, Саранск, Владимир, Вологда, Кострома, Пермь, Сыктывкар, Нарьян-Мар, Екатеринбург, Салехард, Омск, Томск, Новосибирск, Кемерово, Абакан, Красноярск, Иркутск, Чита, Якутск, Хабаровск, Магадан, Петропавловск-Камчатский.
Напомним, что на исходе 2021 года в Алтайском крае ликвидировали КГБУ «Алтайтурцентр» и вместо него создали АНО «Алтайтурцентр». При этом правительство Алтайского края среди прочих причин смены формата называло открывающиеся «новые возможности» в сфере закупок. В чем конкретно они заключаются, не пояснялось. Из связанных с закупками тем уточнялось лишь, что АНО будет вести реестр добросовестных поставщиков товаров, работ и услуг. При этом на сайтах различных АНО прямо указывается, что включение в такие реестры, которое может дать дополнительные баллы при оценке квалификации потенциального подрядчика, нередко происходит и на коммерческой основе.
Долгое время КГБУ возглавляла Татьяна Сажаева. АНО сейчас руководит Александра Томашевич. В 2021 году она выдвигалась в Госдуму от партии «Новые люди» по Славгородскому одномандатному округу № 42, где набрала 4,12 %. На сайте АРАТ указано, что, будучи индивидуальным предпринимателем, она представляет турагентство «СК-Тур». По данным ЕГРЮЛ, она является руководителем и учредителем ООО «Настоящий Алтай», которое находится в стадии ликвидации.
КГБУ «Алтайтурцентр» в период с 2018-2020 годов было связано с рядом скандалов по причине подозрений в проявлении фаворитизма при определении подрядчиков для проведения туристических событий. В частности, речь шла об организации праздника «Алтайская зимовка-2018», исполнители которого могли быть аффилированы с бывшим директором госучреждения Татьяной Сажаевой. На фоне других сигналов об «избирательном» подходе организации к партнерам в начале 2020 года стало известно об ее уходе с должности. Впрочем, о каких-либо разбирательствах на эту тему не сообщалось.
Как уже отмечалось, теперь отслеживать выбор подрядчиков проблематично: закупки проводятся не по профильным федеральным законам, а само АНО не ответило даже на прямой вопрос о контрактах. Таким образом можно сделать вывод, что коррупционные риски в данной сфере выросли.
12.05.2022 11:56
хорошим тоном была бы публикация Алтайтурцентром полной отчетности по полученным субсидиям и их тратам...
собственно, такая прозрачность должна быть стандартом как органов власти, так и всех их "дочерних" предприятий.
12.05.2022 11:56
12.05.2022 12:57
12.05.2022 14:46
12.05.2022 14:49
12.05.2022 15:53
12.05.2022 18:08
12.05.2022 15:56
12.05.2022 16:55
12.05.2022 23:02
13.05.2022 16:49
Это очень хорошо, что вас интересует судьба ваших налогов, просто прекрасно. Но вы не там их ищете. Краевая администрация решает, на что пойдут наши налоги. В краевой администрации решили не бросать туризм - столько вложили, вдруг выстрелит в этом году? Поэтому проплатили "Цветение маральника". Если вы считаете, что зря, так обращайтесь в краевую администрацию. А предъявлять претензии Алтайтурцентру странно. Им предложили работу - они должны были отказаться что ли?
13.05.2022 10:02
А почему и зачем это надо скрывать, чиновники уже внаглую воровать собираются? Тогда какого фига государство копается в нищенских доходах граждан руками налоговых служб?