В последние несколько лет в Алтайском крае сложилась печальная тенденция закрытия или реорганизации в филиалы малокомплектных сельских школ. Такие преобразования пережили уже несколько учебных заведений в Тюменцевском, Первомайском, Волчихинском и других районах. Одни жители принимают решение чиновников смиренно, но задумываются о переезде в населенный пункт покрупнее, другие самоотверженно отстаивают право своих детей учиться в родной школе. Тем временем в Минобрнауки Алтайского края накануне нового учебного года отрапортовали, что сделали все возможное, чтобы сохранить учебные заведения даже в маленьких селах, к примеру, по программе «Земский учитель» нашли педагога в известную даже президенту школу в Большой Тихой, где наставника не было несколько месяцев. Корреспондент ИА «Банкфакс» пообщался с представителями сельских территорий и сферы образования и поинтересовался, как они видят будущее глубинки без собственной школы, и к чему это в конечном итоге приведет.
Ирина Катенева, доцент кафедры журналистики НГПУ, гражданский активист, отстаивающий интересы малокоплектных школ в Тюменцевском районе Алтайского края:
- Если районные и региональные власти ставят не глобальную цель «эффективно улучшить жизнь сельчан», а хотя бы просто стараются сохранить село, дать ему шанс на возрождение и дальнейшее развитие, то закрытие школы ни при каких условиях не может быть оправдано. Оно гарантирует летальный исход для деревни. Часто можно услышать от чиновников такую фразу: «У них в селе нет работы, все равно разъедутся». Но, как показывает практика, из-за отсутствия рабочих мест из деревни уезжают единицы, многие выбирают «работу вахтовым методом», при этом семьи остаются жить в родном селе.
Полноценно функционирующая школа, обучение детей с первого по девятый классы – это гарантия того, что у села и его жителей есть надежда на будущее, есть перспектива. Взрослые люди готовы ущемлять свои интересы - ездить на работу в соседнее село, районный центр, северные регионы страны, но не интересы своих детей. Как только школу начинают ликвидировать, из деревни уезжают уже десятки. Конечно, это называется красивым словом «оптимизация». Если посмотреть значение данного термина в словаре, то можно узнать, что это «выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты», то есть процесс максимизации выгодных характеристик и минимизации расходов. Почему-то чиновники, которые решают судьбу школы и села, обращают внимание только на последний пункт, ведь нужно экономить бюджет.
Как правило, оптимизация, точнее, ликвидация школы как социального института и реального сельского объекта растянута во времени и реализуется по иезуитской схеме: исчезновение школы как самостоятельного юридического лица (получение статуса филиала), затем перевод ее из полноформатного цикла обучения в «девятилетку», затем функционирование только начальной школы и в итоге закрытие филиала, перевод в освободившееся здание сотрудников Дома культуры и сельского совета. Далее объединяют и сельские советы: в населенном пункте, потерявшем школу, вместо главы сельсовета назначается староста, а за всеми справками и решением насущных вопросов жителям придется ездить или ходить за несколько километров в соседнее село.
Получается, что «оптимизация» школы превращает населенный пункт сначала в юридический, а потом и географический фантом. Постепенная реализация описанной выше схемы связана с эффектом лягушки, которую варят в теплой воде. Логично было бы жителям сел останавливать этот процесс на первом этапе, то есть оспаривать реорганизацию школы в суде. Как показывает практика, это удается единицам, например, жителям села Романово Алтайского края. И дело не только в уровне юридической грамотности.
Специально реализуются «серые схемы». Как показал опыт нескольких сел Тюменцевского района, их жители были лишены возможности отменить в судах различных инстанций решение о реорганизации школы, так как успешно это возможно сделать в течение трех месяцев с момента выхода соответствующего постановления. Показательно, что о существовании такого документа черемшанцы узнали только через год с лишним, когда их просто поставили перед фактом, что теперь их дети учатся в филиале. В процессе судебных разбирательств (андроновцы дошли до кассационного суда, а жители Черемшанки – до Верховного Суда) выяснилось много интересных моментов, в частности, сотрудники районной администрации не стесняются подделывать подписи в документах, связанных с реорганизацией школ, и даже представлять протокол и решение не существовавшего схода села.
Если бы реализовывался принцип объективной оптимизации сельских школ, то он бы ограничивался объединением нескольких учебных заведений в одно юридическое лицо, что позволило бы сэкономить на зарплате управляющего звена, например директора - в городах по такому же принципу формируются образовательные центры. По факту, это только первый шаг, затем одна школа выступает в качестве донора для другой: начинают возить учителей и учащихся среднего и старшего звена, потом, ссылаясь на дефицит кадров, нередко искусственно созданный, оставляют только начальную школу… Как показал андроновский кейс, на все объявленные школой вакансии были учителя, в том числе молодые с магистерским образованием, но дирекция не спешила брать их на работу. Конечно, дефицит учителей в селе может быть и естественный, но в таком случае имеет смысл работать на перспективу и предлагать выпускникам школы получать соответствующую специализацию в колледже или вузе с гарантией дальнейшего трудоустройства. Возможность профессиональной переподготовки в течение полугода тоже никто не отменял. Образовательные учреждения во многих деревнях являются «селообразующими предприятиями», в частности гарантируют постоянное место работы.
К сожалению, сегодня в области реализации программы образования на селе у представителей районной и региональной власти не наблюдается не только стратегического, но и элементарного тактического мышления. Работает принцип «после нас хоть потоп»: оптимизируй и отчитывайся, с последствиями будут разбираться другие. Складывающуюся ситуацию с малокомплектными школами и ее последствия хорошо описывает метафора: хотели сделать педикюр, проще говоря, остричь ногти, а в итоге отрезали их вместе с ногами. Особенно интересно все это выглядит на фоне выступлений российского премьер-министра, в которых он обозначает курс на восстановление и строительство в селах ФАПов и школ.
Что касается экономической целесообразности оптимизации сельских школ, то это большой вопрос. Значительный сегмент финансовых затрат связан с содержанием здания школы (ремонт, закупка угля, оплата электроэнергии и др.). Эти затраты практически не меняются в зависимости от количества учащихся. Нереально отапливать здание наполовину, например, только первый этаж или одно крыло. Учителя, к сожалению, получают не такую большую зарплату, поэтому имеет смысл соотнести размер сэкономленных на этом средств и расходов на приобретение, содержание и обслуживание автобуса, который возит детей в другое село, закупку топлива, выплату зарплаты водителю. Думаю, выгода будет невеликая. Реальный экономический эффект наблюдается только, если реализовать схему «нет человека (в данном случае школы), нет проблемы».
Вячеслав Сметанников, депутат Боровихинского сельсовета Первомайского района:
- Мое личное мнение, что государство должно приложить все усилия, чтобы эти школы сохранить. Есть школа - есть будущее у села. Конечно, многое зависит от размера населенного пункта. Если село совсем маленькое, это сделать очень сложно. Важно и то, чтобы эти школы были полностью укомплектованы кадрами. А то мы уже возвращаемся к царским временам, когда была церковно-приходская школа, одна учительница вела все уроки. Это тоже нехорошо. Для того, чтобы специалисты захотели ехать в села, надо вернуть авторитет учителя в глазах и детей, и родителей, чтобы эта профессия стала такой же престижной, как это было раньше. То есть слово учителя - это закон. Помимо этого нужно обеспечить педагогов жильем, достойной заработной платой, а не привязывать их к МРОТ. Чтобы молодой специалист мог приехать, работать, жить, трудиться, заводить семью, как было в советское время.
Если же детей перевозят в школу покрупнее, должна быть обеспечена нормальная доставка, не раз в день должен ходить автобус, а регулярно, хотя бы несколько раз, на случай, если кому-то из учеников нужно задержаться, скажем, на дополнительные занятия.
Если районы и видят в закрытии малых школ какую-то выгоду, то я лично такой выгоде не рад. Получается, что правительство решило сократить расходы на содержание школ, на образование, и местные рапортуют, что все выполнено, а о людях не думают. Как было у нас в Боровихе - решили закрыть местную школу, сельчане встали против, ну, оставили пока. А где-то люди не смогли противостоять этому натиску, и школу закрыли. Я думаю, что в нашем государстве деньги есть, только они тратятся не на содержание школ и медицины, а на тех, кто живет за кремлевской стеной.
Директор одной из сельских СОШ Алтайского края (на условиях анонимности):
- Здесь все зависит от численности. Допустим, у нас в этом году немногим больше 100 учащихся, в прошлом году примерно столько же, и мы укладываемся в выделяемый бюджет по подушевому финансированию. Мы учителям и премиальные платили в прошлом году чуть ли не ежемесячно.
А вот в школах, численность учащихся в которых менее 100 человек, ситуация уже напряженная. По краю финансовые средства перераспределяются на уровне районных отделов образования, и вот эти школы по 50-60 человек – они, получается, содержатся за счет школ, у которых 100 и более детей.
С другой стороны, если взять удаленные села с малочисленными школами, то там можно сделать девятилетки или вообще оставить только начальные классы и пустить транспорт до базовой школы, где будут учиться средние, старшие классы. Но вопрос удаленности стоит остро: как можно пустить автобус с детьми по горам за 50 км зимой? В степных районах с этим, быть может, дело обстоит и полегче, но не у нас. Это очень опасно.
Есть другие варианты, конечно, но подушевое финансирование – это деньги из краевого и федерального бюджетов, а содержание автотранспорта и зарплата водителей – это местный бюджет. Здесь палка о двух концах. Если мы пойдем по пути транспортировки детей в базовую школу, то это ударит по местному бюджету, поскольку это и ГСМ, и обслуживание техники. А местные, особенно сельские бюджеты – они и так трещат по швам. Край дотационный, а про районы и говорить нечего.
Да, конечно с транспортировкой мы будем экономить федеральные средства, но местные бюджеты у нас развалятся от такой нагрузки. Поэтому однозначного решения данного вопроса просто нет.
Олег Боронин, глава Сибирского сельского совета Первомайского района:
- На мой взгляд, любая оптимизация, в том числе учреждений образования и других учреждений бюджетной сферы, не есть обязательно зло. Она может быть объективно необходима. Любая структура учреждений социальной сферы должна иметь под собой экономическую базу и учитывать общественно-демографическую ситуацию, то есть перспективу того или иного населенного пункта. Это обязательное условие любых планов по оптимизации или ее недопущения. Чтобы в разумных пределах принимать такое решение в разрезе всего края, региону нужна комплексная программа реструктуризации сельских территорий. Когда бывший губернатор Александр Карлин планировал комплексную программу развития алтайского Приобья, это было что-то похожее, хоть и сырое и недоработанное, на то, что должно быть в каждом муниципалитете Алтайского края и вообще в каждом регионе России. Пока этого нет, будут бунты, непонимание со стороны населения, борьба, социальная напряженность, и будут тяжелые последствия социального характера, в том числе и деградация тех или иных населенных пунктов, которой могло и не быть.
Еще хотелось бы сказать, что прежде, чем принимать решение об оптимизации тех или иных образовательных учреждений, необходимо просчитывать социально-экономические последствия. Речь идет о том, выиграет ли муниципальный или региональный бюджет от закрытия школы. То есть надо просчитать стоимость перевозки детей, возведения необходимых пристроек в школах более крупных населенных пунктов. На самом деле, по моим оценкам, экономии либо вовсе нет, она носит какие-то мифические очертания, либо она минимальна. Социальные издержки гораздо серьезнее этой экономии в 2-3 сотни тысяч рублей.
Есть еще момент, который касается качества образования в сельских школах. Есть у нас в районе школа в поселке Рогуличный, которую мы, в отличие от жителей Новокраюшкино и Сосновки, отстояли. Если говорить о каких-то дистанционных методиках в хорошем плане (не через призму пандемии, а привлечения дополнительных образовательных ресурсов для повышения качества образования), то Рогуличный может это себе позволить. Там есть широкополосный Интернет и необходимые ресурсы. Может быть, раньше проблема качества образования и была актуальна для сел, но не сегодня, когда есть федеральная программа цифрового выравнивания, которая постепенно реализуется. Если говорить о низкой квалификации педагогических сельских кадров, то я считаю, что эта проблема не только сел, она имеет место и в федеральном разрезе. Есть учителя, которые замотивированы на качественный результат, а есть те, кто не имеет этой мотивации и просто просиживает место до пенсии.
Что касается будущего сельских территорий, здесь тоже очень много факторов, помимо экономических перспектив. К примеру, я родился, вырос и живу в поселке Лесная Поляна, и у нас никогда не было школы. Это исторически сложившаяся ментальная традиция. С советских времен у нас сложилось так, что детей возят в Сибирскую среднюю школу. А для многих населенных пунктов это просто неприемлемо. Многое зависит и от привязки жителей, молодежи к этой территории. Там в случае закрытия школы они просто уедут. Немаловажны и психологические травмы детей.
Следующий сюжет связан с проблемой безопасности детей, качеством их перевозок, готовностью ключевой школы принять дополнительные классы. В конце концов, следует иметь ввиду, что закрытие социальных учреждений, в том числе образовательных, приводит к отрицательной динамике демографической ситуации в населенном пункте. В связи с этим рано или поздно село погибнет. Причем большая проблема не в том, что оттуда уедет та молодежь, что там уже есть - это происходит реже, как в том, что туда уже не приедут молодые кадры. Допустим, какое-то сельхозпредприятие развивается, встает вопрос привлечения кадров. Когда люди смотрят, стоит ли туда переезжать, они интересуются, есть ли там школа, детский сад, почта, интернет-связь, дорожное, транспортное сообщение. Все эти факторы влияют на решение специалистов переехать в тот или иной населенный пункт.
На примере того же поселка Рогуличного скажу, что с 2018 года туда поехала молодежь. Молодые люди живут там, находят себя, демография там положительная. Хотя еще в 2012 году была отрицательная. Люди видят, что там что-то делается, что-то строится, и едут туда. И сохранение там школы - один из таких положительных факторов.
Подводя черту, хотелось бы сказать, что нормальный руководитель, который принимает решения и готов нести за них ответственность, не может стоять на каких-то радикальных позициях - либо всех свезем в крупные школы, либо сохраним все, что зачастую уже небезопасно. Повторюсь, нужна комплексная региональная программа, направленная на реструктуризацию социально-экономических возможностей сельских территорий, которая и будет показывать, сохранять или не сохранять ту или иную школу. В отношении учреждений образования нужна очень взвешенная политика, глубокое межведомственное взаимодействие, в том числе между региональной властью и муниципалитетами.
Андрей Бусс, глава Кадниковского сельсовета Мамонтовского района:
- В случае закрытия сельской школы, даже если ученикам будут преподавать дистанционно или возить в соседнее, более крупное село, у детей будет сильнейший стресс. Я против той тенденции, которая наблюдается сейчас, когда малокомплектные учебные заведения лишают статуса средней школы. Там оставляют только девять классов, и это тоже ущерб для будущего поколения. Даже если ребенок захочет получить полное среднее образование, он уже не сможет окончить 11 классов в своей родной школе, и не факт, что он станет ездить в другую. Просто уйдет с аттестатом в 9 классов. Я считаю, это ненормально - лишать детей такой возможности.
Я согласен, что сейчас в сельских школах не хватает кадров, от чего может страдать образование, поэтому нужно делать хоть что-то, чтобы эту ситуацию изменить. Но следует не закрывать школы, а привлекать туда молодых специалистов. Причем решать эту проблему нужно на уровне государства. Молодых учителей можно привлечь сегодня предоставлением достойной оплаты, жилья и каких-то финансовых бонусов. Надо, чтобы у специалиста была какая-то перспектива. Чтобы он приехал не на пустое место, а туда, где есть все необходимое для жизни и работы.
Я уверен, что районные власти нисколько не выигрывают на оптимизации и закрытии сельских школ. У нас как: экономия, экономия, экономия. Но разве можно экономить на детях? Я считаю, что там, где экономят на детях, надо просто тюрьмы строить. Если мы хотим видеть хорошее воспитание и образование у своих детей, хотим, чтобы было меньше преступности, нужно больше в них вкладывать, а экономить надо на чем-нибудь другом.
Закрытие школ ведет к серьезному оттоку людей из малых населенных пунктов. Не будет полноценной школы - не будет и села. Когда молодой специалист собирается переехать в село, он первым делом интересуется, есть ли там школа, работает ли ФАП, банкомат, функционирует ли детский сад. Для людей важно иметь какую-то перспективу, видеть там будущее своих детей. А если в селе нет даже школы, кто туда поедет?
Фото: Ирина Катенева, Андрей Бусс в «Одноклассниках», Олег Боронин в Facebook, Мemepedia
10.09.2020 15:15
10.09.2020 15:20
Поэтому, бороться за школы и за деградирующие малые села - неблагодарное и бессмысленное занятие. Это не решит проблему, а только отсрочит неизбежное. Это ошибка - думать, что с закрытием школы начинается гибель села. Она этим заканчивается!
Гораздо эффективнее было бы бороться за то, чтобы государство решало эту проблему не "иезуитскими" (как выразился тут кто-то из авторов) методами "медленной естественной смерти" а нормальными, здравыми методами: расселением малых сел в более крупные, по типу расселения ветхого жилья, предоставлением расселяемым субсидий на эти цели и т. д.
Я уверен, что и чиновники, особенно высшего ранга, это прекрасно понимают. Но... Я это очень дорого. И они делают вид, что есть другие варианты. А люди не только страдают. Они ещё и надеются на то, что всё образуется. И зря.
10.09.2020 16:35
10.09.2020 17:16
ВСЕ ДЛЯ ВАС, ДОРОГИЕ ИЗБИРАТЕЛИ!
10.09.2020 17:18
10.09.2020 17:48
Выход - единственный, другого выхода для нас нет. Это - возвращение на путь социализма. Только так возможно возродить былые производственные мощности, в том числе и на селе. А вместе с расцветом экономики будет расцветать и социалка.
10.09.2020 18:39
Давайте сразу расселим всех жителей России в другие страны и сразу решим все вопросы.
10.09.2020 19:18
10.09.2020 20:23
10.09.2020 20:37:14
10.09.2020 20:58
Я могу сказать свое мнение. Лукашенко создал "государство-утопию". Даже Путинское государство более устойчиво, поскольку его главная опора - буржуазия. А Лукашенко и собственную буржуазию зажимает, и белорусский пролетариат не чувствует себя полноправным хозяином в своей стране. Опора Лукашенко - силовики и бюрократия - но это очень ненадежная опора, в критический момент она легко способна перекинуться на сторонубуржуазии.
Если бы компартия в Белоруссии не была карманной, то она бы использовала этот момент. Единственная возможность для прогресса - это диктатура пролетариата (монополия одной партии, возрождение Советов, цензура).
То, что сейчас происходит в Белоруссии - это очередной этап контрреволюции, начавшейся на рубеже 80-90-х годов. Трудящимся точно будет только хуже, если победит контрреволюция. Контрреволюция - это буржуазия (при поддержке западных империалистов), рабочий класс стоит на распутье, те, кого удалось обмануть, встали на сторону буржуазии. В данной ситуации трудящимся логичней поддержать Лукашенко.
А, вообще, из этой истории вывод такой. Правы были Маркс и Ленин, что без диктатуры пролетариата никакой прогресс невозможен. Если буржуазию с самого начала не взять за горло, то раньше или позже она обязательно перехватит власть. Это азы марксизма-ленинизма.
10.09.2020 22:05
Ну не работает уже та социальная модель, которую Маркс описывал 200 лет назад.
И пролетариата уже иной.
Ты вот М. Вебера или Тофлера почему не упоминает, к примеру?
В той же Беларуссии сильный айтисектор. Ну какие они пролетарии?
Твоя ошибка в неверной социологический методологии, поскольку ты идеологию ставишь выше науки.
10.09.2020 22:20
Научные открытия не зависят от времени. Они всегда актуальны. Галилей и Ньютон открыли свои законы в 17-м веке, периодический закон Менделеев открыл в 19-м веке, в том же 19-м веке было создано дарвиновское учение. Прошли годы, уже века, но эти открытия по-прежнему актуальны. И будут всегда актуальны.
Вот вначале опровергните те законы, которые открыли классики (например, теорию прибавочной стоимости), а уж потом утверждайте, что наше учение устарело.
Современная наука (особенно философия, экономика, история, политология) не может существовать без опоры на марксизм-ленинизм. Если же вам встретятся по жизни «преподаватели» и «ученые», отрицающие марксизм, можете смело их называть лже-учеными или фриками.
10.09.2020 22:32
Бердяев фрик?
Или Иван Ильин?
Чушь.
Чучхе - перестань путь идеологию и науку.
Маркс был учёным, а ты его толкуешь как пророка. Ты просто веришь в марксизм как религию.
Что значит "самое передовой учение"? Нет таких.
Любая научная теория опрвергается другой научной теорией. Иначе застой.
Заслуги марксизм никто не отрицает. Как, например, Аристотеля. Но теория должна быть адекватная эпохи.
11.09.2020 10:49
я, конечно, предполагаю ответ - проблема все сделать нормально?
11.09.2020 13:16
11.09.2020 13:16
Дорогой Чучхэ. Вообще-то там все началось с фальсификации результатов выборов, настолько грубой, что ее и не скрывал особо никто. То есть, по-Вашему, трудящимся следует поддержать Лукашенко, зная, что он фальсификатор и лжец?
11.09.2020 13:22
А вот если мои Ильин и Бердяев вообще не занимались теорией прибавочной
11.09.2020 13:25
11.09.2020 13:50
И не стыдно тебе помелом-то поганым работать?
11.09.2020 13:57
Кстати, сам Бердяев в "Автобиографии" пишет , что сидел 4 раза: два при Царе и два при большевиках.
Теперь для Чучхе.
Я с тобой бодаться сильно не хочу. Замшелый ты - чего с тебя взять?
Замечу лишь , что в сборнике "Вехи" (1909 год) все твои построения уже разбиты. И с метафизической стороны и с идеологической.
Читать книжки иногда надо. А не одного Маркса штудировать как Святое Писание.
11.09.2020 14:49
Более высший тип демократии - пролетарская (социалистическая) демократия. Поскольку пролетарит и его союзники - это большинство населения. Но было бы наивно от нас, подлинных коммунистов, ожидать, что мы допустим многопартийность и прочую "буржуазную демократию". Были такие дурики в руководстве КПСС в середине 80-х, которые своей дуростью (незнанием основ марксизма) разрушили Союз. Потому что наша демократия немыслима без насилия, цензуры и без руководящей роли в обществе компартии. Кто это не понимает - тот не коммунист.
А так как в основе нашей идеологии положена теория прибавочной стоимости (т.е. наука), то наша правота бесспорна. Ошибки с нашей стороны, конечно, возможны. но только в области пока еще неподтвержденных практикой научных гипотез.
11.09.2020 15:01
Ты зачем так пишешь?
Вот я носитель монархических убеждений. Не скрываю их. Таких как , что опять на Колыму? Или сразу в расход?
Ты, по-моему, договорился Бог знает до чего.
11.09.2020 15:02
11.09.2020 15:07
сразу. в расход.
11.09.2020 15:11
11.09.2020 15:12
Поскольку я марксизм для себя давно принял (а главный для меня аргумент, что это истинные научные (!) знания), то я, безусловно, принимаю и учение о диктатуре пролетариата. Тем более, это учение также было подтверждено положительной практикой.
А уж как там все дальше будет (отправят ли на Колыму?) - это уже те частности, которые будет решаться по ситуации.
11.09.2020 15:16
11.09.2020 15:22
Религия, идеализм и метафизика опровергаются диалектическим материализмом – философским учением, созданным Марксом и Энгельсом, развитым Лениным и Сталиным и являющимся последовательно научным (!) мировоззрением марксистско-ленинской партии. Это учение рассматривает мир в состоянии непрерывного движения и развития, в процессе которого все явления находятся во взаимной связи и взаимодействии.
Современный человек без знаний основ марксизма-ленинизма не может считаться образованным человеком.
11.09.2020 15:32
который в свою очередь опровергается идеалистическим мировоззрением и с тем же успехом. и то и другое-одинаково бездоказательны. содержат в себе противоположные утверждения никем никогда не подтвержденные и неопровергнутые. "учение ленина-сталина" есть политическая конкретика своего времени и наукой не являются. так же как и элементарно понятная всем "прибавочная стоимость", лежащая в основе любой экономической деятельности человека. даже на приусадебном участке.
11.09.2020 15:39
"Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, всё одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых, увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т. е. подлунного....
11.09.2020 15:41
Это бесполезно. Трата времени...
Я, в общем, был более лучшего мнения о Чучхе. Или ты тут прикалываешься? Да нет, вроде серьёзно повествуешь...
Тебе спокойно объясняют, как Гость от 15:32, что любая философская концепция строиться на неких рационально сформулированных посылках, но которые имеют характер аксиоматики.
Вот тво
11.09.2020 15:46
Однако и ты Чучхе - вслед за Марксом - понимает "материю" вполне идеально, ибо наделяете её сверхматериальными свойствами. Например, материя вечна, она находится в самодвижении. и проч.
А чем хуже гегелевский Абсолют тогда? Он тоже вечен и самодостаточен.
Нет. Это мне на службе сейчас скучно и делать не хрен. А так... С тобой разговаривать - только расстраиваться. Ещё и выпить захочется вечерком...
Впрочем, а почему бы и нет?
11.09.2020 15:47
11.09.2020 15:48
11.09.2020 15:54
Вот так выглядит настоящая реальная картина рыночной экономики. И марксизма тут рядом не стояло.
11.09.2020 16:14
Кто это не признает - тот полный профан в науке!
11.09.2020 16:25
11.09.2020 16:34
11.09.2020 16:36
Это неизбежно. Потому что прапор, даже что-то слышавший о Бердяеве и веховстве, остается прапором. То есть существом с одной извилиной от фуражки и дуболомными имперскими ценностями.
11.09.2020 16:50
Поэтому он предлагает пролетариату вместо лозунга "За справедливую заработную плату!" написать лозунг "Уничтожение системы наемного рабства!".
11.09.2020 17:02
11.09.2020 17:25
Его воспалённый от штудий марксистской теории взгляд увидел прибавочную стоимость, которую нехорошие рабочие складывали в свои необозримых размеров карманы... Ладно бы это. В эти самые карманы деньги Чучхе помогала складывать его законная супруга! Вот же, прости Господи, чучело, подумалось Чучхе. Кругом экспроприация и несправедливость. Вот зачем этим дурацким работягам платить деньги? Маркс же говорил, что государство отомрет и всё будет общее... Без денег...
Общее... Хм... Мелькнула у Чучхе мысль. А как же женщины? И бабы будут общие?
Ну.... Как бы к соседке завалиться то под бочёк - оно конечно, неплохо. Но если, положим вот этот верзила-штукатур к моей жене подвалит?
Нет, подумалось Чучхе. Что там этот Маркс напутал. Намутил, можно сказать. Сам с Женни забавлялся ( правда от забав сих девки одни хоть и в количестве 4 штук, но все же, все же...) и Фридрих со своей биржи текстильной деньжат подбрасывал....
Равенство.... Да. Вот ведь нет равенства в природе. В лесу на деревья глянешь: одни высокие и толстые, другие тонкие и короткие...
Но главное это проклята прибавочная стоимость. Вот возьмет кто и сделает жену это самой.... стоимостью и что делать?
Нет. Буду я и дальше читать Маркса, сказал Чучхе. Он ведь гений. Он всё знает... И про бабу мою. поди тоже где-то в Капитале написал. Надо искать.
11.09.2020 17:31
Я сильно тебя цепануть не хотел. Так.
Разозли ты меня малость. Подумал, всё одно сегодня напьюсь. Завтра - баня. Опять не форме буду.
А ответить тебе захотелось. Так. На коленке сходу накалякал. Не взыщи.
11.09.2020 17:38
Вообще, прежде чем спорить о марксизме, следовало бы вам что-то почитать из учебной марксистской литературы. У меня, по крайней мере, начальные знания имеются. А вы, я так понял, сведения о марксизме получили из вульгарных источников, искажающих наше учение.
11.09.2020 17:50
Мне интересна дискуссия, когда она ведется вокруг научных гипотез. Ведь мы, коммунисты, не даем точные ответы на все вопросы. Поскольку наше учение развивающееся, и много в нем гипотез, которые потому и гипотезы, что еще не подтверждены практикой.
А вы взялись оспорить то, что уже давно подтверждено практикой, а следовательно является истиной.
В завершении настоятельно рекомендую и вам и всем остальным обратиться к первоисточникам. Уверяю вас, что прочитав и приняв основы марксизма, у вас соврешенно изменится взгляд на окружающий мир.
11.09.2020 18:21
11.09.2020 19:26
Так будет и в коммунистическом обществе, когда труд и творчество станут потребностью человека. Трудиться не за материальный стимул, получать удовлетворение от труда и творчества - это мне хорошо знакомо. Мне искренне жаль тех людей, которые это не понимают и не испытали настоящего счастья.
11.09.2020 21:43
Увы.
И без юмора.
Как его ейная баба терпит? Тупого и без ремонта...
12.09.2020 05:46:57
12.09.2020 12:22:09
13.09.2020 18:59:21
13.09.2020 20:30
13.09.2020 20:42
А вот Россия и тем более Украина уже прогнулись под Запад.ом. Нам бы такого президента, как Лукашенко - и мы бы зажили.
13.09.2020 22:29
Образование угроблено!
Культура угроблена!
Сельское хозяйство угроблено!
Народ весь угробили!
Зачем такое государство в котором НОЛЬ!
Король то голый....
13.09.2020 22:31
Нам в России как раз Лукашенко не хватает. Ему нет замены!!!!
14.09.2020 02:17
Вот вы сравниваете современную экономику в Белоруссии с ленинским НЭПом в СССР. Между тем существует приницпиальное отличие. Во-первых, НЭП в СССР - это была временная политика, политика отступления. Необходимо было создать экономическую базу для перехода к социализму. Как только эта база была создана, так тут же НЭП свернули. Поскольку НЭП представлял реальную угрозу реставрации капитализма в СССР. Важное условие НЭПа в СССР - наличие диктатуры пролетариата при руководящей роли компартии. Буржуазия в СССР (кулачье и нэпманы) была ограничена в политических правах. Она не могла создавать свои партии, и даже не имела избирательного права. В СМИ также была цензура.
Теперь обратимя к Белорусии. Лукашенко вовсе не собирается отказываться от буржуазной капиталистической собственности. Диктатуры пролетариата с руководящей ролью компартии там нет. Местный пролетариат не чувтвует себя полноправным хозяином в своей стране. Цензуры в СМИ там нет. Местная буржуазия не ограничена в политических правах. У местной буржуазии есть свои СМИ, поэтому ей удается дурачить не только студентов и интеллигенцию. но и частично рабочий класс. Ситуация во многом напоминает Чили во время переворота Пиночета. У Альенде были похожие ошибки: он тоже хоте строить социализм без диктатуры пролетариата. Кстати, советую посмотреть художественный фильм "Ночь над Чили" (Мосфильм, 70-е годы). Надеюсь, что батьке Лукашенко удастся удержать в подчинении армию, полицию и чиновничью рать. Но еще раз повторюсь, что бюрократия и силовики - это ненадежная опора. Даже у Путина опора надежнее: он по крайней мере твержо опирается на буржуазию. А Лукашенко свою буржуазию во многом ограничил, поэтому она жаждет переворота. Буржуазия и стоит за этим переворотом.
Вывод: та система, которую создал Лукашенко - очень неустойчивая.
14.09.2020 09:40
Поэтому смешанный тип экономики сейчас в Беларуси, когда рычаги власти находятся у государства, - самый лучший способ противостоять всяким попыткам переворота.
По-хорошему завидую беларусам, что у них такой президент, но не дай Бог Беларуси сейчас присоединиться к России - она погибнет, как погибли Россия и Украина.
Держись, батька, на тебя вся надежда!
14.09.2020 09:44
Гибель России - это Вы тут желаемое за действительное выдаёте?
Или я что то упустил: смотрю в окно. Россия целая! Живая! Настоящая!
У вас эмоции переклинули в сознании или вы какую-то методологию новую используете в исследовании исторического процесса? Не ясно.
14.09.2020 09:48
14.09.2020 09:50
Но панславизм...
Мечты Н.Я. Данилевского, например, разбились от столкновения с реальность.
14.09.2020 09:52
Из какого окна смотрите? московского?
Одна Москва жирует на слезах страны. А всё, кроме Москвы, загибается.
14.09.2020 09:58
14.09.2020 10:06
А пример для России - Беларусь! Во всём пример - от экономики, социальной сферы до политики.
14.09.2020 11:58
================================================================================
Да сейчас даже дурак понимает, Путину нужно присоединение Беларуссии к России, Батька отказал, вот из-за этого отказа и всё твориться с подачи Путина. Ну неужели ума не хватает понять, что Путин всё сметает на пути, а Путин - это Запад. Нужен России только свой президент Россиийский, но не прозападенский. И нужен именно такой же как Лукашенко!!! Только Лукашенко сможет навести порядок в России!!! Я лично так считаю.
14.09.2020 12:01
А пример для России - Беларусь! Во всём пример - от экономики, социальной сферы до политики.
ПОДДЕРЖИВАЮ ПОЛНОСТЬЮ! России до Беларуссии как до Москвы раком!!!
14.09.2020 13:11
Всё верно: нужно не Беларусь присоединить к России, а России присоединиться к Беларуси. Разницу видите?
А тем, кто злорадствует, что россиянам до Беларуси далеко, скажу: И россия, и Беларусь и Украина - один народ
14.09.2020 13:17
канеша. татары, казахи и кыргызы тоже один народ. нимцы и австриякы-одын народ. тильки государства у них разные. ничего не поняв, да? реваншистик.
14.09.2020 13:21
И не надо вбивать клинышки между Лениным и Сталиным. Марксизм-ленинизм - это единое учение "Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина". Между ними (классиками марксизма) не было никаких противоречий, а было развитие марксизма, поскольку это развивающееся учение. Сталин продолжил то, что начинал Ленин. Сталин реализовал планы Ленина.
Мноукладная экономика (как вы называете - смешанная экономика) возможна, но только на переходном этапе от капитализма к социализму при обязательном условии - при диктатуре пролетариата с руководящей ролью компартии. Как известно, на смену переходному периоду приходит социализм, а позднее - коммунизм.
А то, что построил Лукашенко, - это утопия. Если Белоруссия не встанет прочно на рельсы социализма, то раньше или позже режим Лукашенко рухнет, к сожалению.
14.09.2020 13:25
14.09.2020 13:28
Чушь полная, начиная с того, что Ленин заложил основы федерализации в основание государственности, а Сталин - автономизации. Учите историю
14.09.2020 13:33
режим Лукашенко точно рухнет, если в настоящее время встанет на путь социализма - тогда начнётся открытая агрессия. Путь, который избрала Беларусь - единственно правильный, а социализм - в далёкой перспективе и для желающих в нём жить
14.09.2020 13:37
Если мы вернем в наш Союз диктатуру пролетариата, то выступления буржуазии и инертных сил общества станет возможным разве что только в форме шабашей кучек шизанутых диссидентов, да и те со временем будут отправлены в психиатрические стационары на излечение.
14.09.2020 13:44
Почему в Беларуси частники вышли на протесты? Несовершенная законодательная база, ущемляющая интересы их. Но частники должны понять - интересы государства всегда будут стоять выше бабок. И это правильно. Кому не нравится - рядом соседи по бизнесу. Именно в Беларуси в полной мере осуществляется принцип свободы выбора. Пока в России добивают последнюю гос. собственность - Беларусь процветает экономически
14.09.2020 13:50
Сильное то государство - где у граждан есть свобода выбора. В России её нет, потому и где-то в з-це. А Беларусь молодец, благодаря президенту
14.09.2020 13:58
14.09.2020 14:04
В Белоруссии сейчас не кучка диссидентов протестует, там реальный массовый протест. Смотрите правде в глаза и не стройте иллюзий.
Вы опасаетесь, что небольшую социалистическую страну раздавят. Да, такая опасность существует, но маленькая независимая социалистическая Северная Корея сегодня живет на радость всем прогрессивным людям мира.
Учение о диктатуре пролетариата - это гениальное учение Маркса, которое развили Ленин и Сталин. Пожалуй, это второе важнейшее научное открытие Маркса (после теории прибавочной стоимости). Настоятельно рекомендую вам обратиться к этому учению, иначе вы так и будет блуждать в потемках и верить в утопии.
14.09.2020 14:13
14.09.2020 14:18
Что касается протестов в Беларуси... Вы какими источниками информации пользуетесь? Я выбираю ВК проправительственные, из которых вижу, что движение за единую Беларусь - за Лукашенко набирает силу. С опозданием, но набирает. Растёт патриотизм. очень сильное проявление патриотизма. Никто не разобьёт народ. У нас такое невозможно - никто не будет защищать олигархов и през.
14.09.2020 14:41
14.09.2020 14:42
Что касается пролетариата - то это рабочий класс в капиталистическом обществе. Да, в современном обществе физический труд начинает уходить на задний план, но от этого природа наемного труда не меняется. По-прежнему, есть капиталисты, которые покупают рабочую силу и присваивают прибавочную стоимость, а есть наемные работники, которые продают свою рабочую силу капиталистам и становятся жертвой эксплуатации. Ленин собирал свою партию по фабрикам и заводам (там пролетарии объединены производством), но сейчас есть социальные сети, которые помогут пролетариям объединить свой протест.
Марксизм-ленинизм не устарел и никогда не устареет, он только развивается. Разве устарели в наше время законы Ньютона или Менделеева? Никто не сможет доказать несостоятельность научных открытий Маркса.
Так что возвращайтесь на путь науки. Вы же строите в своей голове утопические схемы с "идеальными" демократие и свободой и прочей чепухой. Так бывает только в государствах-утопиях. И классики марксизма давно и убедительно это показали.
14.09.2020 14:49
Да разве можно долго подавлять волю недовольных? Это же как мина замедленного действия
14.09.2020 15:04
14.09.2020 15:09
14.09.2020 15:18
ты зачем здесь с фанатиком схлеснулся?
Это дело бесполезное.
У него только схемы в голове: диктатура, пролетарьят и прочее...
Он тебя не слышит. Твердит заученные штампы и - всё.
14.09.2020 15:37
14.09.2020 15:45
14.09.2020 15:50
не был ли ты на этой посиделке? Лет 5 прошло....
похоже - был. ты же популяризатор марксизма. видишь: я тебя вычислил....
14.09.2020 15:52
14.09.2020 15:59
Мартин Хайдеггер отрицал диамат, но был выдающимся мыслителем 20 века. Или Ж.-П. Сартр.
Эрих Фромм выдающимся не был, но и с диаматом у него не очень - ближе ему З.Фрейд (тоже не марксист, как известно).
Или наш Михаил Бахтин, например. Тоже выдающийся мыслитель...
Тебе набросать несколько десятков имен ещё?
14.09.2020 16:15
Что касается Бахтина, то пришлось в вузе слушать лекции по теории литературы на основе его метода. Это какой-то бред сумасшедшего. Поэтому я изучал теорию литературы по советскому учебнику, где все было разложено по полочкам, ясно и понятно.
14.09.2020 19:37
то будем вынуждены кормить китайцев на своей земле
16.09.2020 14:31
16.09.2020 14:41
Видите ли, многомудрый сэр, если методику исчисления количества населения на один га распространить на городскую среду, то окажется, что при нынешних жалких производственных мощностях, вам, в том же условном Барнауле, делать нехрен. И хватит 10% населения для обеспечения деятельности оставшихся предприятий промышленности. Но вас этот вариант наверняка не устроит. Тогда будьте любезны, не подходите к жителям ,предпочитающим жить в сельской местности, с вашими оптимальными мерками относительно одного гектара земли. Спасибо.
16.09.2020 15:45
Я раньше уже много раз писал, что у бедности в крае 2 причины. Мы не только мало зарабатываем. Мы ещё и тратим больше, чем можем себе позволить. Из-за почти самого большого в стране количества сел у нас огромная протяжённость дорог, больше всех в СФО школ, котельных, фапов и прочая. А это именно расходы бюджета. Сегодня их вынуждены тонким слоем размазыаать, когда никому не хватает для нормальной жизни, но с трудом получается выжить. И элементарная логика подсказывает, что чем крупнее будут села, тем выше будет в них качество жизни.
16.09.2020 16:40
18.09.2020 15:54
Почему-то чиновники, которые решают судьбу школы и села, обращают внимание только на последний пункт, ведь нужно экономить бюджет.
Чтобы сэкономить бюджет, давно пора оптимизировать чиновников, это ведь какая-то безумная свора нахлебников-воров, численность населения всё меньше, предприятий единицы, а чиновников всё больше, ещё и с зарплатами, которые они вообще не отрабатывают. "Правительство" края зачем обозвали "правительством"? Как была слабая администрация, так и осталась самой худшей в стране, но деньги дармоедам почему-то положены несоразмерные их усилиям, судя по всё больше разрушающемуся краю.
23.09.2020 18:38:45
25.09.2020 17:44
25.09.2020 19:32
На "ниочем".
08.10.2020 22:10