- Алтайский край является
одним из тех российских регионов, где активно развивается
движение студенческих отрядов, позволяющее студентам не только
устроить свой досуг, но и временно, а, главное, гарантированно
трудоустроиться. В их число входят не только всем известные
стройотряды, но и педагогические и сервисные. К ним же относится
единственный в крае отряд проводников "Голубая стрела", в 2008
году возобновивший свою деятельность после трехлетнего перерыва.
Обрадованные вестью о наборе в новый отряд проводников, мы,
студенты разных алтайских вузов, летом 2009 г. с
энтузиазмом вступили в ряды проводников ОАО "РЖД", крупнейшей
российской государственной компании.
Однако, в процессе трудоустройства выяснилось, что нашим
работодателем является частная московская аутсорсинговая компания
- ООО "Стиль проект", заключившая договор с ОАО "РЖД" по
предоставлению обслуживающего персонала на железнодорожном
транспорте.
Неожиданное открытие для себя компании с аббревиатурой "ООО" уже
вызвало сомнения относительно работы на московского частника,
пусть хоть и из самой столицы.
Первый родившийся вопрос - это условия найма. Многие из нас,
неопытных студентовпроводников, рассчитывали на "запись в
трудовой книге" после окончания работы, что также являлось нашей
трудовой мотивацией. В результате же оказалось, что вместо
трудового договора компания с нами заключала гражданско-правовой,
согласно которому (как нам объяснили в отделе коммерческого
резерва проводников) отработанное время не ставится нам в стаж.
Обращение к начальнику коммерческого резерва проводников
фирмы-нанимателя Валерию Брызгалову с этим вопросом также не дало
желанных результатов. Г-н Брызгалов сослался на текущую
реорганизацию в Москве ООО "Стиль проект", в связи с которой
компания не может в настоящее время заключить с нами трудовой
договор. Далее выяснилось, что и копию заключенного договора
организация не может нам выдать в связи с тем, что его должны
подписать сначала в Новосибирске, и получим мы его только в день
увольнения. Это уже было явным нарушением прав, после которого
излишний рабочий энтузиазм явно у многих "отрядовцев" поутих.
Следующим пунктом, вызвавшим в ходе работы проводниками волну
недовольства у студентов, стала подготовка вагонов в рейс
(экипировка), для которой в РЖД обычно предназначены специальные
работники данной рабочей профессии. "Мол, экипировщиками мы не
нанимались", - начали было возмущаться "отрядовцы". Но, как
оказалось, в договоре(копию которого нам не выдали) в перечне
услуг, оказываемые проводником, была указана и экипировка.
"Вот это косяк! Что ж, посмотреть - посмотрели, а не подумали!"-
только и оставалось ответить, когда нам показали данный пункт
договора со стоимостью услуг.
Представьте себе, что обязаны вы явиться на рабочее место в 7
утра, затем вам надо "продраить" весь вагон, вплоть до стен,
потолков и щелей под батареями, помыть внешние стены вагона и
сдать чистым в 5 вечера заступающим на смену проводникам. Если
учитывать, что у нас в стране чаще всего все делается не вовремя,
то экипировка вагона может продлиться и до 6, а то и до 7 вечера
из-за традиционного запаздывания сменщиков-проводников.
Экипировка вагона оплачивается примерно 335 рублями. В итоге,
почасовая оплата не самого легкого, мягко говоря, 10-часового
труда, составляет чуть более 30 р. Как правило, одному экипировку
осилить не так-то просто, поэтому в большинстве случаев на один
вагон ставят двоих. В итоге выходит по нынешним меркам мизерная
почасовая оплата, меньшая даже чем у уличных промоутеров. Мы были
просто шокированы - московские бизнесмены просто решили
сэкономить на ставках экипировщиков, взвалив их обязанности на
проводников. Отличная экономия средств!
По словам сотрудников коммерческого резерва, работа такая
добровольная с одним только добавлением-поправкой -
"принудительная". Ее-то нам прибавили на случай сопротивления.
Таким образом, в ходе работы проводником на железных путях
государственной компании по найму у московских частников пришлось
столкнуться с небрежным отношением наших менеджеров к
рабочим-студентам.
Такое отношение руководство, как оказалось, проявляется не только
к студентам, нашедшим здесь временную занятость, но и к обычным
работникам. Для них работа "за гроши" является обязательной. По
словам самих наемников ООО "Стиль проект", каждый из них хотел бы
перевестись на работу в РЖД не только из-за освобождения от
нелюбимой экипировки (проводники РЖД ее не выполняют), но из-за
оплаты труда в РЖД, которая превышает оплату "коммерческих""
проводников более, чем в полтора раза.
По словам профессиональных коммерческих проводников в ходе
совместной с ними работы, мы выяснили много интересных
подробностей этой работы.
Оказалось, что с начала лета 2009 года "Стиль проект" со всеми
работником заключает только гражданско-правовой договор (не одни
мы такие!). По данному договору многие пункты социальной защиты
просто-напросто не работают, в том числе и у работника нет
социального пакета. Вызывает недоумение, а, скорее, возмущение -
как такая организация (как-никак столичная!) на таких условиях
нанимает работников железной дороги, с которой связано столько
непредвиденных рисков! В то же время беспокойство вызывает и
собственная безопасность самих студентов, на лето устроившихся
работать на железных дорогах (так как сотрудничество штаба
студотрядов с компанией сводится только к предоставлению ей на
лето работников из студенческой среды). Получается так, если
вдруг ты внезапно получил (хотя бы при той же самой экипировке)
серьезную травму, тебе ее никто не оплатит. Единственное, что
требуется от работника, чтобы он предоставил руководителю резерва
больничный - но не для оплаты его - а лишь, чтобы доказать, что
ты не прогулял это время. И это лишь одно из списка недостатков
гражданско-правового договора для наемного работника.
Какая же мотивация у проводников, идущих на травмоопасную работу
на ж/д на таких условии? Ответ прост - в современной ситуации на
рынке труда приходится идти на многое. Плюс ко всему этому
большинство соглашаются на такую работу в силу своей правовой
неграмотности.
Мы часто собирались и обсуждали - что было бы лучше: искать
что-нибудь другое, потратив еще неизвестно сколько времени, или
продолжать работать здесь? Денег здесь больших не заработаешь,
если учитывать, что каждый месяц ты обязан оплачивать
коммерческому резерву курсы обучения проводников в размере 1000
рублей - уже даже будучи работником организации.
Сюда же необходимо учесть затраты на питание в рейсе, которое
тебе не обеспечивает работодатель (а также некоторые суммы
выплат, собираемых с поездных бригад товарищам-ревизорам).
Покрывает ли твоя заработная плата твои расходы, вызывает большие
сомнения. Мне даже страшно было посчитать в итоге финансовые
результаты этой работы - я боялась, что не только не заработала,
а потратила деньги.
Одно радует: задержались мы в столичном ООО ненадолго, только на
лето. Однако после летнего рабочего семестра у нас на руках не
осталось никаких доказательств о том, где и кем мы работали.
Договор так и не отдали по непонятным нам причинам, сославшись
опять то ли на Новосибирск, то ли на Москву. Осталась лишь
ксерокопия удостоверения проводника, образец которого у нас тоже
изъяли. Но и то, что там написано любого бы работника ввело в
замешательство - две печати: на одной написано "Стиль проект", на
другой - "Стиль экспресс". Откуда второе название - также
непонятно. На нашу просьбу объяснить, на кого же мы все-таки
работали эти два с половиной месяца, сотрудники коммерческого
резерва ответили, что на "Стиль экспресс" - одно из подразделений
ООО "Стиль проект".
Попытка хоть что-нибудь разузнать об ООО "Стиль проект" в
Интернете, тоже не дала плодотворных результатов. Стало лишь
известно (на сайте РЖД), что "Стиль проект" это
Санкт-Петербургская ауторсинговая компания, с которой РЖД
заключил договор по предоставлению обслуживающего персонала на
железнодорожном транспорте. Возможность чего-то допытаться от
сотрудников коммерческого резерва и его начальника г-на
Брызгалова также маловероятна (скорее всего опять отправят в
Москву или еще куданибудь). Но большинству студентов отряда
проводников это уже неважно, так как мы там больше не работаем.
Но все-таки до сих пор мучает вопрос: а как же быть с остальными,
"обычными" проводниками ООО "Стиль проект"? В современных
экономических условиях работу не так-то просто найти, а
перевестись в РЖД уже не представляется возможным. В настоящее
ОАО "РЖД" практически не ведет набор проводников в свой штат,-
рассказали нам проводники.
Такими вопросами безответно задавались мы, студенты отряда
проводников, потратившие деньги на собственную форму (нам ее не
предоставляли), питание рейсах и даже на "мелочевку" пассажирам в
виде туалетной бумаги и мусорных мешков (так как часто в рейсах
нам таких принадлежностей не выдавали)...
23.10.2009 18:48
23.10.2009 19:20
23.10.2009 20:33
23.10.2009 23:02
Хотя конечно, наш труд использовали, почти как рабский, в том смысле, что не оплачивали. Но желающих потрудиться за те самые незабываемые минуты было хоть отбавляй. Люди возвращались снова и снова. И помнят о тех временах, лучших времнах, всю жизнь.
А здесь всё грустно: кидалово и никакой компенсации в виде положительных эмоций.
24.10.2009 17:47
25.10.2009 11:39
26.10.2009 11:00
Новых интересных тем.
26.10.2009 12:36
26.10.2009 15:51
"Знакомому" - отдельное спасибо:)
26.10.2009 17:12
27.10.2009 10:37
29.10.2009 09:53
29.10.2009 10:01
29.10.2009 10:06
29.10.2009 10:08
01.12.2010 23:56
Но не об этом я хотела сказать. Я боец студенческого отряда проводников моему отряду 38 лет, я в отряде 3 года. В этом году проблема Стиль-Проекта как нельзя остро встала и перед нашими отрядами. 42 года проводники Свердловской области обслуживали поезда в летний (а кто-то и в зимний) период, а сегодня наша следующая целина под угрозой - руководству Стиль-Проекта не понравилось наше стремление защитить свои права и был выдвинут ультиматум: либо мы работаем на их условиях (нет официального трудового договора, зарплата в конверте, нет отчислений в пенсионный фонд и т.д)либо не работаем вообще... Альтернативы у нас нет, офицально уполномоченнные лица и организации помочь нам не могут/не хотят... А Стиль-Проект процветает. Год молодёжи прошёл - студентов можно не поддерживать.
04.08.2013 14:00