В Барнауле завершается гражданская панихида по народному артисту России, художественному руководителю Молодежного театра Алтая Валерию Золотухину, который скончался 30 марта в Москве на 72 году жизни. «Лихой простой парень, которого даже московская прописка и всенародная слава Таганки не заставили отказаться от национальности «сибиряк», - так написал о нем в «Петербургский театральный журнал» главный режиссер Молодежного театра Алтая и главреж питерского «Этюд-театра» Дмитрий Егоров. Предлагаем познакомиться с публикацией:
— Жуткие дни. Жуткие. Не просто черная полоса, а чернейшая. Со всех сторон. «ON.ТЕАТР» в Питере закрывают. Говорят, что сосед-эмвэдэшник «заказал» театр. Ему мешают звуки аплодисментов по вечерам. И действительно, театр закрывают. В Москве горит ГИТИС. В блогах все пишут, что, скорее всего, поджог. Умирает совсем молодой актер Дмитрий Семак, в этом году закончивший институт. После долгой болезни умирает Валерий Сергеевич Золотухин. Это очень странное ощущение, когда понимаешь, что твой спектакль стал для актера последним. Тем более, для такого актера.
Смотрю на видео «Дорожные жалобы» с 10-летнего юбилея Таганки. И вижу свободных, чуть-чуть выпивших, полных сил и энергии людей. Золотухин поет. За его спиной — Высоцкий, Филатов, Дыховичный, Шаповалов, чуть в стороне — Любимов. Озорная, драйвовая и дружная банда крепких и сильных мужиков. И становится очень ясно, чем они рвали тогдашнюю Москву. Наглостью, дерзостью, прямотой, какой-то революционной театральной энергией, с песнями на разрыв аорты.
Ушли эти несгибаемые люди. Что пел бы сейчас Высоцкий? О чем писал бы пьесы Филатов? Что сейчас из себя представляет легендарная Таганка? И вот — умер Валерий Сергеевич Золотухин.
Сибиряк Золотухин. Наверное, он так здорово вписался тогда в ансамбль Таганки именно какой-то своей сибирской неотесанностью. Лихой простой парень, которого даже московская прописка и всенародная слава Таганки не заставили отказаться от национальности «сибиряк».
Мы репетировали в Барнауле этой осенью. Любимов лежал в больнице с тяжелым диагнозом. Золотухин репетировал Судью в «С любимыми не расставайтесь». Зазвонил мобильник. Бледнеет. «Любимов в больнице… Не принимает людей с Таганки? Ну, напишите письмо, сходите, это же важно». Недолго молчит. Продолжает репетировать. Снова телефон. «Любимов в коме?» Молчит. Продолжает репетировать.
Видно было, и понятно из коротких разговоров, что переживал он по поводу конфликта Таганки с Любимовым сильно. И вообще, это, наверное, несправедливый выбор — когда актера заставляют выбирать между родным театром и не менее родным режиссером. И как сделать этот выбор, когда театр неотделим от режиссера? Он выбрал театр. Кто-то назвал это предательством, кто-то отнесся спокойно, кто-то говорил, что такой поступок бессовестен, — единого мнения не было.
Совесть вообще штука сложная и тяжелая. И видно по нему было, что с совестью он разбирался. В конце своей жизни он построил в родном селе церковь. В Барнауле добился постройки нового здания для театра. Не такого, о каком мечталось, наверное, но добился. И Таганку, думаю, принял из тех же побуждений совести. Из таких же побуждений, наверное, Лавров принимал БДТ после Товстоногова. Не знаю, насколько это продуктивно. Но это, наверное, естественное желание хоть как-то сохранить тот мир, в котором ты прожил всю свою театральную жизнь. Даже если понимаешь, что этот мир таким уже никогда не будет.
Вышли на сцену. Тут стало труднее. Из него рвалась, била на уровне рефлекса та самая энергия старой Таганки, когда о чем бы ни говорили на сцене — говорили на разрыв аорты. «Валерий Сергеевич, не наезжайте не ребят, это они должны на вас наезжать».
В день премьеры «С любимыми не расставайтесь» мы играли утренний прогон и вечернюю премьеру. Прогон не задался. Надо было сделать замечания. При большом количестве молодых. «Валерий Сергеевич, это совсем не туда, откуда такой пафос взялся?» Молчит, глаза улыбаются. Вечер. Выходит, играет тихо и спокойно. После спектакля, естественно, ему надо бы быть с губернатором, который смотрел премьеру. Сбегает на обсуждение спектакля. Твердит актерам одно: «С Егоровым не расставайтесь». Это казалось какой-то стариковской шуткой. Теперь ясно понимаю — он уже тогда все знал.
Как худрука его оценивать не берусь. Ясно одно — на Алтае он обладал нерушимым авторитетом, который пробивал любые стены. Надо было ехать на фестиваль, а театру не давали денег на выезд — он звонил губернатору. Надо было приехать и «подстраховать» возможно неугодный спектакль — он приезжал и подстраховывал. Надо было сыграть — он приезжал и играл. Ни в один из спектаклей он не влезал. И вот тут для любого режиссера начиналось гораздо более сложное испытание — свободой. Когда тебе никто ничего не диктует, никто не требует. Просто важно было сделать хороший спектакль, когда тебе никто ничего не приказывает.
Когда умер Кирилл Юрьевич Лавров, закончилась эпоха БДТ. Худруком был назначен Чхеидзе. «Темур Нодарович, поздравляю». — «Митя, не с чем поздравлять. Перед Лавровым все двери открывались, а кто я?» Не знаю, насколько закончилась с уходом Валерия Сергеевича Золотухина эпоха на Таганке, но на Алтае определенно что-то очень важное закончилось. Оборвалась какая-то очень важная ниточка, которая связывала культурное пространство Москвы и Барнаула. Умер Валерий Сергеевич Золотухин.
04.04.2013 18:23
04.04.2013 22:41
04.04.2013 22:53
04.04.2013 23:30
05.04.2013 08:33
05.04.2013 09:14
05.04.2013 14:22
05.04.2013 22:13
08.04.2013 09:34
Крепостные театры, которых было около двухсот, отличались множеством существенных нюансов: в одних играли только сами дворяне, часто титулованные и высокопоставленные, или их дети — такой театр обычно называют дворянским любительским; в других — рядом с дворянами-любителями выступали «домовые», то есть крепостные актеры; в третьих — на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы, а остальная труппа бывала из своих «доморощенных»; в четвертых — «вольные» знаменитости, российские и иностранные, фигурировали только как руководители оркестра, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актеры; существовали также помещичьи театры, которые превращались в публичные с платой за вход. Любой такой крепостной театр, интимный домашний или публичный, создавался по прихоти помещика, на его средства, благодаря труду его собственных крепостных людей, используемых в качестве или актеров, или музыкантов оркестра, или обслуживающего персонала сценического действия, которое происходило чаще всего в своем (иногда арендованном) доме, где владелец был полновластным хозяином на сцене, за кулисами и в зрительном зале, то есть определял художественный и эстетический уровень спектаклей, формировал направление (драматическое или музыкальное), выбирал репертуар, распределял роли и т. п., размещал по своему усмотрению зрителей, а также определял нравственное лицо театра. Поначалу крепостные театры устраивались в городских усадьбах обеих столиц, особенно в Москве, где только в 1780—90-е годы их существовало более двадцати. Зимой домашние театры функционировали в городе, а на лето вместе со своими хозяевами переезжали в загородные имения. Так, в Москве в конце 18 — начале 19 в. действовали театры: С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, А. И. Давыдова, Н. И. Демидова, И. А Дурасова, И. К. Замятина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, В. Г. Орлова, С. М. и Г. П. Ржевских, Д. Е. и А. Е. Столыпиных, А. С. Степанова, П. А. Познякова, Д. И. и Н. Н. Трубецких, П. Б. Шереметева (см. ШЕРЕМЕТЕВ Петр Борисович) и Н. П. Шереметева (см. ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович), Н. Г. и Б. Г. Шаховских, Н. Б. Юсупова и др. В Петербурге особенно известны были домашние театры: Д. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Е. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышева, наследника престола Павла Петровича (см. ПАВЕЛ I Петрович), и др.
08.04.2013 15:52
09.04.2013 10:00
09.04.2013 10:20
08.04.2013 09:34 Ваш опус в историю к происходящему не имеет никакого отношения. Разве что в Ваших фантазиях, возможно на почве злоупотребления излишествами
09.04.2013 11:00
09.04.2013 18:22
09.04.2013 11:00 Так што ж важно на самом деле на Ваш взгляд и в чем смысл бытия нашего .
10.04.2013 09:35
10.04.2013 14:09