Минувшим вечером на яровской теплоэлектроцентрали после восстановительных работ вновь запустили котел № 10, который был остановлен 8 ноября из-за образовавшегося свища. Об этом ИА «Банкфакс» сообщило правительство Алтайского края, которое уверило, что температура теплоносителя сразу начала подниматься. Между тем источники редакции рассказали, что причиной многочисленных неполадок на ТЭЦ этой зимой мог стать уголь не той марки, который муниципальное предприятие закупило в большом объеме. Именно из-за него якобы так быстро оказался зашлакован рабочий котел № 9, с остановки которого и начался тепловой кризис. Как удалось выяснить редакции, тепловики действительно заказывали довольно специфическое топливо.
К концу дня 9 ноября котел № 10 на ТЭЦ Ярового ввели в работу и начали растапливать. Примерно к полуночи он уже начал подавать теплоноситель в систему, сообщили в правительстве края. Помимо этого агрегата к теплоснабжению подключен маломощный котел № 7, который начал функционировать после отключения десятого 8 ноября. Удается ли оборудованию теплоцентрали поддерживать нормативную температуру в домах и социальных объектах утром 10 ноября, неизвестно. Мэрия и власти региона текущую обстановку пока не прокомментировали.
Накануне муниципальное СМИ «Яровские вести» на своей странице в Instagram лишь объявило о планах по завершению ремонта котла № 10. Также граждан попытались успокоить тем, что глава краевого Минпромэнерго Вячеслав Химочка «находится на постоянной связи с руководством» управляющей компании ТЭЦ - МУП «ЯТЭК». Впрочем, яровчан это не обнадежило. Судя по комментариям, возвращение агрегата к работе не согрело их дома и после полуночи. «Похоже, тепла нам не видать. Что-то батареи холоднее стали, а не теплее», - писали горожане после 00:00.
Между тем источники «Банкфакса», знакомые с обстановкой на ТЭЦ, рассказали, что причиной едва ли не каждодневных инцидентов с оборудованием мог стать непрофессионализм. Дело якобы в том, что для станции закупали уголь той марки, которая не подходит под имеющиеся котлы. Об этом вскользь упоминалось и в немногочисленных комментариях правительства, в том числе критика по этому поводу в адрес мэра Ярового Виталия Самобочего звучала из уст Вячеслава Химочки.
Как отмечают собеседники редакции, в крае всерьез верили, что отопительный сезон 2021-2022 пройдет в штатном режиме из-за проведенного ремонта, особенно по сравнению с провалом предыдущего периода. Однако проблемы якобы начались почти сразу, когда котел № 9 начали топить не тем углем. В результате он зашлаковался и уже 1 ноября, через месяц после старта сезона, его пришлось остановить. При этом инсайдеры не поясняют, почему ранее проблем с топливом на ТЭЦ не возникало.
Как бы то ни было, в октябре МУП «ЯТЭК» проводило всего четыре закупки угля. В рамках самой крупной из них планировалось прибрести 60 тысяч тонн марки ССР (слабоспекающийся рядовой), которая используется на промышленных котельных, электростанциях и в быту. Начальная максимальная цена была выставлена на уровне 330 млн рублей, то есть 5500 рублей за тонну. Предложения в таком диапазоне выдвинул ряд фирм. Отметим, что ценники на сайтах углесбытовых компаний на топливо такой марки ниже в два-три раза, однако они указаны без учета доставки. Возможность такой крупной сделки была согласована с мэром, следует из документации. Предполагалось, что поставки будут осуществляться по согласованию с заказчиком до февраля. Однако конкурс по определению контрагента не состоялся из-за отсутствия заявок. Надо сказать, что такие крупные контракты предприятию никогда не удаются по причине отсутствия заинтересованных в участии организаций.
Зато препятствий к заключению договоров с единственным поставщиком без проведения торгов МУП «ЯТЭК» не имеет, особенно в условиях действующего уже два года режима ЧС. Таким образом в начале октября был подписан контракт на поставку 3220 тонн угля каменного на сумму 10,7 млн рублей (3340 рублей за тонну). Безальтернативным контрагентом стало барнаульское ООО «Торговый дом «Алтай». При этом в данном тендере изначально речь шла о закупке угля СС (уголь слабоспекающийся) с размером фракции 0-200 мм. При принятии решения о поставке же в документах значилась марка ССШ – уголь слабоспекающийся со штыбом, без уточнения размера фракции. Штыб – мелкий отход угледобычи (до 6 мм). Его почти не используют для отопления, из этого материала производят угольные брикеты, применяют при обжиге кирпича или в металлургии, делают водоугольное топливо. Такой товар должны были доставить в течение месяца.
Второй контракт был заключен также в начале октября с единственным поставщиком – ООО «Беловоуглесбыт», которое нередко получает контракты таким простым образом и является наиболее востребованным в Яровом угольным контрагентом. По данном договору фирма должна была поставить 5 тысяч тонн угля марки КСН за 10,2 млн рублей (2040 рублей за тонну). КСН – слабоспекающийся низкометаморфизованный каменный уголь, который также используется в качестве топлива, но подходит для этого наименее всего, так как отличается высоким выделением летучих веществ при сжигании и меньшей теплоотдачей. Обычно из этой марки изготавливают синтетический газ или цемент. Еще один договор с той же компанией подписали 19 октября. По нему поставщик должен доставить 3 тысячи тонн угля СС за 10,8 млн рублей (3620 рублей за тонну). Добавим, что ранее антимонопольщики выявили нарушения при заключении контрактов на поставку угля с «Беловоуглесбыт». Тогда в беседе с «Банкфаксом» директор фирмы Сергей Курдюмов отмечал, что МУПу выгодно с ним сотрудничать, так как он не требует предоплаты и дает отсрочки платежей.
Мощные котлы станции, согласно документам, принадлежат к семейству БКЗ-75-39 ФБ, которое рассчитано на сжигание мелкодисперсных фракций. Таким образом, сбой в работе ТЭЦ предположительно произошел из-за использования угля специфических марок и крупных фракций без предварительного измельчения. Если это так, то неизвестно, по какой причине руководство «ЯТЭК» выбрало именно такие виды топлива. По данным портала Госзакупок, ранее предприятие приобретало лишь слабоспекающийся уголь.
Неподходящее топливо на яровской теплоцентрали использовать больше не будут, отметили источники. Что произойдет с затраченными МУПом деньгами, неизвестно. По данным инсайдеров, правительство Алтайского края готово выделить средства на новые закупки из бюджета. Со слов собеседников, на промах «ЯТЭК» с углем могли указать сотрудники «Сибирской генерирующей компании», прибывшие на станцию для оказания помощи после сбоя в работе. Они помогают очищать зашлаковавшийся котел № 9.
Тем временем источники «Банкфакса» рассказали о том, что будущее яровской теплоцентрали сейчас туманно. По мнению властей региона, модернизировать устаревшее оборудование сегодня бессмысленно. Как и отмечалось ранее, единственная надежда для жителей города - это программа газификации «Газпрома», который к 2025 году планирует довести трубу до Ярового. Предполагалось, что ТЭЦ могут перевести на газ. Однако сегодня эта идея уже кажется чиновникам бесперспективной, говорят инсайдеры. По их словам, проблемную теплоцентраль могут вовсе списать, а вместо нее возвести новый объект или даже скорее несколько небольших, которые будут работать на голубом топливе. Впрочем, данный вопрос пока обсуждается вскользь, и каких-либо решений по этому поводу непринято. А пока власти планируют поддерживать жизнеспособность на «бюджетной тяге».
Напомним, что в связи со сбоем в теплоснабжении Ярового 1 ноября следком и прокуратура организовали проверки. В первую очередь, они коснутся руководства МУП «ЯТЭК». Не исключено, что вопросу качества угля также будет дана правовая оценка. Накануне жители города рассказали о возможном ЧП, произошедшем 7 ноября, но оставшемся без внимания властей. Предположительно, на крыше одного из корпусов ТЭЦ мог произойти взрыв, запустивший в воздух одну из труб, которая пробила крышу. Опубликованное в соцсетях видео взволновало яровчан, по мнению которых ситуация на предприятии может быть близка к катастрофе. Их обеспокоенность чиновники оставили без внимания.
Фото: snabkz.ru
10.11.2021 12:11
10.11.2021 12:34
10.11.2021 12:53
10.11.2021 13:13
10.11.2021 14:22
10.11.2021 17:17
10.11.2021 17:25
10.11.2021 21:21