20 мая на площадке Госсобрания Республики Алтай прошел круглый стол «Республика Алтай — регион религиозной толерантности», посвященный аспектам терпимости в многонациональном регионе. На мероприятии выступили представители нескольких религиозных конфессий, которые - каждый со своей точки зрения - говорили о мирном сосуществовании. Особенно резонансными стали выступления секретаря епархиального управления Горно-Алтайской Епархии Русской Православной Церкви Георгия Балакина и руководителя местной религиозной организации буддистов Степана Урчимаева.
Спикеры разошлись в понимании принципов сосуществования народов, религий разных этических систем и представили свои точки зрения на этот вопрос. Если одни считают, что полная толерантность — это смерть, то другие призывают не растрачивать жизнь на проблемы, которые создаешь себе сам. Ключевые моменты выступлений опубликованы на сайте Госсобрания Республики Алтай.
Георгий Балакин, секретарь епархиального управления Горно-Алтайской Епархии Русской Православной Церкви:
— Готовясь к участию в круглом столе, первым делом прочитал проект рекомендаций. И все они мне понравились, кроме включенного в название круглого стола слова — «толерантность». Впервые данный термин ввел в употребление английский иммунолог, лауреат Нобелевской премии Питер Брайен Медавар в 1952 году. Понятие обозначало степень восприимчивости человеческого организма к пересаженным органам, принятие чужеродных трансплантатов. Чуть позднее толерантность, как не сопротивляемость организма, распространили не только на трансплантаты, но и на все чужеродное. Например, у здорового человека организм не толерантен к алкоголю, как к яду, а у алкоголика — толерантен. Таким образом, толерантность изначально — термин медицинский, и он показывает неспособность организма сопротивляться проникновению инородных тел. Полная толерантность — это смерть.
Нам внушается, что в социологическом аспекте толерантность означает несколько иное. Например, терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, но если мы посмотрим, что на самом деле привносится в нашу жизнь под знаменем толерантности, то заметим, что, по сути, значение данного термина, что в медицине, что в социологии, не меняется.
Плоды толерантности являет нам современная Европа. Пример первый. Отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Основной темой летней сессии 24 Парламентской Ассамблеи Совета Европы, проходящей с 24 по 28 июня 2013 года, стал вопрос: «Борьба против дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности».
Ассамблея настоятельно предлагает публичным деятелям, парламентариям, политикам и иным лицам, находящимся у власти установить взаимоотношения в виде диалога и на основе доверия с ЛГБТ-сообществом, в частности, принимая личное участие в гей-парадах и подобных мероприятиях; не осуждать ЛГБТ публично и не вести гомофобных дискуссий.
Ассамблея особо отметила страны, не соответствующие этим требованиям, и призывала, в том числе Россию: не принимать новые законы и отменить принятые законы о запрете пропаганды гомосексуализма. То есть нормальному, традиционному большинству жестко предписываются новые правила и нормы морали, при этом их правом на собственные взгляды и убеждения ревнителей нового порядка не интересуют.
Всегда в Европе широко праздновалось Рождество Христово, как праздник большинства населения. На площадях устанавливались рождественские елки и вертепы. Сейчас все рождественские атрибуты рекомендуют заменить на нейтральные декорации абстрактного зимнего праздника. Например, с 2013 года, в Кройцбурге, в одном из наиболее густонаселенных мусульманами районов Берлина, власти запретили публичное празднование Рождества Христова. Отныне христиане Кройцбурга смогут праздновать Рождество только у себя дома, дабы не потревожить религиозные чувства остальных жителей района. В результате традиционное большинство осталось без своих религиозных традиций.
Так что «толерантность» и, например, терпимость к недостатком ближнего, снисхождение к его слабостям, — это не одно и то же. Хотя бы потому, что в толерантном мировоззрении нет места таким понятиям, как «грех» и «зло». Это во-первых. А во-вторых, нетрудно заметить, что та самая толерантность, которую нам навязывают — агрессивна и деструктивна.
По сути своей та толерантность, по которой живет современная Европа, и которая навязывается в России — не терпимость, а диктат. Причем диктат меньшинства над большинством, порока над добродетелью. Поэтому остается только сказать, что не приведи Господи нам оказаться в обществе такой толерантности.
Что мы можем предложить взамен толерантности? Как быть? По рекомендациям я вижу, что все прекрасно понимают, что нужно делать и как быть. Государство и право должны соблюдать принцип «равноправия». Церковь это тоже поддерживает. Все религиозные организации должны быть равны перед законом и перед государством. В области общественных взаимоотношений необходимо более глубинное изучение культуры, в том числе и религиозной культуры. В сфере образования это тоже понимают.
Что касается сферы личностных взаимоотношений, то здесь для христианина наиболее важным должно быть чувство ответственности за все происходящее перед Господом Богом. Здесь не важно, какое место в обществе или в государстве занимает человек, если он христианин. Он должен знать, что в первую очередь он должен соблюдать закон Божий: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Те принципы, по которым строилась Россия, имеющая тысячелетнюю православно-христианскую культуру, – это принцип любви, которая учитывает разнообразие, диалог, поликультурность. Этот принцип как раз помог России стать великой державой. Если мы хотим в будущем видеть Россию великой державой, дай Бог, строить наши взаимоотношения не на принципах толерантности, а на принципах любви и взаимоуважения.
Степан Урчимаев, руководитель местной религиозной организации буддистов:
— Организация «Ак-Буркан» является членом традиционной буддийской Сангхи России, школы классического буддизма тибетской традиции Гелугпа и возглавляет ее Хамбо лама Дамба Аюшеев, руководитель буддистов России, член Совета Президента Владимира Путина. Всего же в тибетской традиции существуют четыре школы: Гелуг-па, Кагью-па, Ньиньгма-па, Сакья-па. Община названа «Ак-Буркан» в честь божества Алтая Ак-Буркан. В Республике Алтай организация зарегистрирована в 1991 году, в этом году отмечается ее 25-летие.
Назвать точное количество прихожан я затрудняюсь, но на Куралах и праздниках люди не помещаются в Храме. Среди прихожан люди разных национальностей: алтайцы, буряты, тувинцы, калмыки, хакасы, русские, казахи, немцы и многие другие. Нас можно назвать интернациональной общиной.
Буддизм можно назвать учением об уме, это учение о причинено-следственном законе развития мироздания, учение о достижении нравственности, мудрости и гармонии с окружающим миром, это путь нравственного совершенствования человека. Ведь для буддистов главное — не навредить никому и ничему.
Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в нашей общине получают не только психологическую поддержку, но и участвуют в медитационной практике (ретриты или духовное очищение), получают медицинскую помощь, которую оказывают обученные у сильных мастеров дипломированные эмчи-ламы. Основное средство работы — это чтение сутр. Сутры — это учение Будды, это доброта и сострадание не только к людям, но и божествам, духам местности, к живым существам всех миров. Сутры – это алкыш, благопожелания. Сутры читаются пока на тибетском языке. Думаю, что найдется человек, который сможет их перевести. Есть отдельные переводы, которые идентичны алкыш. Многие говорят, что придет время и на Алтае откроются сутры. Открытие сутр в буддизме понимается как «раскрытие в себя природы будды», то есть природы нравственности, понимание закона причины и следствия, становление мудрым (ойгорлык).
Нужно беречь жизнь, жить, не растрачивая ее на не нужные вещи, на проблемы, которые создаешь себе сам. Если человек проживет бессмысленно, в особенности в гневе и неведении, то после смерти, да и в следующей жизни, не обретет покоя, особенно если сам себя убил. Проблема, которую ты не сумел пережить, покажется великим блаженством, в сравнении с тем, что с тобой начнется. Поэтому нужно беречь каждую минуту своей жизни, больше думать о духовности. Все в наших руках. Мы буддисты за понимание, терпимость и добрососедство.
Фото: сайт Госсобрания Республики Алтай
24.05.2016 18:50
— Я сам склонен к обману и шантажу, — говорил он, — сейчас, например, я занимаюсь выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа, ни глупыми заклинаниями на латинском или церковнославянском языке. И вообще я предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков". И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок".
25.05.2016 08:28
-----------------------------------------------------
Я бы поспорила, а на фоне семейного очага и того больше. Не в этом дело.
почему религия сильнее "лубочных" демократий!? Но сильнее всех конечно учение Маркса и Энгельса. Ух...
25.05.2016 12:34
26.05.2016 10:21
26.05.2016 22:29
Дело в гармонии, а не только в духовности.
Интересная тема. Расстановка приоритетов.
26.05.2016 23:04
----------------------------------------------------------------------------
Точкой отсчета был 2002 год, это смерть Михаила Круга, и сентябрь 2004 - тоже печальные события......Дальше начался обычный гламур и затирание пятен истории. И ничегошеньки у них ДУХОВНОГО в смысле GREAT не получилось. И не получится.
Только назад в Советский Союз.
28.05.2016 14:41
03.06.2016 08:29
07.06.2016 12:28
В Шишкино нет церкви, школа двухэтажная кирпичная. Церковь построил в с. Язово местный предприниматель, наверное грехов много накопил. Школу там закрыли. Колхозу "Путь к коммунизму", который существовал в этих селах когда-то, давно кердык. Работы там нет.
28.11.2016 00:03