СЛОВА И ИХ СОЧЕТАНЬЯ
Вы, друзья, конечно, нет, а я ленива и нелюбопытна. Если мне, например, рассказать, кто у кого воровал ползарплаты, кто бездарность и графоман, кто на самом деле должен был возглавлять Дом литераторов и так далее, у меня это в одно ухо влетит, а из другого сразу же вылетит. Я этого всего не люблю, я книжки люблю. Слова люблю и их сочетанья. И, кстати, мне кажется, что сочетание слов "писательская организация" звучит ужасно глупо.
Но это ни от чего не застраховывает.
И недавно я по неосторожности оказалась в самом центре литературного процесса. И участники процесса поделились со мной своим непереносимым горем. "Этот Дом литераторов - это невозможно же, Лариса, - сказали люди. - Его создали по распоряжению губернатора, чтобы объединить нас, писателей двух организаций, но этого же не происходит! Они вместо этого проводят свои творческие вечера и принимают в писатели всех подряд! Сами графоманы и неучи, а зарплату получают!" Людям, то есть, обидно, что Домом литераторов руководят не они. И, ясное дело, при этом они видят себя воинами в сверкающих одеждах, которые стоят на страже Настоящей Литературы. Будем справедливы. С другой стороны этой невидимой миру баррикады тоже есть люди, и им не чуждо ничто человеческое. Сколько я их знаю, они все оплакивают наше с ними поколение: "Мы - поколение, которому ничего не досталось. Советская власть кончилась, мы чуть-чуть не успели к раздаче пряников. Прошли годы, но пряники раздаем все еще не мы. Существующее положение вещей может исправить система грантов краевой администрации..."
Тьфу на вас, господа. И на вас, и на вас, и отдельно на Дом литераторов. На ваши гранты, ваши организации, ваши внутренние и внешние конфликты.
Потому что я же точно знаю, где во всем этом место настоящего писателя. Настоящий писатель* умер 25 марта в деревне Гостилово Псковской области в нищете и непричастности ни к каким союзам и склокам. Потому что у Писателя ничего этого нет и быть не должно. "Только слова и их сочетанья - да и те напрокат".
* Дмитрий Горчев (1963-2010) - российский прозаик, художник, иллюстратор.
Лариса Хомайко
ДЕВОЧКА КУПИЛА ПИРОЖОК...
На старом рынке я увидел девочку, лет тринадцати, прилично одетую. Она купила пирожок и поманила за собой одну из рыночных дворняг. Перейдя на другую сторону дороги и спустившись под мост, девочка и собака вышли в глухую окраинную улицу Чехова. Там девочка крикнула: "Чужак!", и сей же миг из-за куч хлама, почерневшего снега, из подворотен набежали голодные псы и начали рвать пришлую дворнягу... Вы, госпожа Хомайко, напоминаете мне эту девочку, ибо ваше выступление в газете "Свободный курс" и на сайте "Алтапресс" никакой иной цели не имеет - только подманить кусачек. Вы не знаете предмета разговора, ни разу не попытались вникнуть в суть вопроса, как не пытаетесь делать этого во всей вашей журналистской практике. "Лучше всех пишет о культуре" - это о вас сказано одним из так называемых экспертов. Никто никогда не анализировал это самое качество, которое названо "лучшим". Да и звание эксперта присваивает себе нынче любой желающий.
Вы просто любите читать книги... Но ведь вы любите какие-то СВОИ книги, так же, как кто-то другой любит СВОИ. И это нормально. Нормально и ходить, собираться в СВОИ кружки - кому какие нравятся. Нет бы разобраться хоть раз, кто там из этих писателей бюджетные деньги получает, за что и почему. И писатели ли вообще-то? Ваше издание, в ряду прочих, бюджетных и не очень, как черт от ладана всю жизнь шарахается от этой темы, вернее - от глубины ее. Как же - "там у них опять идет дележка денег и кресел"! Если, по вашему мнению, надо умереть в глухой деревушке, чтобы поиметь звание писателя, то этих или подобных примеров множество, смею вас уверить. Другое дело - опять же, на чей взгляд - настоящий писатель умер намного раньше...
Агрессия идет от незнания, тем собачатам заблудшая дворняжка ничего плохого не сделала, но они об этом не думают, за них историю придумал кто-то другой.
Интересно все-таки, почему именно ЭТИ деньги вызывают столько споров, разночтений, сумятицы и беспорядка в головах? Ни у кого не возникает вопросов по поводу существования художественных школ, различных творческих центров, бесплатно предоставленные художникам мастерских... А если вы всерьез думаете, что писателем может стать (или даже обязательно должен) тот, кто отсидел в подвале полтора десятилетия, провел полжизни в глухом лесу, вышел с двойками из школы и вдруг превратился в гения, считаю необходимым заметить, что вы пользуетесь исключениями, выдавая их за правила. Еще в советские времена кто-то придумал писателя-бедолагу, писателя-беспризорника, писателя-диссидента, писателя-дворника. Спору нет, они были, но глашатаи, подобные вам, призвали в ряды бедолаг и космополитов поневоле множество неискушенных душ, которые со временем сгинули, погибли, так и не найдя в мире искусства места для себя. Они пропали по вашему призыву! Кроме того, мало кто задумывается, что писательское счастье творить в одиночестве чаще всего основано на отказе от ответственности, прежде всего, перед близкими, перед нуждающимися в тебе, перед детьми.
Я вам скажу по секрету, что ни один из нормальных или, как у нас часто принято говорить, рядовых писателей никогда не получал денег даже на стержень для шариковой ручки. Для чего же зарплаты некоторым? Да все очень просто, они организовывали не процесс творения, поскольку это вообще организовать невозможно, но процесс просвещения, участия литераторов в общественной жизни, что сегодня оценивается едва ли не как ругательство. Сегодня вообще многое изменилось, только ваша песенка осталась прежней - писатели деньги народные пилят!
Вам рассказать, какие деньги из бюджета получило в минувшем году предприятие, в котором вы служите - издательский Дом "Алтапресс"? Вся почти 60-летняя история Алтайской писательской организации половины той суммы не знала! А это ведь те самые народные деньги, и горячо любимый вами народ согласие на подобную их трату не давал. ( Кто бы его спрашивал!) Вы новые рабочие места создаете? Разумеется. Только на этих рабочих местах будут создаваться в числе прочего "шедевры", от которых даже у вас волосы дыбом встанут. Но и всего-то. Вы промолчите, потому что ни один графоман, ни одно бросовое издание не получит отказа ни в одном издательстве, если заплатит сполна. Но это ведь "ваши" деньги, они обсуждению не подлежат.
"... писательская организация" звучит ужасно глупо". Смею вас уверить, не глупее многих и многих словосочетаний - "Алтайская правда, которая много лет уже не правда, "Свободный курс", давно уже не свободный, "Голос труда", где слышатся всякие голоса, кроме действительно трудовых, профсоюзы, партии, движения - все блуд и ложь. А вам вот покоя не дает одно, не удивительно ли!
"По неосторожности оказалась в самом центре литературного процесса". Помилосердствуйте! Туда не пускают посторонних, вас-то уж подавно не пустят! Вы сами напросились на визит в журнал "Алтай", и оказались всего лишь участником разговора о технической стороне дела в организации нового учреждения, имеющего прямое отношение к литературе. Автор этих строк напомнил, что обращался к вам несколько месяцев назад, чтобы рассказать о желаемом писателями и произошедшим в действительности. Вы отказали во встрече, потому что сами для себя сделали вывод, что речь пойдет о дележе портфелей или стульев. Что ж так примитивно? Или этак проще? Следует, очевидно, напомнить, что там, в редакции, после короткого и не очень дружелюбного диалога участники его отказались продолжать с вами разговор. Именно по той причине, что все выводы сделаны вами заранее, все вам известно наперед.
Довожу до вашего сведения - писательская организация не финансируется из бюджета уже десять месяцев. А вы все про раздачу пряников, дележ стульев, портфелей... У вас не ноют зубы от оскомины из-за бесконечного повторения глупостей? Впрочем, эти шаманские присказки рано или поздно приносят свои результаты, девочка с пирожком отлично знает, чего добивается, каков будет итог ее стараний. Нате - вот вам имя настоящего писателя от автора лучших статей о культуре! Нате - вот вам в ответ на гостевой странице стихи от пропагандистки творчества своей подруги. Понравились стихи? Увы, подозреваю, что только такой уровень и может повлечь за собой разожженная вами дискуссия.
Вы обрели в откликах кучу сторонников, в чем нисколько не сомневались. Да и кто бы другой сомневался! Задача объявлена, призыв брошен. Нашелся один человек, не побоявшийся поставить под своим мнением свою подпись - Вадим Климов. Но, к сожалению, он, названный "экспертами" рядом с вами лучшим автором статей (программ) о культуре, также по-настоящему не углубился хотя бы в одну серьезную проблему этой самой культуры. Так, некто, сообщающий с экрана о некоторых событиях культурной жизни, живая тумба объявлений. А ведь и он "имеет мнение" по обсуждаемому вопросу. Бескомпромиссное! Да хоть не плюется куда ни попадя в отличие от вас! Приличные люди плюют в урны или куда-нибудь за уголок, на кучку мусора. А вы - на людей, на Дома... Да еще имеете возможность для того использовать не свой личный электронный ресурс, а фирмы, где служите. И которая подпитывается теми же бюджетными (народными) деньгами. Каково, а!?
Увы, ничто не ново в этом мире. Аннушка уже купила масло... Девочка купила пирожок...
Анатолий Кирилин
19.04.2010 18:31
19.04.2010 18:53
19.04.2010 19:34
А про союз - вполне справедливо, считаю, написано было. Если нет - докажите, выдайте союзом на-гора, что-нибудь такое, чтоб читать не отрываясь от первой до последней строчки, да еще и продолжения хотеть - вот тогда да, союз. А так...
19.04.2010 20:23
19.04.2010 20:43
20.04.2010 07:18
Весьма признательна Вам за немолчание.
Поднадоели всезнающие и всепонимающие ораторы.
20.04.2010 07:54
Что до освещения культурных процессов на страницах газет - я никогда не была редактором отдела культуры, а вы были. То есть, если я писала все эти годы о культуре - то исключительно потому, что мне это было интересно. Возможно, вы в "Алтайской правде" с этой работой справлялись лучше, чем я в "Свободном курсе"(СМАЙЛИК). Но что-то я вот не помню, чтобы вы на страницах своей газеты описывали истории писательских взаимоотношений. Неужели они никому, кроме самих писателей, не интересны даже вот на столечко? Сдается мне, что так и есть.
Ну и пусть уж будут сорваны все покровы: то, что вы называете "напросилась на визит" на самом деле было менее пафосно: "зашла спросить телефон поэта".
20.04.2010 08:01
20.04.2010 08:11
20.04.2010 08:24
20.04.2010 08:28
20.04.2010 08:46
20.04.2010 08:49
Я думаю все это не без ведома редакторов. Газету просматриваю лишь по привычке, и то больше из интереса к тому, куда она в конце концов прикатится.
20.04.2010 09:22
Она рассуждает о о грантах, о зарплатах, о дележке пирога - о посторонних вещах. Зарплаты, да будет Ларисе изветсно, были в свое время признанием социального статуса писателя, как властителя дум. Причем платили их вовсе не за книжки (это были гонорары), а за встречи с писателями, работу в литературных журналах и прочих местах. Хотя, можно вспомнить, что Николай Васильевич Гоголь, живя в Италии, получал от российского императора неплохие суммы. Ты классика тоже в этом упрекнешь, Лариса? У Гоголя тоже были не только слова и сочетанья.
Я не удивляюсь, отчего Кириллин на эту разводку "купился". Он тоже в свое время принял участие в девальвации статуса писателя. Я помню его материалы на ТВ "Сибирь". Вполне в либеральном духе того времени. Кириллин просто и дальше хочет иметь гранты и зарплату, при этом неся слабую ответственность за свою работу (именно работу, а не творчество).
Здесь просто идет спор - быть писателю, извиняюсь, полухипповатым задр.чем, или получиновником. В предложенные спорщиками варианты, другие типы - воин (Байрон, Прилепин), яркие и радикальный политик (Лимонов, Д Аннуцио) или мудрый философ (Проханов, Распутин) просто не предусматриваются.
20.04.2010 10:33
20.04.2010 11:31
20.04.2010 11:59
20.04.2010 12:37
20.04.2010 13:05
20.04.2010 13:47
20.04.2010 13:50
20.04.2010 14:07
20.04.2010 14:45
20.04.2010 14:50
20.04.2010 15:16
20.04.2010 16:09
До изжоги надоели эти алтапрессовские знатоки всего и вся, что происходило, происходит и будет происходить. Колонки "Свободного курса" вообще читать не возможно - ничего, кроме гонора и пафоса, 9 из 10 ни о чем, так - посмотрите какой (ая) я умный, утонченный, сверхпорядочный и великий.
20.04.2010 16:22
А,мож,Ларисе и надо чуть повыше,сапог,он чё... И есть сапог!
20.04.2010 17:02
Недолго до беды.
Не знайтесь вы с ребятами
Из творческой среды.
Пусть будет он чеченом,
Пусть будет он таджик
Простой, обыкновенный
Трудящийся мужик.
Пусть будет он военный
Сапог и ксенофоб,
Но только не богема,
Не андеграунд чтоб.
Пусть будет он политик
Несет тоскливый бред,
Но только бы не критик,
Не литературовед.
Пусть делать заставляет
По два часа миньет,
Но только б не прозаик,
Но лишь бы не поэт.
20.04.2010 17:17
20.04.2010 18:02
20.04.2010 18:31
20.04.2010 22:01
21.04.2010 00:01
Но грант Фонда "Евразия" сулил такие финансовые возможности, что руководство СК полностью поменяло концептуальный базис редакционной политики. Попав в кабалу от западного фонда, редакция была вынуждена отрабатывать достаточно жесткие условия гранта, требовавшие отнюдь не объективной аналитики, а прямо противоположных вещей. И надо сказать, что на какое-то время ребятам из ИД удалось заморочить головы читающей публике из нашей алтайской глубинки.
Предав свой профессиональный долг честной журналистики, руководители СК ступили на путь деградации и начали набирать под новые редакционные задачи соответствующую команду, а толковых журналистов постепенно "выдавили" из своих рядов. Отсюда бросающийся в глаза пупизм и низкий уровень публикаций.
Сегодня же растет число людей, обнаруживших наконец-то, что "король-то голый"... Старо как мир...
21.04.2010 00:18
21.04.2010 09:34
21.04.2010 10:29
21.04.2010 13:00
21.04.2010 13:06
"В Горно-Алтайске реконструируют "карманный аэропорт" для "Поместья Путина"?" 20.04.10 15:15;
А вот факты:"Газпром" возводит в Республике Алтай "Алтайское подворье" 21.04.10 г. 11:18
Ну ладно у Васильевой стиль такой - фантазировать на фантазиях, но ведь "Алтапресс" называет себя издательский дом. Там должны быть редактор, заместитель редактора. Чем занимаются они?
21.04.2010 14:08
21.04.2010 15:00
22.04.2010 12:55
22.04.2010 15:23
23.04.2010 10:19
23.04.2010 12:08
23.04.2010 19:12
Как всегда обыкновенное быдло провинциальное любит умничать. Почему бездарность всегда пытается учить других,людей которые во сто крат порядочнее честнее и умнее её?
23.04.2010 19:17
23.04.2010 19:18
Вы же знаете,бездарность мучает зависть к таланту. Хоть и скрывает отчаянно.
23.04.2010 21:43
10.04.2015 12:43