
В России один за другим следуют скандалы, связанные с оскорблением чьих-либо чувств. То православные верующие обидятся на замысел постановщика оперы «Тангейзер» в новосибирском театре, то девушки, танцующие тверк на живописной набережной Новороссийска неподалеку от памятника героям Великой Отечественной войны, станут предметом осуждения части общества, то фотосессия Мисс России в триколоре привлечет внимание следственного комитета.
Для барнаульского брендингового агентства Punk You Brands скандал — часть имиджа. Креативный директор Ильдар Шале и арт-директор Данил Снитко создали множество инфоповодов, которые разбирали по косточкам краевые и федеральные СМИ, общественные организации и контролирующие органы. Им всегда удавалось выйти сухими из воды. О своих провокациях и здравом смысле руководители Punk You рассказали в рамках встречи, организованной 26 мая в ИД «Алтапресс».

- Скандалы сопровождают нашу работу буквально с самого начала, иначе мы не были бы панками. К примеру, в 2013 году на Fakestival (созданный Punk You Brands фестиваль рекламных фейков и нереализованных концепций — прим. ред. «БФ») гран-при получила работа под названием «Статуя». На ней была изображена якобы реклама украинских авиалиний - статуя Иисуса Христа из Рио-де-Жанейро в одной кровати со Статуей Свободы. Главный посыл: мы делаем мир ближе или что-то в этом роде. Графически работа классно сделана и концепция очень сильная. Но в итоге на заседании жюри фестиваля чуть не дошло до драки.
Восемь из 10 членов жюри были за то, чтобы присудить «Статуе» гран-при, а двое — резко против. Просто некоторые ревностно отнеслись к такой подаче. Они сказали: «Нет, это оскорбление чувств верующих, как так вообще можно». Уважаемые люди начали на полном серьезе бросать друг в друга ежедневниками. Было страшно там находиться: сегодня они подерутся, а завтра отрасль немного изменится. Работа в итоге получила гран-при, но на сайте мы написали, что двое членов жюри были против и указали их имена по их же просьбе.
Для Fakestival 2015 года некий дизайнер из Екатеринбурга Анатолий Патрушев опубликовал для участия в конкурсе фирменный стиль Русской православной церкви (РПЦ). Довольно остроумная штука, на самом деле — этакий тонкий троллинг. С подачи наших местных СМИ про эту работу написала сначала «Тайга.инфо», потом все федеральные издания, и понеслась. Два дня полоскали эту тему в Интернете, брали у него интервью, а потом все же высказалась РПЦ. Реакция, к их чести, оказалась довольно остроумной: «Пусть этот дизайнер себе на лицо ценник прилепит». Дальше этого дело не дошло, хотя мы боялись, что сейчас православные активисты прибегут с вилами, нам и дизайнеру этому прилетит. А в итоге получили кучу трафика на свой сайт, что весьма приятно.
Наши собственные работы с самого начала были довольно «мозговзрывающими», но раньше в нас было больше панка, чем сейчас. В пример можно привести видеоролик для компании «Гудвер», который мы не показывали заказчику до последнего момента, а когда он увидел результат, то сказал: «Классно, но по телевизору я этого показать не смогу». В итоге мы его подредактировали, а полную версию опубликовали в Интернете. Но даже такой отцензуренный вариант вызвал удивление у головного руководства «Гудвера». Они спрашивали у менеджера, который принимал нашу работу: «Ты что там показываешь?». А он ответил: «Это действительно подняло продажи».
С тех пор мы изменили подход: заказчик видит весь процесс почти с самого начала. Но сейчас и продакшн стал сложнее, и идеи стали сложнее. Но новый подход не избавляет от скандалов: например, в 2012 году была ситуация с рекламой торгового центра «Весна», где девушки, так сказать, приоткрыли пальтишки. Они собрали на себя реакцию общественности, и мы потом долго бодались с УФАС, но в итоге все обошлось.

Была еще реклама суши Nadomura с осьминогом, пытающимся сбежать изо рта. Ее увидели активисты, уже непонятно какие. У людей рождалось множество ассоциаций с тем, что они видят у девушки во рту. Но по сути для любителей суши это еда. Нам писали, что лучше бы мы ей в рот пельмешку вставили. Наверное, это были любители пельмешек. Было очень смешно. Суть этой концепции в том, что суши даже слишком свежие. Эта реклама сильно подняла продажи суши с осьминогом, что было нонсенсом, потому что их обычно почти никто не заказывает.
Реклама вызвала публикацию в «Вечернем Барнауле». Ее автор - некая Тамара - нашла еще одну Тамару с кафедры АлтГУ и третью Тамару - искусствоведа. В статье три Тамары якобы исследовали рекламу Барнаула. Самым плохим было то, что они написали кучу неграмотных вещей. Понятно, что реклама может нравиться или нет, но они не разобрались буквально ни в чем. Когда мы прочитали текст, у нас сменилось шесть степеней депрессии. В конце концов в своем блоге Данил написал развернутый ответ с указанием на ошибки и неточности. Оказалось, что соавторы статьи его прочитали. Тамара Попова из «Вечерки» позвонила в наше агентство и извинилась, что столь поверхностно подошла к предмету исследования - она оказалась разумным человеком.
Временами мы пересматриваем старые ролики и думаем: да, были времена, когда такую штуку можно было делать. Но если бы мы серьезно переживали насчет реакции на наши работы, мы не были бы панками. Мы никогда не устраиваем шум ради шума. Если у нас есть определенная позиция, то мы ее покажем. Но просто так мы никогда не будем оскорблять чувства верующих. Потому что это очень скучно.
Мы не слишком беспокоимся и насчет чужих провокационных работ на Fakestival. Ведь наша площадка — всего лишь носитель. Если будут претензии, то они будут рассматриваться в правовом поле. Хотя, все же стоит признать, что панки уже не те — теперь мы мягкие и гладкие.
Фото: сайты Punk You Brands, SPYK
27.05.2015 12:31
27.05.2015 18:23
27.05.2015 23:02
28.05.2015 11:55
28.05.2015 13:14
28.05.2015 16:54
28.05.2015 19:07
28.05.2015 19:44
30.05.2015 12:31
30.05.2015 14:44
02.06.2015 12:22
04.06.2015 09:15
04.06.2015 10:14
04.06.2015 13:46
06.06.2015 11:25
06.06.2015 13:17
07.06.2015 12:50
07.06.2015 14:00
07.06.2015 19:05