- Что стоит за
недавним нападением
на строивших в музее Горно-Алтайска песочную мандалу индийских
монахов-буддистов? Во всяком случае, я не вижу за этим простого
хулиганства. Сложно представить, что те двое алтайцев из села
Каракол в Онгудайском районе, наказанных за это, случайно приехали
в столицу республики и зашли в музей...
Конликту между ламаистами и стронниками шаманизма на Алтае много
лет6 даже веков... Впрочем, шаманизм также не един. Во-первых, за
многие годы изучения шаманских практик алтайцев у меня не
сложилось впечателние о шаманизме как о единой религиозной
системе. Скорее, это набор семейных шаманских групп, с передаваемой
поколениям традицией. А конфликту адептов ламаизма и сторонникам
шаманских практик на Алтае несколько сотен лет. В 16 веке он
достиг максимума остроты - в то время правившие Алтаем джунгары
массово вырезали шаманов. Я могу предположить, что в некоторых
шаманских семьях остались родовые вопоминания и, может быть, даже
чувства мести за своих предков, пострадавших в то время.
Предаваясь по родовой цепи, они могли достичь дня сегодняшнего...
Вспоминаю, что именно в районе села Кааркол неколько лет назад
осквернили ступу на месте кремации ламы Боора...
По моим оценкам, сейчас у алтайцев начинает не хватать духовной
силы для того, чтобы обуздать силу Алтая. Именно этим вызваны их
сегодняшние религиозные метания и искания. В этой связи алтайский
этнос все слабее выполняет свое кравновешивающее духовное
предназначение роли своего рода сакрального транформатора.
Для того, чтобы вйти из этого процесса нужно многое понять и
переосмыслить. А пока же я прогнозирую, что нелюбовь к ламаизму
будет нарастать...