Ситуация с льготами для «семипалатинцев» в Алтайском крае, которые вначале неожиданно забрали, а затем поспешно вернули, получила продолжение. Денежную компенсацию, которую льготники потеряли за месяц, вопреки установке краевых властей, как оказалось, вернули далеко не всем. Об одной из таких историй на примере Рубцовска рассуждает главный редактор местной газеты «Голос cолидарности» Владислав Садыков. Журналист предполагает, что аналогичных эпизодов в регионе может насчитываться несколько сотен, впрочем, пока не подкрепляя эти предположения документами.
- Ветеран труда из Рубцовска обратилась в суд с требованиями признать незаконными действия начальника Управления социальной защиты населения по Рубцовску и Рубцовскому району Марины Ерошкиной (а также возглавляемого ей управления), в результате которых заявительница лишилась нескольких сот рублей денежной выплаты по «семипалатинскому» закону. Рассмотрение дела состоится в июне.
Права десятков тысяч граждан, подвергшихся радиационному воздействию, не только систематически нарушаются, но и раз за разом все более урезаются. Очередной «наезд» произошел в конце 2016 – начале 2017 года, когда людей попытались заставить «добровольно» отказаться от части льгот, оставив лишь одно основание для их получения. Последовал всплеск народного возмущения, подробно освещенный краевыми СМИ. На проблеме пропиарились и парламентская оппозиция, и «Единая Россия». В итоге власти объяснили, что произошло недоразумение - и все затихло. Но повторение неизбежно, потому что никто из нарушителей ранее ни разу не понес наказания. Вот поэтому и нужно установить, кто виноват?
Напомним, как развивались события. В ноябре 2016 года губернатор Алтайского края Александр Карлин внес в Законодательное Собрание проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан». В пояснительной записке губернатор заверял депутатов, что: «… более 19 тысяч граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, сохранят право на одновременное получение федеральной и краевой ежемесячных денежных выплат».
Депутатам АКЗС законопроект представлял Михаил Дайбов, незадолго до этого возглавивший Главное управление труда и социальной защиты администрации Алтайского края. С 1 января 2017 года Главтрудсоцзащита преобразована в министерство, а г-н Дайбов продолжил свою деятельность уже в ранге министра краевого правительства. Краевые законодатели в один день, 30 ноября, сразу в двух чтениях силами фракции «Единой России» приняли закон № 87-ЗС, внеся изменения в 15 нормативных актов. Он вступил в силу с 1 января 2017 года.
20 января Министерство труда и социальной защиты Алтайского края на своем сайте дало вовсе не радужные разъяснения, отметив, что «среди льготников есть граждане, имеющие несколько льготных оснований, которые в настоящее время одновременно получают несовпадающие меры социальной поддержки по различным льготным основаниям». Таким образом министерство провозгласило: «Переход на одно основание предусматривается для всех краевых льготников». Решив, видимо, немного подсластить «пилюлю», чиновники отметили, что «переход на одно основание не окажет существенного влияния на совокупный объем социальной поддержки для конкретного гражданина». Да и число этих граждан, по их мнению, не так велико: всего 11 % от общего числа льготников. Что ж, в стране, где людские потери считают десятками миллионов, 34 тысячи живых льготников – не величина. А для деятелей, чье денежное содержание измеряется сотнями тысяч в месяц, какие-то несколько сотен рублей – не деньги.
«Под раздачу» попали многие из числа ветеранов и жертв политических репрессий, но об ущемлении прав «семипалатинцев», являющихся федеральными льготниками, в разъяснениях Минтрудсоцзащиты ничего не говорилось. Однако в Рубцовске пошли еще дальше. 27 января 2017 года в газете «РТВ-3 представляет» начальник Управления социальной защиты населения по Рубцовску и Рубцовскому району Марина Ерошкина сообщила, что одной из двух льгот должны лишиться «Ветераны труда Алтайского края», одновременно являющиеся «семипалатинцами». А их в 146-тысячном Рубцовске около 15 тысяч – каждый седьмой взрослый. Люди вышли на улицу – и властям пришлось реагировать.
2 марта 2017 года в городской газете «Местное время» пресс-служба Алтайского краевого Законодательного Собрания разместила официальную информацию председателя АКЗС Александра Романенко. «Сегодня мы закрепили официальное прочтение закона соответствующим постановлением, чем еще раз даем сигнал органам социальной защиты Алтайского края действовать в соответствии с нашим законом. В результате все «семипалатинцы» получат причитающиеся им компенсации с перерасчетом с 1 января 2017 года по всем основаниям, которые им предписаны федеральным и краевым законами», - было сказано в обращении.
Но получили не все и не все. Те, кто имели неосторожность поверить г-же Ерошкиной, и отказались от «семипалатинских» льгот, а потом – попросили их вернуть, не досчитались денег за срок между заявлениями об отказе и о повторном назначении. В одном только Рубцовске таких может быть около двухсот человек, по краю – возможно, намного больше. Обращаем внимание: председатель АКЗС Александр Романенко не случайно говорил о закреплении официального прочтения закона и о том, что органам социальной защиты сигнал дается еще раз. Право ветеранов получать одни и те же меры социальной поддержки и по краевому («ветеранскому») и по федеральному («семипалатинскому») законам было официально разъяснено постановлением АКСНД от 9 марта 2005 года № 110 «Об официальном толковании части 1 статьи 6 закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
30 ноября 2016 года АКЗС не внесло принципиальных изменений в данный раздел, поэтому при принятии закона № 87 постановление № 110 не было отменено и продолжало действовать и в декабре 2016 года, и в январе 2017 года. Только 27 февраля 2017 года АКЗС заменило его на постановление № 40, не изменив, а закрепив официальное толкование 2005 года, и еще раз дав сигнал органам социальной защиты. Поэтому у тех, кто требовал с ветеранов отказа от «семипалатинских» льгот, не было никаких законных оснований. Да и с губернатором (кстати, доктором юридических наук) они, получается, кардинально разошлись во мнениях? С интересом ждем решения суда. И затем проанализируем, что это было: ошибки отдельных чиновников, либо тщательно спланированная, но неудавшаяся акция.
Фото: архив ИА «Банкфакс»
07.06.2017 17:54
С уважением жители Рубцовска!
08.06.2017 00:40
Сходи к окулисту.
08.06.2017 01:31
Да, не позорься сам, Рубцовчанин…
Газета "Местное время" (г. Рубцовск)
Адрес: 658200, г. Рубцовск, пер. Гражданский, 33
Телефоны: (38557) 4-55-82, 4-63-04
E-mail: mv.22@mail.ru
Сайт: http://rubtsovskmv.ru/
Редактор: Аринкина Елена Федоровна
Издаётся с 7 сентября 1922 года
Формат А3, 4 и 16 полос, 2 раза в неделю.
----При цитировании ссылка на Официальный сайт Алтайского края обязательна
Источник: http://www.altairegion22.ru/info/mass-media/line02/citynews/citytime/----
08.06.2017 02:48
Мне не так важно, почему они это сделали, мне важнее всего позиция губернатора…
Из Фед. от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных … органов государственной власти субъектов РФ" (статья 8) :
"Законы субъекта РФ, принятые законодательным ….органом государственной власти субъекта РФ, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ …. обязан обнародовать закон субъекта РФ, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон…."
Так, почему же губернатор не отклонил закон, почему подписал?
Он не знал о существовании федерального закона № 2—ФЗ о льготах семипалатинцам?
Но не знание закона, не освобождает от ответственности…
Кстати, об ответственности….
Из Фед. закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (статья 9):
"Полномочия законодательного….органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:
б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи;
2. Высшее должностное лицо субъекта РФ…. вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного…. органа государственной власти субъекта РФ в случае принятия данным органом …. закона субъекта… противоречащих федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом."
Очень важно, чтобы суд установил, что закон Алтайского края № 87-ЗС от ноября 2016, противоречит нормам федерального закона № 2—ФЗ о льготах семипалатинцам.
Именно по этой причине некоторые жители края не получили льготы за несколько месяцев….
08.06.2017 10:20
08.06.2017 19:59
Дело еще хлеще. АКЗС, как это ни странно, не лишал жителей края семипалатинских льгот. Это вольная противозаконная интерпретация принятого АКЗС закона, реализованная крайсоцзащитой под прикрытием д.ю.н. Карлина и держащего нос по ветру Романенко. После протестов рубцовчан АКЗС приняло толкование, которым "вернули" семипалатинцам ВСЕ льготы.
Судя по информации Садыкова, кому-то в Рубцовске до сих пор не все понятно. Надеюсь, суд восстановит законность. Хотя, полагаю, виновные должны исправить свою недоработку (?) без всякого суда. А то не ровен час кое-кто в предвыборный период может и должности лишиться.
08.06.2017 20:07
1.1. Права и свободы в общественном восприятии
Фондом "Общественное мнение" (далее - ФОМ) по обращению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проведено несколько исследований, позволивших определить общественное восприятие соблюдения и защищенности прав и свобод.
Социологический опрос показал рейтинг прав и свобод человека и гражданина (далее также - права человека, права гражданина), согласно которому приоритетное значение для российских граждан имеют права и свободы в социальной сфере. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2015 году. Социальные права (право на бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, жилище, социальное обеспечение, труд и его справедливую оплату) имеют максимальный индекс значимости - 55 (по шкале значений от 0 до 100). Это свидетельствует о том, что россияне в первую очередь заинтересованы в обеспечении права на достойный уровень и качество жизни. Самый высокий рейтинг этих прав наблюдается у жителей Ханты-Мансийского автономного округа и Хабаровского края, где индекс значимости достигает 70, Воронежской (68), Свердловской (68), Орловской (66) областей, Ставропольского края (65) и Чувашской Республики (65).
На втором месте с индексом 22 находятся право на доступ к правосудию, справедливый суд, равенство перед законом, право на получение квалифицированной юридической помощи. Выше этого среднего значения отмечают важность прав данной группы жители Новгородской (37), Томской (33) областей, Камчатского края (31), Нижегородской области (30) и АЛТАЙСКОГО КРАЯ (30), Ставропольского края (29), Республики Крым, а также Орловской, Воронежской и Свердловской областей, Санкт-Петербурга (с индексами значимости по 28).
09.06.2017 02:34
Вы заблуждаетесь, здесь скорее Романенко подставил губернатора Карлина…
А для того, чтобы лучше разобраться вы… представьте себя на месте губернатора….
Вам приносят изменения в закон края, касающиеся льгот…
Вы читаете, не понимаете, так как текст написан не корректно, просите объяснить тех, кто составлял текст нового закона…. Просите изменить текст так, чтобы было понятно не только соцработникам, но и всем жителям…
Не знаю, читал ли губернатор текст, понял ли он этот текст, спрашивал ли….
Оставим это на совести губернатора.
Но закон № 87-ЗС подписал именно губернатор и текст п.3 статьи 16.1 действует и сегодня со следующей формулировкой, а именно:
"3. Лица, одновременно относящиеся к нескольким льготным категориям, вправе выбрать одну категорию для получения мер социальной поддержки:
- в течение 2017 года - на основании письменного заявления, поданного с января по сентябрь 2017 года;
Из федерального закона № 184 (статья 19)
"2. Законодательный…орган … субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ…. в случае:
- издания им актов, противоречащих федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения…
5. Решение законодательного…органа … субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ должности.
6. Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ."
09.06.2017 02:39
А теперь представьте себя на месте соцработника….
Вы читаете закон № 87-ЗС и….
И вы не находите в законе информации о том, что на льготников - семипалатинцев не распространяется данный закон.
Вы не находите в тексте закона информацию о том, что льготники, получающие федеральные льготы, не попадаю под действие этого закона…
И что вы делаете – в соответствии с п.3 статьи 16.1 87 –ФЗ предлагаете льготникам выбрать одну льготу….
Но тут выходит постановление АКЗС № 40 от 27.02.2017 за подписью Романенко…
Что вы, как соцработник должны делать?
Или вы исполните волю губернатора и подчинитесь закону края за подписью Карлина, или вы подчинитесь постановлению АКЗС за подписью Романенко….
Один вроде бы закон, но…. совершенно разный текст…. прямо противоположный….
Сравните:
Из федерального закона, подписанного губернатором:
"3. Лица, одновременно относящиеся к нескольким льготным категориям, вправе выбрать одну категорию для получения мер социальной поддержки:
- в течение 2017 года - на основании письменного заявления, поданного с января по сентябрь 2017 года;
- на последующие годы - на основании письменного заявления, поданного до 1 октября предшествующего года."
Из постановления, подписанного Романенко:
" а)ветераны труда, ветераны труда Алтайского края…, имеющие статус лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право одновременно получать ежемесячные денежные выплаты, установленные….законом… № 61-ЗС…"
Чей нормативный акт приоритетнее?
Так что вы, как соцработник будете делать?
Чью волю вы исполните - Карлина или Романенко?
09.06.2017 02:44
Вот я сижу, изучаю все нормативные документы и….
И не понимаю АКЗС…
Да, приняли закон, который противоречит федеральному законодательству…
Да, совершили ошибку, но ведь ее можно исправить, внести изменения в закон и всё, ошибка исправлена, всем хорошо…
А что вышло на деле….
Закон № 87-ЗС на сегодняшний день действует в той редакции, которую подписал губернатор Карлин….
Романенко, чтобы снять с себя ответственность утверждает постановление АКЗС № 40.
Текст этого постановления на 180 градусов отличается от текста закона ….
Вроде бы он думал, что это "красное", а написал в законе "черное", вот в постановлении и дает нам всем разъяснение… что "черное" – это нужно читать как "красное"….
Интересно, почему Романенко просто не внес изменения в закон….
Что за эти кроется?
Кому выгодно такие сложности…
Или таким образом Романенко снял ответственность с себя и переложил на губернатора….
Ведь именно редакция закона, утвержденная губернатором, противоречит федеральному законодательству и ведет к нехорошим последствиям для губернатора…
Но все будет зависеть от решения суда, вернее от честности судьи….
09.06.2017 09:30
С учетом ваших пожеланий поставил себя на место губернатора и сразу же вспомнил, что именно губернатор внес проект закона (№87-ЗС) на рассмотрение АКЗС (не верите - посмотрите по повестке дня сессии).
С учетом ваших пожеланий поставил себя на место соцработника руководящего, естественно, и сразу же вспомнил, что краевая соцзащита имела прямое отношение к разработке проекта закона (№87-ЗС). После этого прочитал ч.1 ст.6 закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" в редакции закона №87-ЗС "1. Гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка (далее - льготные категории), меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством." И мне стало совершенно ясно, что на граждан, которым социальная поддержка предусмотрена федеральным законом о семипалатинцах, указанное ограничение не распространяется. Если вам, в отличие от соцработника, это не понятно, то ничем не могу помочь - оставайтесь при своем мнении.
09.06.2017 15:42
Я не соцработник и даже не госслужащий, простой пенсионер, у которого просто имеется желание разобраться с данной проблемой.
Я, конечно, могу ошибаться… но…
Если вам не трудно, не смогли бы вы мне ответить, о какой категории льготников сказано в статье 16.1 закона края № 87-ЗС:
"1. Установить, что за лицами, которые по состоянию на 31 декабря 2016 года учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки… и получали меры социальной поддержки, установленные законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года № 61-ЗС ≪О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов≫, сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года № 61-ЗС ≪О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов≫ без учета изменений, внесенных настоящим Законом.
2. Установить, что лицам, одновременно относящимся к нескольким льготным категориям и по состоянию на 31 декабря 2016 года получавшим меры социальной поддержки, с 1 января 2017 года меры социальной поддержки предоставляются по одному льготному основанию:
- в зависимости от льготной категории, по которой лица на 31 декабря2016 года являлись получателями ежемесячной денежной выплаты, установленной законами Алтайского края от 3 декабря 2004 года № 59-ЗС ≪О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий≫, от 3 декабря 2004 года № 61-ЗС ≪О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов≫…
Отдельное спасибо за совет прочитать повестку сессии….
09.06.2017 21:07
Хочу вас огорчить, дело в том, что ч.1 ст.6 закона № 61-ЗС в той редакции, которую вы привели, была утверждена еще…. Евдокимовым….
И действует эта редакция с 2005 года без изменений, и пресловутый закон № 87-ЗС не вносил изменения в эту статью.
В постановлении Алтайского краевого Совета народных депутатов от 09.03.2005 № 110 имеется толкование части 1 статьи 6 закона № 61.
Из этого постановления:
"Согласно требованиям части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, ветераны труда и труженики тыла, имеющие также статус лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны одновременно получать ежемесячные денежные выплаты, установленные статьей 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ и статьей 4 Закона Алтайского края.
Председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов А.Г. Назарчук"
А теперь вопросик, почему, на каком основании соцработники заставили льготников писать заявление об отказе от федеральных льгот?
Мой ответ – на основании статьи 16.1 закона края № 87-ЗС.
А вы как думаете?
P.S. Предлагаю сравнить грамотный и профессиональный текст толкования части 1 статьи 6 закона № 61, подписанную Назарчуком, с набором слов и непонятным текстом Романенко…
Не правда, ли умели при главе администрации Алтайского края М. С. Евдокимове грамотно составлять законы края….
10.06.2017 15:05
10.06.2017 19:35
11.06.2017 13:13
Отвечаю на заданные вами вопросы.
Подпунктом "б" п.5 ст.4 закона от 30.11.2016 №87-ЗС внесены изменения в ч.1 ст.6 закона от 03.12.2004 №61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Изначально и до внесения изменений по закону №87-ЗС действовала следующая редакция ч.1 ст.6 закона №61-ЗС: "1. При наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством."
В своей ошибке вы сможете легко удостовериться прочитав подпункт "б" п.5 ст.4 закона №87-ЗС и сравнив ч.1 ст.6 закона №61-ЗС до и после внесённого изменения.
11.06.2017 13:36
Отвечаю на заданные вами вопросы.
В законе №87-ЗС ст.16.1 отсутствует. В ч.1 ст.16 закона №87-ЗС установлено, что на лиц, которые по состоянию на 31.12.2016 получали меры социальной поддержки, установленные законом №61-ЗС, изменения, внесенные законом №87-ЗС, не касаются. То есть за ветеранами труда Алтайского края, которым это звание было присвоено до 01.01.2017 сохраняется право на получение мер социальной поддержки, которые по закону №61-ЗС действовали до 01.01.2017. Для ветеранов труда Алтайского края, которым это звание будет присвоено с 01.01.2017 объем мер социальной поддержки законом №87-ЗС уменьшен.
11.06.2017 13:58
Отвечаю на заданные вами вопросы.
В ч.2 ст.16 закона №87-ЗС говорится, в частности, о ветеранах труда Алтайского края, которые одновременно относятся к иным категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка. Указанные нормы должны применяться исключительно в соответствии с ч.1 ст.6 закона №61-ЗС, которая на семипалатинцев не распространяется.
"Соцработники заставили льготников писать заявление об отказе от федеральных льгот" на основании вольной противозаконной интерпретации ч.1 ст.6 закона №61-ЗС и ч.2 ст.16 закона №87-ЗС.
11.06.2017 14:32
Постановление АКЗС от 27.02.2017 №40 я сравнил с постановлением АКСНД от 09.03.2005 №110. Лично мне оба эти официальные толкования понятны.
Оба толкования появились потому, что как при Евдокимове, так и при Карлине "составили законы края" таким образом, что незаконно начали страдать семипалатинцы. Но принципиальное отличие здесь, в самом деле, имеется. При Коршунове, Сурикове, Евдокимове и раннем Карлине АКЗС/АКСНД был относительно самостоятельным органом государственной власти края, который имел возможность реально влиять на "составление законов" и их оперативную корректировку по обращениям избирателей. Ну, а затем Карлин, по сути, подчинил себе АКЗС, где начали штамповать то, что ему угодно.
Кстати, если мне не изменяет память, автором толкования 2005 года был депутат АКСНД от Рубцовска.
12.06.2017 23:45
Во-первых, я хочу сказать спасибо за диалог, спасибо, что помогли разобраться.
Во-вторых, я полностью соглашаюсь с вашей фразой " Карлин, по сути, подчинил себе АКЗС, где начали штамповать то, что ему угодно. "
Действительно, текст закона 87-ЗС предложил Карлин (из повестки сессии).
Изучали депутаты изменения в закон 61-ФЗ или просто поверили губернатору…
А если изучили, могли ли депутаты предложить губернатору изменить текст…
Да, теперь я с вами соглашусь, вина действительно соцработников, они просто не правильно прочитали часть 1 статьи 6 закона № 61, впрочем, как и я (хорошо, что я не соцработник).
Еще раз спасибо.
14.06.2017 08:16
А каким боком, простите, Садыков относится к "Местному времени"?