Top.Mail.Ru
18+

«У наших переработчиков выросли крылья»: представители аграрного сектора Алтайского края оценили федеральные ограничения на экспорт зерновых

«У наших переработчиков выросли крылья»: представители аграрного сектора Алтайского края оценили федеральные ограничения на экспорт зерновых

На минувшей неделе премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление об ограничении экспорта зерновых из РФ в государства Евразийского экономического союза, а также белого сахара и тростникового сахара-сырца в третьи страны. Ограничения по зерну будут действовать до 30 июня, а по сахару — до 31 августа 2022 года. В отношении зерновых запрет распространяется на пшеницу, рожь, ячмень, меслин и кукурузу. «Банкфакс» узнал у представителей аграрного сектора Алтайского края и производителей, как эта мера скажется на фермерах и крупных хозяйствах, каике плюсы и минусы они в ней видят.

«У наших переработчиков выросли крылья»: представители аграрного сектора Алтайского края оценили федеральные ограничения на экспорт зерновыхСергей Серов, председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии в Алтайском Заксобрании:

- Наше правительство абсолютно правильно приняло меры к ограничению вывоза зерновых за границу, поскольку первостепенная задача здесь – сохранить продовольственную безопасность России. Тем более, что ограничения ввели лишь до 30 июня. А там, в июне, у нас уже на Юге России пойдут озимые, начнут производить новое зерно.

Ведь в связи с введением санкций в отношении РФ цена на зерновые выросла не только у нас, но и на мировом рынке – ценник увеличился почти вдвое. Соответственно, все, в том числе и Казахстан, бросились скупать продукцию. Цену стали поднимать, крестьяне в этих условиях, конечно же, начали сбрасывать зерно. Поэтому еще 15 марта со всех таможен уже завернули все машины с зерном. Его в итоге повезут на наши перерабатывающие предприятия.

Я думаю, что экспорт потом откроют, тем более, что мы экспортируем в основном в азиатский сектор, а там Китай, сейчас еще Индия добавится – тоже нужно кормить. Поэтому проблем с экспортом не будет, мы каждый год только увеличиваем объемы.

Что касается сахара – здесь то же самое. Люди стали интересоваться, куда он исчез и почему, хватает ли нам собственной продукции. Но в регионе чисто сахара производят порядка 160-170 тысяч тонн. Мы еще и в другие субъекты поставляем, и еще немного в Казахстан. Сахар на сегодняшний день есть на остатках. Чтобы сохранить продовольственную безопасность, по нему тоже были приняты ограничительные меры. Мы ведь сами виноваты в том, что создали вокруг него такой ажиотаж: еще не успели высохнуть чернила на санкциях, как мы побежали закупаться сахаром. Люди были напуганы. Но у нас, слава богу, сельхозпродукции в Алтайском крае достаточно – и сахара, и молока, и зерна, и круп и т.д. От собственного производства мы потребляем только 25-30 %.

Еще хотелось бы отметить, как непорядочно себя повел в этой ситуации бизнес, повысив цены для потребителей. Ведь продукция, цена на которую поднялась – это остатки прошлого года, прошлой переработки. Ну никаким образом цены на них не связаны с себестоимостью производства гречки или сахара сейчас. Я уверен, что в текущей ситуации переработчики зерна не поступят так же и не понизят закупочные цены при ограничении экспорта. Тем более, что 2,5 млрд рублей выделили хлебопекам на компенсации потерь – вдруг им где-то придется закупать зерно подороже. Так что, я полагаю, что с нашими переработчиками мы найдем общий язык.

Конечно, сегодня есть вопросы и по технике, и по оборудованию – очень много импорта в этом секторе. Есть заминка с удобрениями. Но почему она возникла? Мы в прошлом году закупали 170 тысяч тонн удобрений, и не хватало, потому что за рубеж все уходило. Сегодня, раз мы прекратили поставку удобрений за границу, вектор развернут на наших сельхозпроизводителей. Мы уже на этот год до 340 тысяч тонн объемы увеличили. С семенами большой проблемы нет - семена у нас свои. 90 % - российская селекция. Закупали за границей в основном гибриды подсолнечника и кукурузу. Но с ними вопрос тоже решим.

«У наших переработчиков выросли крылья»: представители аграрного сектора Алтайского края оценили федеральные ограничения на экспорт зерновыхАлександр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных формирований Алтайского края:

- Конечно, все это отразится на фермерских хозяйствах. Потому что Казахстан, можно сказать, был эдаким законодателем мод, ценовых параметров на сельхозпродукцию. Раньше Казахстан не проявлял особого интереса к сельхозпродукции Алтая и наши переработчики диктовали свои условия сельхозпредприятиям. Но в последнее время Казахстан еще до начала уборки уже начал называть цены, по которым он готов купить зерно.

Сегодня, с появлением такой ограничительной меры, у наших переработчиков просто «выросли крылья». Они выносят свои интересы на первый план. С появлением постановления закупочная цена за несколько дней у переработчиков за тонну пшеницы мягких сортов упала примерно на 2 тысячи рублей. Была в пределах 18 тысяч, сейчас 16 тысяч за тонну. При этом мировые цены на зерновых биржах превышают 40 тысяч за тонну.

Разумеется, это сильно ударит по фермерам. Растет себестоимость, растет цена на технику, на запчасти, даже на отечественные - не понятно, почему. Если говорить о ценах на зерно в будущем, то здесь перспективы не радужные, потому как значительно сокращены квоты на вывоз зерна за пределы России к уровню прошлого года, и часть продукции прошлого урожая останется в крае, плюс переходящие остатки прошлых лет. В общем, получается, что очень значительный объем невостребованного зерна на рынке будет давить на снижение его цены. А принятые ограничения на вывоз в Казахстан и вовсе заставят крестьян сократить площади под основными культурами: пшеница, рожь, ячмень.

Мы понимаем, эти меры правительство приняло для урегулирования цен на внутреннем рынке на муку, хлебобулочные изделия. Но можно быть уверенными – цена на них не изменится даже при таких значительных запасах и резком снижении цен на зерно. Нужно понимать, что пострадают в этой ситуации больше всего крестьяне. Если есть опасения, что для конечного потребителя подорожает булка хлеба, то эти проблемы не нужно решать в ущерб крестьянам. Не будет базового предприятия, которое производит сельхозпродукцию – булка хлеба позже будет еще дороже. Наверное, стоило рассмотреть какие-то иные меры в помощь социально незащищенным слоям населения, но они, по нашему мнению, в любом случае не должны сказываться на крестьянах.

«У наших переработчиков выросли крылья»: представители аграрного сектора Алтайского края оценили федеральные ограничения на экспорт зерновых

Валерий Покорняк, гендиректор холдинга «Алтан» (производитель макарон, круп, муки, хлопьев):

- Приостановка экспорта зерна – это правильно. Сейчас ведь начался ажиотаж – доллар был 70 рублей, а сейчас 120. Если сейчас эти ограничения не ввести, у нас вообще ничего не будет - все зерно вылетит через Казахстан, а мы останемся ни с чем. Поэтому экспорту и поставили заслонку до 30 июня. Вообще я против любых ограничений, но, к сожалению, вот в этой истории с зерном они нужны. Тем более, только до 30 июня. К тому моменту как раз будут уже озимые на Юге России, здесь у нас будет ясность, как прошла весна. Так что дату грамотно поставили.

Некоторые аграрии сбрасывают зерно именно весной, чтобы подготовиться к посевной. Жадность фраера и погубила. Люди сейчас начинают продавать, хотят ухватить побольше выгоды. Именно в это время ограничение экспорта было правильной мерой. Естественно, цены на зерновые на внутреннем рынке снизятся. Мы в лидерах по мировому экспорту. В то же время в мире эти цены повысятся, потому что с рынка временно выбывает крупный игрок в лице РФ. Плюс еще весной сбрасывают зерно перед урожаем, по крайней мере, в Сибири. Некоторый объем не продан. Я говорю о мягкой пшенице, твердой нам не хватает. Надо охладить пыл наших умников-спекулянтов, трейдеров и так далее.

По фермерам это не ударит, у них все нормально. В эту посевную у них затраты не возрастут. Они же умные: все удобрения закупают с осени. Непонятно, как будет проходить следующая посевная, но до нее еще дожить надо. К этой посевной все готовы – даже топливо дешевеет, как видите.

Если бы я хотел, то тоже цены на макароны поднял бы в два раза, но мне не дают ни рынок, ни сети. Мы играем практически «в ноль» или «в минус». Сырье – твердая пшеница - подорожало в полтора-два раза, а это 70 % себестоимости. Торговые сети говорят, что больше 15 % они не поднимут. То есть мы, как переработчик, который продает конечный продукт, в минусе. А у фермеров все хорошо.

У переработчиков нет понятия «заработать». Мы же не фермеры, которые купили, продали и спят до весны. Да, мы уважаем этот труд, но нужно понимать, что в магазин вы заходите за хлебом, макаронами, гречкой. Здесь нет спокойствия никакого. Плюс еще новые ограничения: сегодня запчасть сломалась - мы в Италию, а она закрыта. Что с этим делать? Сейчас проблем возникает миллион. Будем как-то перестраиваться.

«У наших переработчиков выросли крылья»: представители аграрного сектора Алтайского края оценили федеральные ограничения на экспорт зерновых

Игорь Стебунов, заместитель директора ООО «Агропромышленная компания»:

- Наверняка это постановление должно отразиться на рынке. На этом фоне, наверное, цены, как минимум, сдержатся, а как максимум – откатятся немного назад. Наверное, это правильно – в первую очередь, нужно накормить страну, как бы это ни было невыгодно для аграриев.

Потери сельхозпроизводителей будут зависеть от того, насколько снизятся закупочные цены на зерновые. Вообще, конечно, этот год у нас по себестоимости будет очень дорогой, потому что удобрения закупили в разы дороже, и даже еще не до конца, а возможности докупить пока нет. Средства защиты растений подорожали на рынке согласно курсу валют и т.д. Еще и технику импортную оплатили, а сегодня сидим и смотрим, что приедет к нам, а что нет. На фоне всего этого себестоимость у нас будет приличная - намного больше, чем в прошлые годы. Поэтому посмотрим еще, какие будут ценники в реализации.

Да, удобрения мы начали закупать еще осенью, но пока закупились только на 80 %. Но до этих показателей не все добрались. Среди средств защиты растений много импортной химии, поэтому еще вопрос, допоставят нам ее или нет. Говорят, что поставят. Вот только прайсы уже поменяли согласно курсу евро. Когда все было доступно, работали больше на импорте – качество, как мы считаем, было лучше, к тому же некоторые препараты – их аналогов у нас нет. Это небольшой список «незаменимых», и, тем не менее, они есть. Как с этим справятся отечественные производители – вопрос, ведь если раньше у нас заезжал приличный объем химии и удобрений, а сейчас его резко не станет, то этот пробел наверняка будет непросто закрыть.

Что касается следующей посевной - конечно, стоит заглядывать уже и настолько наперед. Если в этом же режиме все будет продолжаться, то следующая посевная будет проходить уже очень тяжело. И по качеству, и по объемам мы просядем однозначно. Эта посевная – наверное, у крепких хозяйств она пройдет в штатном режиме, а вот у кого-то может зависеть от разных моментов – не все способны по текущим ценам что-то приобрести.

«У наших переработчиков выросли крылья»: представители аграрного сектора Алтайского края оценили федеральные ограничения на экспорт зерновых

Валерий Семейкин, директор ООО «Советская крупа»:

- Наверное, мне сложно оценивать это постановление – я ведь простой колхозник, на экспорт ничего не продаю. Да, возможно, закупочные цены и пойдут вниз, но, мне кажется, вопрос цен, выгодности или невыгодности торговли для нашей страны сейчас не основной.

Удобрения есть, химикаты есть, семена – тоже есть. По крайней мере, у меня нет таких проблем, о которых сейчас говорят. Есть проблемы с иностранной техникой, которую мы проплатили – из-за санкций она, скорее всего, не придет. Сейчас ни денег, ни техники. Я хоть только 10 % оплаты внес, а кто-то внес все 100 %. Ну, будем, как-то выходить из ситуации, с запчастями - тоже.

Иностранного оборудования в парках техники у фермеров очень много, мне кажется, что его даже больше, чем отечественного. Но даже если взять простой пример. У меня, допустим, все комбайны российские. Они же не полностью собраны из наших комплектующих – есть и импортные элементы. Думаю, год мы протянем – по крайней мере, могу сказать за свое хозяйство. А там, будем надеяться, наше правительство что-нибудь придумает.

Фото: сообщество «Немцы Алтая» «ВКонтакте», сайт АлтГТУ им. И. И. Ползунова, «Алтайская нива», Pexels

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 6
Вот такое.

22.03.2022 10:09

ОДОБРЯМС! Для нас потребителей хороший урожай цены растут, плохой урожай тоже цены растут. Запретили сахар вывозить цены все равно почти в два раза взлетели. Подавитесь когда нибудь.
Крылья и рога

22.03.2022 12:17

Я рад ха наших крестьян. и их Колхозы
Муха

23.03.2022 10:15

Ой, мля)) даже тут банкфакс решил напомнить, что он оппозиция, выставил главной фото в цвета с флагом незалежной)

Молодцы, возьмите 30 гривен)
Вот вопрос

23.03.2022 14:15

Вам "пятна Роршарха" показывали? Что вы там видите?
Сельчанка

29.03.2022 21:06

Что -то неуважительно Покорняк отозвался о работе фермеров: якобы спят до весны.. Большой минус ему..
Vitek

30.03.2022 11:57

"Если бы я хотел, то тоже цены на макароны поднял бы в два раза, но мне не дают ни рынок, ни сети. Мы играем практически «в ноль» или «в минус». " © Покорняк
по-моему, тут не крылья, тут хвост вырос ;-)
Календарь
/ /
28.03.2024