Случай ужасающей детской жестокости, который произошел в Барнауле 28 февраля, когда подростки играли в футбол щенком, побудил алтайских экспертов из разных сфер собраться за «круглым столом», организованным «Сибирской медиагруппой». Известные персоны пытались выяснить, что все-таки порождает агрессию у несовершеннолетних - неправильное воспитание, уход в виртуальный мир, незанятость или сама жизнь в пору кризиса и равнодушия. Нетривиальным оказался и вопрос о том, как следует поступать с малолетними истязателями не только законодательно, но и, что называется, по совести.
Любовь Пивоварова, семейный психолог:
- Что такое жестокость? Это агрессия, направленная вовне, когда человек не способен чувствовать чужую боль, когда у него плохо на душе или его отвергает общество. В наше время появилась еще одна причина, еще один источник воспитания жестокости - это компьютерные игры, Интернет, совершенно бесконтрольные, которые приводят к тому, что ребенок полностью уходит из реальности в виртуальный мир. Для него примером жизни и собственной философии становится показатель силы, то есть победить любым путем. При этом у взрослого человека уже сформированы морально-нравственные, этические представления, и даже если он играет в «танчики», пусть это вредит его психике, но не возбуждает в нем агрессии. Детям же, которые еще не имеют понятия, что такое ценности, что такое чужая боль, - сложнее.
Как правило такие дети происходят из неблагополучных семей, где близкие люди не подают пример, как вести себя в обществе, как общаться и как в дальнейшем избегать ситуаций с жестоким обращением. Причиной тому - генетика, как говорится, «какое семя, такое и племя», и плюс еще окружение, воспитание. Однако никто и не утверждает, что из неблагополучных семей выходят только преступники, но чаще всего это так, они растут без любви, без внимания. В любой семье главным должен быть отец, любой ребенок лепит его поведение. Что папа вложит в него, зависит только от того, что потом хочет получить. Оттого у нас и столько бед, потому что мать зачастую вынуждена сама воспитывать ребенка.
Если взять эту толпу, которая запинывала щенка, окажется, что настоящая агрессия была у пары человек, кто-то один их завел, а остальные просто хотели подражать толпе, но настоящей агрессии не испытывали. Возможно, им было даже жалко животное. Ведь на самом деле борьба добра со злом была вечной, и возможно, если бы мы пришли к священнику еще несколько десятилетий назад, он бы нас воспитал, научил, поставил на путь истинный, возможно, мы просто неверно раньше истолковывали проявления жестокости или замалчивали, и поэтому теперь кажется, что они происходят чаще.
Дмитрий Негреев, редактор информационно-аналитического сайта «ПолитСибРу»:
- Мы всегда рассуждаем слишком узко, откуда идет жестокость: благополучная или неблагополучная семья, компьютерные игры, еще что-то. Давайте возьмем семью Ленина-Ульянова, вполне была благополучная семья: папа - высокопоставленный чиновник, мама, много детей. В итоге что мы видим - брат - покушение на царя, сам Владимир Ильич пошел другим путем, но тоже много крови пролил, давая свои указы, приказы, распоряжения. Жестокие люди были? Безусловно, жестокие, но семья-то благополучная, и компьютерных игр не было. Или еще: сейчас критикуют мультфильм «Ну, погоди», за что - не знаю, но критикуют. Но ведь все из нас его смотрели, миллионы людей. Вот кто-то из них стал убийцей или садистом, что еще хуже, а остальные выросли нормальными адекватными людьми, пусть даже иногда у них проявляется какая-то агрессия. Так может быть причина вообще не в этом? Вот воспитывали двоих людей одинаково хорошо, любили, объясняли, хорошие книжки читали, а выросли разными. Сейчас появляется много разных исследований по происхождению человечества, и оказывается, что какие-то разные ветви были, так, может, мы от разных обезьян произошли, может, все вообще гораздо глубже. Мы знаем очень жестокие национальности, не будем их называть, а знаем и менее жестокие Может, все это несколько тысячелетий назад заложено было.
Что касается детской жестокости, могу добавить, что не стоит слишком нагружать своего ребенка. Над ним всегда руководитель, учитель, родитель, его постоянно кто-то наставляет, учит, и он все время находится в таком подчиненном состоянии. У него действительно не остается времени, когда он спешит из одного кружка в другой. Есть семьи, которые загружают детей так, что у них все время до сна чем-то занято, ему даже самому с собой времени побыть не остается ни минуты. А еще важный вопрос в том, что нет определенной нормы в воспитании и наказании детей. Нормы есть по закону, а в общественном сознании их нет. Для одних бить ремнем своего ребенка - это норма, а другие твердят, как это жестоко.
Владислав Вакаев, доцент кафедры философии и культурологи АлтГПУ, кандидат философских наук:
- Немецкий философ Кант сказал, что «человек глуп и ленив от природы», а я бы еще добавил, что жесток. Жестокость и агрессия есть неотъемлемая часть биологической стороны человека, и мы формировались уже как существа агрессивные, как существа, которые боролись за существование в конкуренции, в первую очередь с собратьями, где чужак воспринимался как объект агрессии. Обратите внимание на свою руку и попробуйте сжать ее в кулак. Заметили, что кончики пальцев плотно прижимаются к ладони? У нас получился идеальный инструмент для удара, ни у одного примата такого больше нет. Мы постоянно формировались в агрессии, и что же нас делает человеком? Человеком нас делает культура, которая наше биологическое начало уводит в тень и заставляет его подчиниться социальному. Поэтому жестокость - это следствие срыва тонкого покрывала культуры. В идеале человечество пытается сформировать такой культурный облик, который будет жестокость уводить и ограничивать в различных ее формах. Делать это нужно через агентов социализации - семью, школу, СМИ, социальную среду.
Мы часто говорим, «как же так, вот ребенок из благополучной семьи, а склонен к жестокости». Все потому, что за фасадом внешне благополучной семьи часто скрываются самые опасные сюжеты, иногда из-за невнимания к детям, когда в огромном коттедже для него нет своей комнаты просто потому, что о нем забыли. И вот, когда культурный покров у ребенка не образовался - здравствуй, зверь! Но я не думаю, что дети стали более жестокими в наше время, история человечества - это все-таки история гуманизации отношений и взаимодействий. То, что сейчас ситуация с щенком вызвала столько возмущения, как раз говорит, что общество стало более гуманным и пытается изменить оставшуюся часть в лучшую сторону. Хотя сейчас активно набирает обороты индустрия, для которой важно «расчеловечить» мир, сорвать с него культурный облик и вернуть биологическое начало. Следствием этому становится как минимум равнодушие и потом уже жестокость.
Еще 100 лет назад о проблеме жестокости к животным даже не говорили, сказали бы: «А какая тут проблема»? А сегодня мы серьезно разбираем то, что щенков пинали подростки, значит, общество меняется. Я бы предложил наказать этих детей следующим образом: отправил бы их отрабатывать определенный срок, ухаживая за бездомными животными в приюте, чтобы они осознали свой поступок, испытали чувство жалости, сострадания.
Михаил Гундарин, тележурналист:
- Многие сейчас говорят, что детская жестокость идет от компьютерных игр. Я сам играю в компьютерные игры, например, в Angry birds. Есть разные мнения по поводу игр, но знаете, бывает, в разгар рабочего дня поиграешь, отвлечешься маленько, и легче как-то стало. Ведь человек, который фрустрирован, особенно подростки, в сексуальном смысле, в смысле домашнего насилия, когда поиграет, поубивает «монстров», построит какие-то города, он, что называется, разряжается, и это насилие из мира реального уходит в мир виртуальный.
Другой вопрос, что в последнее время что-то все-таки изменилось (за последние 20 лет), и я пытаюсь понять что. Возможно, сформировалась культура, которая готовит потребителя. Бедные родители просто с ног сбиваются, в советское время не так было напряженно, мы все это помним, чтобы три работы, денег не хватает, приходишь домой, когда на ребенка уже и сил нет, а потом еще и его винишь в том, что у тебя тут столько проблем. Наверно, это все условия кризиса, который зажимает, который заставляет идти на все, чтобы заработать кусок хлеба. Тяжельче жизнь-то стала! За 20 лет жизнь действительно стала жестче, она стала еще более регламентированной, как ни странно, хотя все так говорили про советское время. На самом деле вот именно сейчас - или работай, или сдохни, и ребенка накорми, а если не накормишь, то все. И родители сейчас многие вынуждены идти на такую «заботу», а еще больше притворяются, имитируют эту заботу, чтобы на самом деле ничего не делать и не заниматься ребенком должным образом.
Дмитрий Морозов, директор КГБУ ДО СДЮШОР по боксу «Алтайский ринг»:
- Сейчас без компьютера никуда, все дети играют в компьютерные игры, дело даже не в этом, а в том количестве времени, сколько за ним проводить. Не нужно, чтобы ребенок жил в виртуальном мире. Детям нужно заниматься в школе, заниматься спортом. У нас в зале спортсменов воспитывает в том числе и «кодекс боксера», который гласит: не обижать слабого, использовать боксерские навыки вне зала только в экстренных случаях и т. д. У нас дружный коллектив, где все понимают, что каждый, кто рядом с тобой проливает пот, старается, растет, добивается высот, - это твой друг, твой близкий товарищ, которому всегда надо помочь. Кроме того, выступление на соревнованиях, особенно крупных, воспитывает в детях ответственность, патриотизм. И когда говорят о том, что боксеры могут нанести случайно смертельный удар, то если посмотреть статистику, можно убедиться, что процент убийц гораздо выше не среди боксеров, а среди тех, кто спортом вообще не занимался. Гораздо большее внимание оказывает тот двор, та улица, на которой он воспитывался.
Есть такое понятие «спортивная злость», но это не злость к сопернику, а это желание победить, желание быть первым. Случаи проявления какой-то серьезной жестокости в секции исключены, ведь каждый из воспитанников проходит медкомиссию, психолога, приносит справки, кроме того, тренерский состав наблюдает за поведением каждого в тренировочном процессе, чтобы исключить такие случаи. У нас занимаются много детей из неблагополучных семей, потому что бокс гораздо доступнее, чем скажем, теннис, футбол или хоккей, здесь нет дорогой экипировки; много у нас ребятишек другой национальности, но это никак не влияет на проявление ими жестокости. Есть такая поговорка «боксера обидеть может каждый, но не каждый успеет извиниться», но это скорее шутка, среди своих ребят жестокости я не наблюдаю.
Александр Микушин, иерей:
- Ни элитная школа, ни самая лучшая благополучная семья, ни самый лучший двор не спасут ребенка в современном мире от злости и ненависти и к своим ближним, и к животным. Если спросить у человека, что его подвигло на жестокость, он объяснить это не может, ему это просто понравилось, он вошел во вкус. В современном мире оккультизма, магии, где родители не молятся за детей, где дети не причащаются, полно жестокости. Спроси сейчас у директора книжного магазина, какие книги пользуются самым большим спросом, и выяснится, что книги по магии, оккультизму, экстрасенсорике, псевдонауке. Сейчас детям как никогда нужна защита - молитва, знание заповедей.
Вы можете возразить: а как же воспитывали детей в советское время, воскресных школ не было, церкви были закрыты? Могу сказать, что была высокая кинокультура и книжная культура. Многим рассуждающим о духовности следует раз 10 пересмотреть советский фильм «Тимур и его команда». Я езжу на службу на автобусе и постоянно замечаю, что никто не уступает место беременным женщинам или бабушкам, к тому же нет социальной рекламы, нет фильмов для подростков, нет фильмов для детей. Когда у меня спрашивают, что вы посоветуете показывать детям, я могу им порекомендовать только «проклятый Голливуд», потому что в России сейчас кино снимать не умеют. Русское кино - это грех, я прихожанам так и говорю. Вместо русской «Школы» я скорее посоветую английскую «Полианну», «Флику», фильм «Спешите любить». Вместо мультика «Маша и медведь», где ребенок просто издевается над взрослым, я порекомендую «Король Лев», «Бэмби».
Проблема не в том, что люди у нас плохие, а в их равнодушии. Вот лежит человек в канаве, а все мимо проезжают, но никто не останавливается ему помочь, один на работу спешил, другой – к маме, третий еще что-то придумал в оправдание. Разве они плохие? Нет, все хорошие, но равнодушные, и сейчас их становится все больше. Отсюда и жестокость. Миф о прогрессе и о науке, которые должны были нам помочь, уже сейчас сходит на нет. Наука – это то, что придумали всякие мерзости? Прогресс – это изощренные методы? Мира совсем может скоро не стать.
Людмила Эрбас, заведующая отделением консультативного приема и работы неполной отцовской семьей КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»:
- Чтобы оградить ребенка от жестокости, один из лучших вариантов - спорт, который в жизни необходим, потому что приучает его действовать по правилам. Есть некие рамки, ограничения, которые ребенок усваивает, и травмы они, как раз получают не на ринге, а там где, про правила забывают - на улице. Это как раз воспитание культуры общения. У родителей главная задача - научить ребенка какой-то социализации, действовать по правилам, а правило это не «делать все на пятерку», а некая золотая середина, когда можно не упасть, но и не возвыситься над всеми. Как мать могу сказать, что наши двое сыновей в детстве были совершенно разные: один был мягким, спокойным, уравновешенным, другой мог проявлять себя достаточно резко. Оба ребенка занимались боксом, который обоим же и помог - одного научил управлять своей агрессией, направлять ее в нужное русло, а другого - принимать решения, действовать за себя.
Ребенка всегда нужно направлять, даже когда он грудничок и занес руку, чтобы ударить взрослого по лицу, эту руку нужно отвести. При этом не нужно предъявлять ребенку претензий, агрессировать на него, что мы чаще всего делаем, когда замечаем какие-то отклонения в его поведении, потому что нами движет страх, стыд перед другими. В результате ребенок получает подзатыльники, шлепки, окрики, а это порождает обратные претензии. Важно воспитать в нем с детства его внутреннего контролера, не внешнего, который следит за ним: «куда пошел», «что сделал», у него внутри это должно формироваться, это происходит со временем. Уже в первый трехлетний кризис («Я сам») нужно внимательно отнестись к его выбору и к его последствиям. Поэтому сначала он выбирает «самостоятельно налить себе молоко», а потом должен обязательно убрать за собой, если вдруг разлил. И потом, в его дальнейшем выборе, проявляя свою самостоятельность, он будет помнить об ответственности. Если же говорить о наказании, которое должны понести подростки, игравшие в футбол щенком, то я считаю, что оно напрямую должно быть связано с их поступком, чтобы они смогли понять связь наказания и преступления.
Фото: личные профили в Facebook, Criscentr.ru, Kp.ru, Екатерина Бугоркова
25.03.2016 12:30
25.03.2016 12:34
25.03.2016 13:13
------------------------------
И не только от компьютерных игр.
25.03.2016 13:20
---------------------------------------------------
А зачем тогда проводится столько конкурсов пения-лепки-танцевания.
Ведь только повышается уровень агрессии. Это мое восприятие таких публичных вещей - ребятишки как "собачки на выставке".
25.03.2016 13:26
----------------------------------------------
Почему-то вспоминается семейство Овечкиных из Иркутска. С одноименным ансамблем 7 симеонов. Ей Богу.
25.03.2016 15:06
25.03.2016 16:47
25.03.2016 20:02
Цивилизованности нужно обучать, а нет такого урока в школе. Если кто-нибудь пробьёт стекло вашей машины камнем, просто ради смеха, сломает почтовый ящик у вашего дома бейсбольной битой, засунет вашему псу в анус петарду, — как думаете, кто это будет, пожилые? Нет. После каждого массового расстрела в школе один из родителей обязательно поделится своей версией причины случившегося. "Насилие в СМИ, вот в чём проблема. Родители с детьми мало общаются, вот в чём проблема. Рэп, вот в чём проблема. Отсутствие охранников в школе, вот в чём проблема". Нет, проблема в том, что большинство ваших детей — моральные уроды, и вы с этим ничего не делаете."
25.03.2016 20:36
25.03.2016 21:13
26.03.2016 00:27
26.03.2016 16:56
27.03.2016 12:22
28.03.2016 00:23
28.03.2016 09:28
я вас вручную от нее избавляю))))
28.03.2016 10:13
Интересно, Валентина, а Напильник вам друг и товарищ?
28.03.2016 15:47
28.03.2016 17:33
Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шёл 1961 год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии ― с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарёв, а непосредственную работу осуществлял его зам ― Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаёвничали. Елизар мне и говорит:
— Знаешь, Фёдор, позвонил «наш» (так он звал Пономарёва) и говорит: «Никита Сергеевич Хрущёв просмотрел всё, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трёх часов его переправить в Москву».
И мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой ― «свобода», третий ― «солидарность»… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно «ляжет» на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.
Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошёл на «ура».
28.03.2016 17:36
28.03.2016 21:20
29.03.2016 00:41
Кому она нахрен нужна была тогда ваша библия,? так же как и сейчас. Не несите ересь в народ. Библия это как я считаю книжка для дураков, а нормальным и умным людям она не нужна, такова точка моего зрения. Что делать?
29.03.2016 22:02
29.03.2016 22:21
29.03.2016 23:47
31.03.2016 18:11
01.04.2016 20:29
01.04.2016 21:58
01.04.2016 22:06
04.04.2016 13:59
06.04.2016 16:55
1. Безденежье, низкие и часто нищенские заработные платы (от 5 до 10 тысяч рублей в месяц)
2. Высокие коммунальные платежи (все время растущие).
3. Не возможность оформить положенные льготы (не доступность соцзащиты, работает только в указанное время когда человек сам находится на работе а уйти нельзя, беспредел чиновников как в соцзащите так и в медучреждениях)
4. Недоступность медицинских услуг (они либо платны или они только по талонам которых нет, не секрет что интернет регистратура давно не работает да и квалификация врачей во многих учреждениях в районах края желает лучшего).
5. Недоступность детских садов.
6. Недоступность качественных товаров и продуктов по нормальным ценам.
7. Голод (Да, да голод. Во многих селах народ уже голодает!!!!)
.......................................................
Можно еще долго продолжать, но красочные "деферамбы" надо все же снимать... особенно в СМИ
07.04.2016 16:15
07.04.2016 16:18
08.04.2016 20:22
11.04.2016 14:43
Не надо воспитывать в детях страх перед животными - не будет и ненависти и издевательств, потому что ненависть - это реакция труса на пережитый страх.
12.04.2016 12:27