В истории строительства Государственного художественного музея Алтайского края, которое велось силами переживающей кризис компанией «СтройГАЗ», поставлена жирная запятая — краевые власти расторгли контракт с подрядчиком и вынуждены заново объявлять тендер. Однако не был ли кризис «СтройГАЗа» очевиден еще год назад и почему власти до последнего «терпели» срывы сроков, а решение приняли буквально за недели до ожидаемого банкротства компании? Не ждет ли регион новый скандал, который затмит историю ремонта Молодежного театра, расположенного буквально напротив? Свое мнение на этот счет ИА «Банкфакс» озвучил известный галерист, куратор культурных проектов в Алтайском крае Вадим Климов.
- Я уже давно знаю ситуацию с художественным музеем и слежу за ней. Еще весной мы с журналистом «Российской газеты» Сергеем Зюзиным написали письмо в администрацию Алтайского края, с помощью которого хотели выяснить, что происходит в музее, в каком состоянии находится его строительство и реставрация. Но тогда нам просто не ответили.
Мы пошли другим путем и перенаправили письмо через саму «Российскую газету» как запрос. Пришел расплывчатый, формальный ответ, абсолютно в духе чиновников. Из него следовало что-то вроде: «Вам заняться нечем». Это, кстати, цитата — правда, из личного сообщения мне от начальника Управления Алтайского края по культуре и архивному делу Елены Безруковой. Так вот, строители якобы работают, но никакой конкретики в ответе не приводилось. Пришлось выяснять по своим каналам.
Надо понимать, что ситуация со «СтройГАЗом» — затянувшаяся проблема, она длится уже очень давно. Краевые власти ее просто не хотели решать. Или не могли. Сказать точно нельзя, потому что мы конкретного ответа так и не получили. Мы не знаем, сколько перечисляли денег, сколько в итоге получили строители, кто выделял эти средства — край или федерация. Мы знаем лишь приблизительную, общую цифру, без разбивки по статьям.
Такое ощущение, что ситуация развивается по той же схеме, по какой в свое время шла реставрация Молодежного театра. Что-то сделают, а в итоге не будет понятно, кто какие деньги потратил и кому отвечать.
Сейчас власти спешно переделывают документы, чтобы объявить новый тендер и достроить наконец музей — условия первоначального аукциона были составлены таким образом, чтобы в нем никто, кроме «СтройГАЗа» участвовать не мог. Но есть ли сейчас инструмент, позволяющий администрации контролировать ситуацию на стройке? Да, в итоге в рамках тендера власти получают примерное представление о текущем состоянии компании-победителя. А где гарантия, что через месяц она тоже не подаст заявление о банкротстве? К тому же мы не знаем куратора этой стройки. Если это управление по культуре — это одно. Если Главстрой — другое. На эти вопросы — кто контролирует строительство, чьи деньги потрачены и когда будет объявлен следующий тендер — ответов нет. Мне кажется, сейчас все затягивается специально, чтобы решить ситуацию со «СтройГАЗом». Деньги освоены, но кому писать запросы?
К тому же построить коробку из кирпича — дело недолгое. По тому проекту, что я видел, внутренняя отделка выходит намного сложнее и дороже. И надо учитывать, что украсть кирпич и цемент достаточно сложно. Проще «навариться» на отделочных материалах.
Еще один большой вопрос — само здание. В нашем художественном музее представлена одна из выдающихся коллекций. Около 15 тысяч единиц хранения: современные, алтайские художники, шедевры мирового уровня — Суриков, Верещагин, Айвазовский... Всему этому великолепию необходимы современные формы подачи и экспозиции. Потому что музей сейчас (да и всегда) находится в плачевном состоянии. Все почему-то привыкли думать, что музей — не очень интересная штука. Но современные методы позволяют сделать музей современным культурным местом.
Еще несколько месяцев назад я утверждал в своем блоге, что вместо фактически реставрации школы, не подготовленной для музея, надо было строить здание, способное стать доминантой не только площади Октября, но и всего Барнаула. А сейчас просто школу строят. Я считаю, что за те деньги, которые запланированы на реконструкцию музея, можно было возвести современное многофункциональное специально сконструированное для музея здание оригинальной архитектуры. Такое строение в центре города могло стать ярким явлением. Таким, чтобы любой житель города и приезжий восторженно говорил: «Это у нас художественный музей, пошли зайдем». Чтобы на купюре в 200 рублей напечатали изображение этого музея.
Посмотрите на окна здания. Их очень много, а сколько там на стенах площади под сами картины остается? Вся южная сторона в окнах, никакая система контроля климата с этим не справится. К тому же из этих окон везде бьет паразитный свет, который будет бликовать хоть на глянцевой, хоть на матовой поверхности. Единственный выход — завесить окна черной тканью. Так нужны ли они были?
Решившись на реставрацию, восстановление стоявшей на этом месте школы, которая по сути не является суперпамятником архитектуры, администрация совершила ошибку. Можно было оставить нетронутым внешний вид фасада, но построить современный музей с прицелом на 100 лет вперед. Ведь количество единиц хранения растет и мы понимаем, что через 50 лет этого здания уже не будет хватать.
Недавно мы с архитекторами и художниками, не из Алтайского края, говорили о музее современного искусства в Барнауле, который можно было вписать в площадь Октября. Прямо там, в сквере. Но на месте бывших бараков на Новом рынке вскоре возникнут высотные дома... За площадью Октября появится высотка «Селфа»... Линия горизонта изменится кардинально. Почему же нам не сделать архитектурную и культурную доминанту, которая давала бы возможность думать о будущем?
Вот на днях в Барнауле обсуждали Генплан. Развитие старой части города в нем, конечно, рассматривается, но почему всегда говорят о том, чтобы сохранить ту часть города, где еще есть частный сектор. А как же здания 1950-1970-х годов постройки? Их уже можно воспринимать как часть исторического Барнаула советского периода.
Люди мыслят категориями транспортных развязок, доступности магазинов и т. п. Мыслить надо в других направлениях. Не на 15 лет вперед смотреть, а на 50 лет. Потому что сейчас мы расхлебываем как раз те проблемы, которые были заложены в 1950-е годы.
Фото: страница Вадима Климова в Facebook
15.12.2016 16:36
15.12.2016 18:55
Климов прав! Уже изначально этот проект вызывал шквал критики, но критику просто не хотели слушать и этот проект, а в уже в ходе строительства стало ясно ясно, что строят очередной новодел, который к к практическому использования как музей непригоден совершенно.
15.12.2016 19:09
15.12.2016 19:39
15.12.2016 19:54
15.12.2016 20:06
То есть министр это последняя инстанция в экспертном сообществе. А ты знаешь в каких музеях был Климов? Госэкспертиза рассматривает строение с точки зрения нормативов строительства, а не его пригодности для музея. Я тебе скажу, что в первоначальном проекте лифт не ходил в подвал, где планировался запасник. А лестница была такой , что работа два на два не проходила. Зрительские потоки пересекались между кассой и гардеробом. Климов о себе не напоминал. Он уехал. Тут недавно его говном закидывали. Это Банкфакс к нему обратился за комментарием.
15.12.2016 20:40
15.12.2016 20:47
15.12.2016 21:04
Толпы в музее не нужны. Главная задача сохранение культурного наследия, а не организация толп экскурсантов. Посещаемость исходит от возможностей музея, от проходимости, что бы посетители не вредили произведениям искусства. До ремонта музе в год посещало могу ошибаться но примерно 70 - 80 тысяч. Точно знаю, что "Общее количество посетителей всех музеев края составило 805,3 тыс. человек, что на 8% больше предыдущего периода". цитата из доклада Е. Безруковой.
16.12.2016 09:47
16.12.2016 10:10
16.12.2016 10:22
------------------------------------------------
На редкость глупый комментарий, даже для Человека! Если никто не объясняет ситуацию с стройкой (которая должна была уже закончиться, вообще-то, как, к слову и с театром кукол - он тоже уже должен стоять как новенький!) и финансами, а ситуация один в один как с МТА (тоже Стройгаз делал), где уголовные дела уже давно спущены на тормозах, как я понимаю, у вас какие версии еще могут возникнуть, кроме как уже озвученной?
16.12.2016 15:17
Что тут не понятного по архитектуре? Приспособить здание школы под музей, где тут архитектура. Сделал проект Тоскин , а потом Деринга подключили косяки поправить. Ты Чел проект видел? Про фонды Клим и спрашивает, на какие бабки коробку поставили на федеральные или краевые. И главное по функционалу. Какое управление отвечает за стройку? А то на последнем совещании было не понятно Безрукова или Чиняков. Какая не состоятельность у Климова? ты дебил? он известный арт критик, у него есть галерея, он живет в Петербурге. Ты кто такой?
16.12.2016 15:28
16.12.2016 15:49
++++++++++++++++++++++++++++
Искусствоведы, галеристы и кураторы краевого искусства повышают уровень культуры масс )))
16.12.2016 16:09
16.12.2016 16:39
16.12.2016 16:39
16.12.2016 17:17
16.12.2016 18:26
По существу: что-то не припоминаю митингов протеста или иных публичных акций несогласия и выражения гражданской позиции с его участием или под его идейным руководством, против неправильного проекта музея, способов и сроков его строительства ранее. Тогда, когда это было только в проектах на бумаге. Сейчас метать гневные стрелы от бесчисленного числа узких простенков в здании, его "неправильной" архитектуры, места и этажности несколько поздновато, как и пить боржом. Поднагадить же в копилку властей и покровителей этой стройки, увязших в межличностных, статусных терках и взаиморасчетах, большого ума, в общем то, не надо. Прямо не культурный критик, а цельный оппозиционер и ярый борец за справедливость зрел в этом тщедушном индивиде эпатажно-вызывающей наружности! И таки вырвался наружу, освободившись от незримых пут алтайской замшелой действительности... А если оный индивид сплотится с иными не менее мощными деятелями культуры, бескорыстными борцами за свободу слова и денежные знаки разного номинала, такими как Гундарин, к примеру, то это ж страшная сила получится. Безудержная мощь искусства прям. То ли еще будет, как говорится)
16.12.2016 19:35
Из этой вполне позитивной информации о реконструкции мне более всего нравится, наконец то озвученная идея реконструкции Государственного Художественного музея АК, только я не понял, а школа так и останется. Не убрав Российско Американскую школу проблемы расширения выставочных площадей не решить. Куда денут пьяненьких торговок цветами не важно, павильоны с остановки уберут это же хорошо. Может позовут правильных архитекторов и восстановят ансамблевый облик пл. Октября. Нравится мне, что эта информация появилась в праздничный день музеев. С праздником всех сотрудников всех музеев нашего городе.
16.12.2016 20:19
16.12.2016 20:25
16.12.2016 20:34
16.12.2016 22:30
Не стану искать ссылки, но поверьте еще когда в этом здание ГМАК соседствовал с РАПШ было несколько статей о катастрофическом положении музей. Как только стало известно, что будет полная реконструкция на совещаниях разного уровня были высказаны все конкретные предложения.
"Поднагадить же в копилку властей и покровителей этой стройки, увязших в межличностных, статусных терках и взаиморасчетах, большого ума, в общем то, не надо". Банкфакс взял комментарий после того как в СМИ появилась информация о совещании у губернатора 9 декабря. То есть был повод. На митинги и демонстрации не мой метод. Я журналист. Уехал в Петербург временно, готовлю "культурную революцию". Гадить я не желаю. Хочу понимать почему у администрации не получается закончить стройку. И кто отвечает за этот проект. Хочу что бы в городе был хороший музей.
17.12.2016 09:36
17.12.2016 17:50
Если не лень пошарь в гугле как климов говорил про реконструкцию МТА, что говорил про Концепцию Барнаул культурная столица. Поэтому поводу ему гебер и звонил. И даже как то приглашал на новогоднее собрание по поводу года культуры. Если бы Климов хотел приспосабливаться он бы давно писал оды Карлину. Да он его хвалил за то что появились планы реконструкции Филармонии, Драмы, МТА, ГХМКА, а еще было обещали Краеведческого музея, театра кукол, оперетты (только кресла поменяли), музыкальное училище. А от куда ветер надул про отставку Карлина?
17.12.2016 21:20
18.12.2016 15:48
18.12.2016 22:05
человек-строят для удоволтв рен .Вот
19.12.2016 13:23
19.12.2016 14:54
19.12.2016 18:08
19.12.2016 19:44
19.12.2016 20:44
19.12.2016 23:06
20.12.2016 00:05
чуешь на себе этова вадика или он , уже внутри тебя , елозит? ,
каналы- аналы свои чистит ?"
20.12.2016 10:05
20.12.2016 14:58
20.12.2016 15:59
В ссводке Питерской прославишься посмертно -
из Мойки извлечена жопоголовая рептилия , поперхнувшаяся тремя стами кондомов со вкусом маракуйи.
Ныряй , уже !
20.12.2016 16:33
20.12.2016 16:33
Про коментарии: Я не считаю себя великим искусствоведом, но я лично знаком со многими нашими художниками и некоторые работы у меня имеются в коллекции, и я лично думаю, такие как Октябрь (и его семья), Кукса, Брытков, Емельянов и пр. из нынешних и Борунов, Дорхов ... - это ВЕЛИКИЕ и УВАЖАЕМЫЕ люди нашего города. А для таких ЧМО как РЕПИН - если ты не можешь отличить "сангину" от "сепии" - пасись шестерка полосатая.
20.12.2016 16:44
20.12.2016 19:24
ВАДЬКА , правду распространяй по-прежнему !
20.12.2016 21:04
XX век в ГХМАКе начинается и заканчивается соцреализмом, а XXI-й представлен салонщиной, такой же как у недоколлекционера тт.
20.12.2016 23:41
красота линий металлических выставлена обнажённо у кинотеатра Мир !
А ты - самозванец гнойный и чирьевой и болтолог и на бильжо оченно похож.
21.12.2016 11:31
коллекционер , мляху в муху .
21.12.2016 15:26
21.12.2016 16:39
Ему бы в синаторы , заместо Белоусова и все господряды краевые осваивать и добра наживать,
а всё оставшееся у него в избытке и хлещет через край в край.
21.12.2016 18:58
22.12.2016 09:01
Нет не дебил. Лавров обоснуй.
Вадим, Вы лучше Лаврову справку предъявите. В качестве обоснования.
22.12.2016 10:26
22.12.2016 10:37
22.12.2016 11:06
22.12.2016 16:34
22.12.2016 19:53
Вы, Репин, лично себя себя позиционируете как Алтайского художника?
08.01.2017 18:49
10.01.2017 13:40