24 апреля министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев отправил в отставку художественного руководителя Национального театра Эмму Иришеву. Это событие стало поводом для активного обсуждения статуса «дворца культуры», который, по мнению многих, в последние годы превратился скорее в торговый павильон и место для банкетов. Заслуженный артист Республики Алтай, именитый театральный и киноактер Амаду Мамадаков рассказал ИА «Банкфакс», почему считает происходящие процессы «убийством театра».
Чтобы понять мою позицию, нужно вернуться на 20 лет назад. Все началось с того, как в 1993 году первый глава Республики Алтай, ее создатель Валерий Чаптынов отправил меня с группой товарищей обучаться театральному ремеслу в Щепкинское училище. В то время в Горно-Алтайске работал огромный драматический театр, настоящий, с двумя труппами и множеством постановок. Для воспитания новых кадров г-н Чаптынов и отправил нас в «щепку».
В 1997 году мы вернулись и просто не поверили своим глазам: когда-то великий театр буквально лежал в руинах, его художественная жизнь практически остановилась. Русская и алтайская труппы ютились в здании Дома культуры, никому не нужные. Русская часть впоследствии не выдержала и ушла. Ситуация начала меняться только в начале 2000-х, с приходом к власти главы республики Михаила Лапшина. Именно он восстановил театр, и мы думали, что наконец заживем как полагается, но...
Вместо театра Республика Алтай в итоге получила «центр искусств», который называется так даже в документах. И это несмотря на то, что над зданием гордо красуются слова «Национальный театр», а о былом величии помнят лишь немногие. В его помещениях идет торговля, проводятся банкеты для чиновников и практически все мероприятия республиканского значения. Вот буквально на днях даже фестиваль парикмахеров провели. Нет места только для спектаклей. Ни одна российская республика, в каком бы тяжелом экономическом положении она ни была, не превратила свой единственный театр в подобный балаган и «культурный супермаркет». Чем же Алтай отличается от других? Ответ один: руководством министерства культуры.
Если подсчитать, сколько людей министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев уволил за свою долгую карьеру только потому, что они посмели не согласиться с его мнением, можно прийти в ужас. Он тасует всех по личным мотивам как хочет: талантливые выпускники Щепкинского училища, мои одногруппники, сидят без работы только потому, что так пожелал Кончев. Интеллигенция, все, кто имел отношение к профессиональному театру, уволены. Там нет даже собственных пошивочных цехов, где делают одежду для представлений, потому, что теперь он обслуживает в первую очередь «оркестр имени Кончева». Вроде не придерешься: пусть цех работает на пять организаций, но он есть. А труппа голая.
Недавно некрасивая история приключилась с художественным руководителем Национального театра Эммой Иришевой. Кончев якобы посчитал, что она имеет что-то против него, и, не задумываясь, уволил. При этом дошло до абсурда: министр заявил, что Иришева – хороший режиссер, но для того, чтобы руководить театром, нужно заниматься не только своими постановками, но также уделять внимание хозяйственным, административным, юридическим вопросам. Открыть внутри новый магазинчик, что ли? И проблема в том, что даже новому худруку придется работать в страхе быть уволенным за малейшее замечание.
Я долго молчал, но пытался как-то противодействовать такой политике. Несколько лет назад поставил на сцене театра два спектакля, но ни к чему хорошему это не привело. В шуме, гаме, мы репетировали в гримерках... О каком же Шекспире можно говорить среди прилавков и банкетов? В итоге я плюнул на все и ушел.
Потом, конечно, пытался озвучить свое мнение в СМИ, тем более что повзрослел и стал независим от республиканских чиновников, но это вообще отдельная история. Почти все газеты — под колпаком власти, телевидение — это вообще семейный бизнес Кончева (супруга министра Татьяна Кончева возглавляет ГТРК «Горный Алтай» - прим. ред. «БФ») Мне, как и многим другим, доступ туда закрыт. Единственное СМИ, которое может себе что-то позволить — газета «Листок» - недавно опубликовала статью «Кончев решил с культурой кончить», где приводятся многие интересные факты о развале, который учредил этот чиновник.
Для того, чтобы разобраться в ситуации и обратить внимание общественности на происходящее в Национальном театре, я недавно снял документальный короткометражный фильм. Но тут возникла новая проблема: большая часть молодых людей, с которыми я беседовал на камеру, попросили меня вырезать их слова из окончательной версии. Министр культуры настолько их запугал, что они боятся увольнения за малейший косой взгляд в его сторону. А после того, как я выложил это видео в Интернет, на мой телефон посыпались угрозы. Меня обвиняли во всех смертных грехах и грозились подать в суд. Так пусть подают, если считают, что я хоть в чем-то наврал! Мне стыдно, что на своей родине пришлось снимать такой фильм, но иного выхода просто нет.
Я пытался привлечь и федеральные власти к решению проблем Национального театра, даже написал обращение в министерство культуры России. Но оттуда мне пришел ответ, что это якобы внутреннее дело Республики Алтай, в которое по закону нельзя вмешиваться. Конечно, устно по телефону меня уверили, что всей душой со мной и осуждают Кончева, но никаких действий против него предпринять не смогут. Тогда зачем вы работаете?
Говоря честно, я не могу понять, как такой человек, как Владимир Кончев, остается у власти, сменив четырех глав республики. Удивляет и молчание общественности, которая спокойно сносит все эти бесчинства. Хотя, возможно, люди просто уже забыли, что такое настоящий Национальный театр и привыкли к культуре уровня драмкружка.
Автор видеоролика: Амаду Мамадаков
01.05.2014 00:15
Кому верить - известному актеру или правительственным социологам?
01.05.2014 01:16
01.05.2014 03:03
01.05.2014 16:39
06.05.2014 13:17
07.05.2014 09:06
07.05.2014 12:34
08.05.2014 18:16
09.05.2014 00:33
13.05.2014 20:40