Новосибирский портал «НГС.Новости» попробовал разобраться в причинах того, почему Барнаул опередил столицу СФО в рейтинге самых благоустроенных городов России. Несмотря на то, что часть экспертов прямо указала на коммерческий характер исследования, в целом, по мнению опрошенных, краевой центр заслуженно превзошел сибирский мегаполис.
На минувшей неделе Минстрой опубликовал рейтинг самых благоустроенных городов страны, в котором «серебро» неожиданно досталось Барнаулу, а неофициальная столица Сибири в этот раз осталась ни с чем. Согласно постановлению российского правительства, победители получат премии - по 100 млн рублей, 90 % из этих денег должны пойти на дальнейшее развитие ЖКХ и благоустройство, а остальные — на поощрение работников. Стоит отметить, что Барнаул демонстрирует столь впечатляющие результаты впервые.
Оценивая города, эксперты смотрели, как реализуются федеральные и местные программы по развитию ЖКХ и благоустройству, изучали чистоту улиц, качество оказания услуг для населения, целостность архитектурного облика и «художественную выразительность городской и сельской застройки», транспортное обслуживание, охрану труда и т.д. (всего более 100 показателей). Новосибирск в этом рейтинге уже побеждал, заняв в 2007 году первое место, а в 2010-м — второе.
Вопрос, почему Новосибирск оказался не у дел, портал адресовал мэру Анатолию Локтю. «Мне трудно сказать, чем руководствовались, отдав преимущество именно Барнаулу. Дело в том, что благоустройство — это последовательная работа. Мы последовательно будем проводить озеленение города, приведение в порядок набережной, наших парков, наших скверов, чистота улиц, чему мы уделяем особое внимание сегодня… Конечно, это так задевает, обидно, надо разобраться, почему именно Барнаул, но для нас важно признание самих новосибирцев», — заявил г-н Локоть.
В департаменте транспорта мэрии Новосибирска заверили: они делают очень много по линии пассажирского транспорта — ремонтируют трамвайные пути, меняют маршруты автобусов для большего удобства пассажиров и вводят новые, чинят остановки и т. д. Барнаульский МУП «Горэлектротранс» отметил, что делает то же самое и даже больше — например, отремонтировали накануне три новых крупных переезда по новейшей технологии с применением прорезиненных рельсов и фибробетона. Объединяет транспортные сферы Новосибирска и Барнаула замороженный на годы проект скоростного трамвая.
Предложение сравнить Барнаул и Новосибирск в плане транспортного удобства удивило общественника, координатора новосибирского отделения «Авто-Мото Ассоциации» Владимира Кириллова. «Однозначно в пользу Новосибирска, как бы я критично ни относился к нашей мэрии, и к качеству дорог, и к текущему содержанию», — описал общественник. Он добавил, что этой зимой проводил рейд по ряду городов СФО, и метровые колеи перед барнаульским постом ГИБДД привели его в ужас. По мнению г-на Кириллова, помимо очевидного преимущества — наличия метрополитена — в целом Новосибирск лучше устроен в плане улично-дорожной сети и уборки снега. Однако у Барнаула есть плюс, отмечает общественник, — это подъездные пути к городу. «Не хватает, наверное, лоббистского потенциала у руководства региона (НСО), чтобы получить деньги федеральные на реконструкцию трасс. Самые тяжкие ДТП — в радиусе 150 км от Новосибирска, где самое интенсивное движение», — отметил он.
Что касается архитектурного облика, по словам новосибирского архитектора Игоря Поповского, Барнаул очень эклектичен в хорошем смысле, в отличие от Новосибирска, где «строгая, аскетичная, рубленая» архитектура в духе крячковской школы. Кроме того, у Новосибирска есть проблема — его размер. «Территории у нас очень большие, город расползся, благоустроить все требуется больших средств», — говорит эксперт, подчеркивая, что отдельные здания вроде «Кобры» или IT-башен технопарка завоевывали недавно признание на уровне всей страны, но системности в застройке так и нет.
Также имеет значение и срок развития — Барнаул, существующий как город с 1771 года, рос равномернее, в отличие от «взрывного» темпа эволюции Новосибирска, подчеркнул Игорь Поповский. Он напомнил, что барнаульские активисты эффективно боролись с рекламой на фасадах зданий, в том числе в центре города, чему стоит поучиться. «Также Новосибирску надо стремиться быть лучше в плане тротуаров, пешеходных путей, создания велодорожек, формирования пешеходной инфраструктуры, реконструкции парков», — перечислил он.
Как отмечает барнаульский архитектор Дмитрий Дмитриев, автор одной из концепций обустройства старейшего стадиона «Локомотив», в Новосибирске масштабнее стройки — и это не всегда плюс. «Преимущество Барнаула в том, что он не застроен сейчас какими-то огромными многоэтажками. В Новосибирске строят сейчас глобальные комплексы с не очень хорошей архитектурой», — считает архитектор. В целом, как уверяет г-н Поповский, кстати, проектировавший здание Сбербанка в Барнауле, в краевом центре к архитекторам относятся гораздо лояльнее, чем в Новосибирске, и даже строят здания так, как это задумывалось проектом изначально.
Некоторые эксперты, которые не пожелали озвучивать это публично, считают рейтинг, мягко говоря, «коммерческим» и не отражающим истинного положения дел. Однако рядовые жители Барнаула не были поражены оценкой жюри и даже согласились с ней, хотя и критикуют город. Общими положительными чертами барнаульцы называют компактность, красоту центра и удобство общественного транспорта, который ходит до ночи даже в отдаленные районы города.
«Центр, по моему мнению, отмирает. Особенно это заметно в выходные, пусто и безжизненно, закрываются магазины, кафе. Да и по архитектуре получается разнобой, где-то здания осовременены, и тут же рядом может стоять полуразвалившееся здание, «памятник», ожидающий реставрации», — скептично настроена замдиректора барнаульской компании, занимающейся продажей компьютерной техники, Татьяна Шанская. По мнению местного фотографа Евгения Кучинева, портят облик Барнаула строящийся 25-этажный дом на месте снесенного молочного завода «Лакт», многоэтажки у Покровского собора и вообще все здания выше пяти этажей в историческом центре.
Кроме того, ряд жителей указывает, что Барнаул более консервативен в плане концертов, различных субкультур, молодежных организаций и т. п. К Новосибирску же многие барнаульцы относятся как к большому городу, локальной столице под боком. Наличие IKEA в городе, как это ни странно, важно для многих барнаульцев, можно даже считать это фактором благоустроенности, потому что ради нее совершаются поездки сюда, как 10–15 лет назад устраивали шопинг-туры на новосибирскую барахолку. По всей видимости, открывшийся в Барнауле весной 2014 года гипермаркет тайской сети Index Living Mall, называющей себя конкурентом шведской компании, народной любви не снискал, заключает «НГС.Новости».
В целом складывается ощущение, которое подтверждает и архитектор Игорь Поповский: барнаульцы больше любят свой город, в отличие от новосибирцев, часто описывающих малую родину как серую и унылую. Так, даже те жители краевого центра, кто покинул его, оценивают Барнаул как более уютный, компактный, зеленый и «домашний».
23.11.2015 12:35
отойдите от Ленинского на 50 метров -и вся показуха вылезет .Я уж не говорю о частном секторе , Потоке и спальных районах НО Барнаул мне нравится больше. Новосибирцы , учитесь у нас мозги пудрить и лапшу вешать,А то мы соврем , что зарплата у нас как от 40 тысяч ,и еще много сказок придумаем вместе с нашим Губнатором
23.11.2015 12:56
23.11.2015 13:03
23.11.2015 13:05
23.11.2015 14:02
23.11.2015 14:07
23.11.2015 14:35
23.11.2015 17:40
23.11.2015 19:47
25.11.2015 07:08