Ведущая Ксения Ларина 13
сентября на радиостанции "Эхо Москвы" в материале "Сукины дети -
2" коснулась темы преследования режиссера Владимира Золотаря
провинциальными чиновниками в Алтайском крае и Нижегородской
области.
- Знаменитый фильм Леонида Филатова о том, как актеры
забаррикадировались в театре и объявили голодовку в знак
поддержки своего главного режиссера - это вымысел чистой воды.
Филатов смоделировал ситуацию. Его художественное "так могло бы
быть" задумывалось ради коллективного портрета времени, душного,
смрадного, подлого. Кто помнит фильм, помнит и финал: актеры
выходят на улицу, держа на плечах гроб с телом умершего товарища,
и застывают в оцепенении - на улице никого нет. Никто, ни один
человек в стране не узнал об этой акции протеста, потому что о
ней никто не сообщил.
Презрение к художникам у наших чиновников в крови. По мнению
чиновника, художник обязан приносить им, чиновникам, пользу,
только тогда его существование на бюджетные деньги будет хоть
как-то оправдано. Ну, допустим, приедет в город краевой
губернатор, пойдет в театр и спектакль ему понравится. Смеется
губернатор, утирает слезу рукавом, крякает. И мэр смеется - чего
ж не смеяться, если начальнику весело. Хороший добрый спектакль -
и чиновникам в радость, и театру польза. А если наоборот? Если
чиновник, не дай бог, углядит в спектакле нехорошие намеки? Ну,
представьте, был в его жизни неприятный эпизод: перепутал он
склянки и капнул в ухо своему брату не то лекарство, а брат
возьми да помри. С кем не бывает. Всю жизнь старался забыть об
этом, врачей-убийц привлек к ответу, брату памятников понаставил
по всей губернии, вдову его обеспечил, детей его на хорошие
должности пристроил, книгу воспоминаний о нем написал, пришел в
театр отдохнуть - а тебе тут подарочек... И не надо нам
рассказывать про шекспиров, знаем мы, что у вас, лицедеев, на уме.
Скандальная слава режиссера Владимира Золотаря начиналась с
похожей истории - в Барнауле местным чиновникам не понравился его
"Войцек", чего-то они там такое подозрительное унюхали. Время,
типа, на дворе светлое, Россия вот-вот с колен встанет, народ от
патриотизма сводит, а у вас тут какой-то мрак и очернение
действительности. И не рассказывайте, что не про нас, от вас,
Золотарь, за версту несет "пятой колонной". Спектакль "Войцек",
практически запрещенный алтайскими властями, получил
восхитительную прессу и "Золотую Маску". Золотарь уехал в
нижегородский ТЮЗ, труппа которого в конце августа объявила
голодовку в его защиту. Причины его конфликта уже с
нижегородскими властями - те же. Не управляем. Делает в театре
все, что захочет. К замечаниям начальства не прислушивается.
Датских спектаклей не ставит. Деньги бюджетные пускает черти на
что - говорят, у него в спектакле голого мужика видели.
Общественность волнуется. Нам такие золотари не нужны. И
назначили новое руководство. Фантазии Филатова воплотились в
реальность. И выяснилось - что автор ни в чем не соврал, нигде не
преувеличил. Все как в кино. Новый директор подозревал голодающих
актеров в обмане и устраивал в их гримерках унизительные обыски,
надеясь обнаружить спрятанную еду. Департамент культуры врал в
телевизор, что театр работает в нормальном режиме, никаких акций
протеста нет, и вообще счастливые артисты пьют водку и объедаются
пирожными. Актеров, попытавшихся провести пикет у местного кремля
с требованием быть услышанными, разогнали милиционеры. Чиновники
всех рангов, не стыдясь, демонстрировали свое полное презрение к
протестующим - "что с них взять, артисты". Одна из актрис с
горечью бросила журналистам: "Они же нас за людей не считают,
понимаете?" А в театре уже начались сердечные приступы, обмороки,
нервные срывы. До самосожжения оставался один шаг.
История столкновения свободы творчества с несвободой системы
стара как мир. Золотарь не первый и не последний. Не таких
ломали. Мейерхольд, Таиров, Эфрос, Любимов. История русского,
советского театра - это кладбище закрытых и исковерканных
спектаклей, сломанных судеб, несостоявшихся побед и постыдных
компромиссов. Освободившись от власти серости, от стертых лиц и
застегнутых пиджаков минкультовских комиссий, утвердив и
законодательно зафиксировав свободу творчества в конституции,
художники остались заложниками традиционной советской системы
устройства театрально-зрелищных предприятий (вот гадость-то). И
пока художники от нее не откажутся - они будут обречены на
унижения. Одни будут стараться угодить власти, подписывать
инициированные ею письма и публично одобрять любые ее решения.
Другие - хитрить и увертываться. Третьи - молчать и не
высовываться. Четвертые - и их меньшинство - будут числиться в
"несогласных", на вечном подозрении. Карманная культурка приятна
и выгодна: гремучая смесь рынка и властной вертикали дает
чиновникам возможность пользовать храмы искусства как дома
терпимости: и бабки отмыть, и удовольствие получить. Или
доставить его вышестоящему начальству.
14.09.2009 11:36
14.09.2009 11:43
14.09.2009 11:46
14.09.2009 14:07
14.09.2009 14:33
14.09.2009 14:54
14.09.2009 16:22
14.09.2009 16:27
14.09.2009 16:34
14.09.2009 16:40
14.09.2009 16:41
14.09.2009 16:47
14.09.2009 17:15
14.09.2009 17:25
14.09.2009 19:01
14.09.2009 19:33
14.09.2009 19:49
Окса́на Андре́евна Баршева(псевдоним — Ксения Андреевна Ларина) (1963, Москва) — журналист, обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" (с 1991).
В разное время — ведущая программ «4 минуты с театром», «25-й кадр», «Все на выход», «Книжное казино», «Дифирамб», «Кремлевские палаты», «Отдел кадров», «Родительское собрание», «Театральная площадь», «Человек из телевизора», «Детская площадка», «Коробка передач», «Как в кино», «Говорим по-русски. Передача-игра», «Собрание Третьяковки», «Смешарики», «Мифы о России», «Успех», «Музейные палаты», «Культурный шок».Закончила актёрский факультет ГИТИСа им. Луначарского (1985) с красным дипломом. Работала актрисой в Театре имени Пушкина, в театре Сатирикон.С 1990 года публиковалась в газетах и журналах, вела музыкальные эфиры на радио «Ностальжи» под псевдонимом «Ксения Ларина».Отец Ксении Лариной — известный радиоведущий и переводчик Андрей Баршев
Думаю, такому "авторитету" вполне равнозначно можно противопоставить другое мнение. Кстати, тоже не специалиста в театральной сфере. "Карлин – умеренный традиционалист во взгляде на культуру. Искусство подлинное он ценит и любит. Завершил реставрацию местной филармонии, с размахом отпраздновал 80-летие Василия Шукшина. Но там, где око главы зрит порок, сей порок будет непременно посрамлён. Так, краевой Театр драмы покинул юный главный режиссёр В. Золотарь, смело насаждавший нудизм на сцене – до звона генитального. Стоило, правда, главе отвернуться – тут же и другого «подающего надежды» питерского юношу кликнули". Геннадий Старостенко, «Литературная газета» (один из последних номеров).
14.09.2009 20:11
14.09.2009 21:09
14.09.2009 21:18
14.09.2009 21:24
14.09.2009 21:45
14.09.2009 21:48
14.09.2009 21:51
14.09.2009 22:00
14.09.2009 22:08
14.09.2009 22:11
14.09.2009 22:14
14.09.2009 22:27
14.09.2009 23:53
15.09.2009 00:00
15.09.2009 00:19
15.09.2009 00:42
15.09.2009 08:37
15.09.2009 09:16
15.09.2009 09:30
15.09.2009 09:41
15.09.2009 09:54
15.09.2009 09:58
Ваш стиль аргументации - передёргивание в целях отвлечения внимания от главного. Один из действенных приёмов манипуляции, кстати. Вы упустили из виду главный к вам вопрос - почему чиновник становится критерием. И почему Карлин всё-таки вручал лично приз Золотарю?
15.09.2009 10:14
15.09.2009 10:16
15.09.2009 10:19
15.09.2009 10:21
2 Брат Че. Боюсь, Дерида не потянет, если потомок писателя, да и сам писавший, с термином "интертекст" так вот неосмотрительно обращается.
15.09.2009 10:27
15.09.2009 10:46
15.09.2009 11:04
15.09.2009 11:19
15.09.2009 11:48
15.09.2009 13:08
15.09.2009 13:17
15.09.2009 14:03
15.09.2009 14:09
15.09.2009 14:21
15.09.2009 14:49
15.09.2009 15:02
15.09.2009 15:13
15.09.2009 18:18
15.09.2009 18:21
15.09.2009 20:34
Зря Вы так о Пелевине , например, эта цитата имеет отношение к многим здешним писателям:
Татарский еще раз посмотрел на плакат с тремя пальмами и англоязычным
обещанием вечных метаморфоз.
- Кем? - спросил он.
- Криэйтором.
- Это творцом? - переспросил Татарский. - Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.
- Творцы нам тут на х.. не нужны, - сказал он. - Криэйтором, Вава,
криэйтором.
15.09.2009 21:51
15.09.2009 23:10
ужас. пойду перечитаю "голубое сало". это полезней. это содержательней. это светлее.
16.09.2009 03:18
16.09.2009 09:19
16.09.2009 09:21
16.09.2009 14:32
17.09.2009 09:32
17.09.2009 10:06
17.09.2009 10:20
Лично меня злит (читайте - делает злее, превращает в злую людишку) тот факт, что некто, обличённый властью решает за меня. За меня решили, выбирать мне губернатора или нет, за меня решили, кто будет президентом, за меня решили, какая у нас будет система образования, за меня решили, хорошо ли для моих детей ЕГЭ. И теперь вот добрались до того, что за меня решают, что мне смотреть (пусть даже за бюджетные деньги). По телевизору - давно решили, теперь в театре. Так же ведь недалеко до момента, когда будут решать, что мне читать. Меня пугает тенденция. А Золотарь сам по себе в этой ситуации мне меньше всего интересен. Это другой вопрос - искусствоведческий. А в статье Лариной, которую здесь как бы обсуждают, дело не в худ. ценности пьес...
17.09.2009 10:28
17.09.2009 12:45
17.09.2009 17:30
17.09.2009 17:41
17.09.2009 21:27
17.09.2009 22:27
И ещё позволю себе оффтоп. По поводу тут одного гневного обличения мутных времён перестройки. Интересно наблюдать, как быстро современная пропоганда создаёт новый миф - миф о "лихих 90-х".Благодаря 90м появилась у нас не только порнуха и джинсы, но ещё социальная философия, теория массовой коммуникации, социология. Среди потоков всякой дряни, я лично с удовольствием выжрала (простите, цитата) многочисленные труды прекрасных западных авторов. В 90-ые вам дали альтернативу - хотите купите голливудский боевик, а хотите - того же Деррида, Фуко или Домбровского, если Маркес или Кундера, по вашему, дерьмо. Хотите станьте гражданским обществом, а хотите обществом потребления. Дело же не во времени а в людях. И общество потребления выбрали не те ли, кто был воспитан до ельциновских мутных времён, те, кто якобы застали и настоящий театр и настоящую литературу?
18.09.2009 09:29
18.09.2009 11:32
19.09.2009 18:16
20.09.2009 22:08
20.09.2009 22:12
20.09.2009 22:13
20.09.2009 22:24
зачем тебе столько ников?
не знал, что у тебя есть определенная ссыклявость
20.09.2009 22:28
21.09.2009 12:09
21.09.2009 15:29
21.09.2009 15:43
21.09.2009 15:57
21.09.2009 16:06
21.09.2009 17:48
21.09.2009 20:48
Теперь понятно кто тут ноль.
21.09.2009 20:52
21.09.2009 20:56