Барнаул в части жилищного строительства пойдет по пути точечной застройки - преимущественно в центре города. В среднесрочной перспективе муниципалитет рискует остаться без серьезных площадок под крупные объекты, что обусловлено инфраструктурными причинами. Так охарактеризовал перспективы рынка главный архитектор Барнаула Сергей Боженко. В то же время г-н Боженко предостерег застройщиков от увлечения жильем эконом-класса. Свое мнение он высказал в ходе круглого стола «Сибирской медиа группы», прошедшего 21 апреля в Барнауле.
- В начале несколько слов о том, чем обусловлен рост объемов жилья в I квартале в целом по Алтайскому краю (за январь-февраль введено в эксплуатацию на 34 % больше площадей, чем годом ранее - прим. ред. «БФ»). Прежде всего, увеличение обусловлено тем, что был создан большой задел в 2014 году. В конце периода хватало недостроенного жилья, этим и объясняются сейчас столь высокие цифры по отрасли, несмотря на кризис. Все, что сейчас возводится в городе, будет благополучно достроено. Я спокоен за эти объекты. Итоговые цифры по вводу будут на уровне прошлого года совершенно точно. Запроектированное и строящееся жилье уже имеет решение и по земельным вопросам, и по проблемам инженерно-технического обеспечения.
Того задела, что есть, хватит где-то на 2-3 года - это среднее время строительства одного микрорайона. Мы должны думать при этом даже не про завтрашний день, а уже про послезавтрашний. Главная проблема здесь, на мой взгляд, связана даже не с выделением, а сформированием новых земельных участков, с процедурой торгов, с обеспеченностью инженерными коммуникациями. Все это требует больших организационных усилий и времени.
Если говорить о северо-западной части городского округа, то еще примерно на три года хватит территорий, которые находятся южнее Павловского тракта, между ним и Сухим Логом. То, что отделяет жилье от промзоны и Власихинского промузла. Далее наступает очередь территории также расположенной на северо-западе города, только чуть выше, севернее от Павловского тракта. Общий территориальный резерв этого района приблизительно рассчитан на 100 тысяч населения в условиях многоэтажной застройки участка. Но проблема здесь в другом - в плохом оснащении всего сектора коммуникациями.
Для размещения мало- и среднеэтажного жилья у нас предназначены свободные территории в южной части городского округа, это условно граница Центрального района Барнаула с Калманским районом, территории вдоль автодороги, ведущие в сторону Казахстана и участки вдоль железной дороги в сторону Рубцовска. Они свободны, так как тоже пока не слишком привлекательны из-за необеспеченности коммуникациями. По моему убеждению, эти земли будут осваиваться, но медленно и преимущественно станут застраиваться малоэтажным индивидуальным жильем.
Хочу сказать, что на многие-многие десятилетия мы имеем большие ресурсы для жилищной застройки и на территории правобережной поймы Оби, которая периодически затапливается. Но если мы всерьез говорим о Барнаульской агломерации, то имеет смысл осваивать площадку, начиная именно от Правобережного тракта. То есть от высокого, коренного правого берега Оби, который практически весь уже застроен и занят. Ситуация с Новоалтайском хороша тем, что здесь вначале была построена удобная магистраль, а затем вдоль нее пошло освоение и застройка, а на Павловском тракте — все наоборот, сначала застройка, вытеснившая развитие магистрали и только потом дорога. Конечно, сейчас предпринимаются попытки расширить тракт, но все это не дает того результата, на который мы рассчитывали. Так или иначе уплотнение движения на Павловском тракте все равно происходит и с этим ничего не поделаешь.
В перспективе мы можем создать громадные территории в сотни га путем намыва новых площадок от Правобрежного тракта к Барнаулу в сторону Оби. Агломерация здесь как новый проект весьма кстати — это такой своеобразный стык интересов Барнаула и Новоалтайска, а значит в перспективе здесь может возникнуть к примеру единый источник теплоснабжения, канализования и очистки, единая система водоснабжения и т. п. Но все это если и будет, то в весьма отдаленном будущем.
Также громадный ресурс мы имеем в так называемом геометрическом центре города — это ветхое индивидуальное частное жилье, как правило одноэтажные постройки первых послевоенных лет. Если быть точным, речь идет о землях северо-западнее железнодорожной станции «Барнаул». По сути это территории в долине реки Пивоварки. Рано или поздно их надо осваивать. Я вообще противник расширения Барнаула на периферию, поскольку это приводит к удорожанию коммуникаций, удлинению дорог и инженерных сетей, а следовательно удорожанию жилья в процессе строительства и дальнейшей эксплуатации. Поэтому чем компактнее будет Барнаул, тем он будет экономичнее, это закон градостроительства. Нам надо формировать общественное мнение — и быть готовым к тому, чтобы осваивать, осваивать центральную зону, занятую ветхим жильем. Все города мира застраиваются методом точечной застройки, которую все у нас почему-то любят ругать. Но это неизбежно, это наше будущее, ведь постоянно идет процесс обновления объектов капстроительства, от этого никуда не денешься. До тех пор, пока весь индивидуальный частный сектор не будет скуплен и демонтирован процесс будет продолжаться.
Кстати, и сам исторический центр уже активно осваивается. Вы же видите, где сейчас в основном поднимаются башенные краны. Где выгодно строить инвестору? Либо на периферии, на свободных участках, где не нужно компенсировать жителям за снос ветхого жилья, либо в центре. Причем в последнем случае скупаются участки, затем объединяются, чтобы разместить многоэтажное жилье. Это, конечно, уже будет далеко не пресловутый эконом-класс. Впрочем, отдельные исключение есть и здесь, у нас некоторые застройщики проектируют малогабаритные одно-, двухкомнатные квартиры. Такой дом построен на проспекте Коммунаров, ведется проектирование аналогичного объекта на улице Льва Толстого.
Мне кажется, нам надо четко поставить для себя цель — или мы говорим о жилье эконом-класса для состоятельных покупателей или все же его строительство будет предназначено для малоимущих людей. Давайте не будем забывать, что вообще-то жилищная проблема для имущих уже решена и причем давно. Мы сейчас в рыночных условиях нащупываем пути дальнейшего жилищного строительства. Только опыт и практика подскажут, какой путь самый оптимальный с учетом нашего законодательства, климата и менталитета. Помню, когда я только поступил в архитектурный институт в 1972 году, в США в это же время в Сент-Луисе местный муниципалитет принял решение разрушить многоэтажные малосемейки с малогабаритными квартирами. Они все были довольно типичными - с длинными коридорами, с некомфортными условиями. После многочисленных перепродаж там поселялись определенные социальные элементы – это несемейные, студенты, люди, вышедшие из мест заключения. Дом превращался в своеобразное гетто. Вот к чему приводит строительство малогабаритного и к тому же некомфортного жилья. Поэтому наша задача – строить как можно больше именно комфортного жилья, не всегда гоняясь за низкой ценой. Иначе такие дома-муравейники неизбежно превратятся в гетто, то есть в места, где будут концентрироваться антисанитария, насилие и прочие побочные «прелести», сопутствующие местному контингенту.
Фото: профиль Сергея Боженко в Facebook
22.04.2015 11:26
Парковаться негде, как возле дома, так и в центре. Кто проектирует, принимает такие дома ? почему минимум удобств для жильцов, нет современных паркингов, хороших подъездов, везде грязь, разбитые дороги , "разливайки" и "рюмочные" в каждом доме - шаговая доступность. Коррумпированные чиновники и строители любой прекрасный проект на бумаге, превращают "легко" в дома-муравейники и гетто. Господин Боженко - кто конкретно ставит подпись на Акте приемки жилого дома, если нет подъезда к дому, паркинга для автомобилей из расчета 1 квартира - 1 паркоместо?
22.04.2015 11:53
22.04.2015 14:16
22.04.2015 14:34
22.04.2015 16:06
Или вот сарайчики на Красноармейском вместо сквера, ради которых еще и остановки испохабили.
22.04.2015 17:39
22.04.2015 21:57
23.04.2015 09:08
23.04.2015 09:40
Приближенные пользуются - власть позволяет. Ничего сложного.
23.04.2015 17:19
23.04.2015 17:31
24.04.2015 00:41
Но вот на счет коррупционной составляющей при точечной застройке в текущем её виде Константин Николаевич, тоже абсолютно прав. Есть проблема иначе бы тема общественного контроля по точечной застройке не стояла на контроле у Президента http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/20078
Пр-78, п.2з-2
Правительству Российской Федерации подготовить совместно с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» и представить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся благоустройства территорий поселений (городских округов), улучшения качества городской среды, развития территорий, повышения роли граждан в принятии градостроительных решений, включая развитие института публичных слушаний по градостроительной деятельности.
И вот как раз в части повышения роли граждан и общественности в принятии решений, в части обеспечения открытости деятельности и повышения роли общественных советов при ОИВ Константин Николаевич высказывает свои предложения регулярно
24.04.2015 09:05
24.04.2015 10:53
24.04.2015 11:53
25.04.2015 10:35
25.04.2015 19:11
25.04.2015 23:08
25.04.2015 23:28
27.04.2015 11:04
28.04.2015 12:58
«Архитектурно-планировочное задание (сейчас ГПЗУ) должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
Не допускается включение в архитектурно-планировочное задание требований к архитектурным и конструктивным решениям (выделено мной), внутреннему оборудованию, внутренней отделке архитектурного объекта, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, не обоснованы необходимостью сохранения характера сложившейся застройки города или иного населенного пункта, природной среды и охраны памятников истории и культуры».
Следовательно, если ГПЗУ не предусматривает требования к архитектурно-конструктивным решениям, то и необязательны их прочие согласования – например, с главным архитектором города. Об этом же говорится и в Градостроительном кодексе РФ.
Кстати, например, нет полномочий по согласованию архитектурных решений у главного архитектора Москвы (распоряжение Мэра Москвы от 23 января 2013 г. N 33-РМ «ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ АРХИТЕКТОРЕ ГОРОДА МОСКВЫ»). В Положении о комитете по архитектуре и развитию города Барнаула, принятом Барнаульской городской Думой 26.12.2008г. (Решение №32) нет ни слова о главном архитекторе города – соответственно, нет ничего и о необходимости согласования с ним архитектурных решений.
28.04.2015 19:23
28.04.2015 21:51
29.04.2015 00:21
Складывается впечатление, что Барнаул медленно, но верно превращается в сплошную парковку, периодически прерываемую парками аттракционов. Про качество асфальта уже помолчим.
Возрастным людям и молодым родителям с детишками скоро некуда будет выйти на прогулку.
Или люди, от которых зависит создание "благоприятной и комфортной среды для населения" живут совсем в других условиях?
Бедные барнаульские скверы, парки и дворы! Стыдно за наш город...
Впрочем, для туристической привлекательности достаточно аншлагов на английском, не так ли?
29.04.2015 22:22
29.04.2015 22:37
30.04.2015 01:51
30.04.2015 08:50
30.04.2015 13:59
30.04.2015 15:27
30.04.2015 20:35
30.04.2015 22:55
02.05.2015 12:12
05.05.2015 17:37
06.05.2015 09:39
08.05.2015 23:18
10.05.2015 08:25
13.05.2015 13:37
Кругом одни временщики,пришли,чтобы что-то поиметь.А дальше..
04.08.2016 19:48