Правительство России одобрило выделение Алтайскому краю 170 млн рублей на спасение работников четырех алтайских заводов от увольнения. Фактически большую часть из них временно трудоустроят прямо на предприятиях, а некоторых за счет федеральных средств отправят переобучаться более востребованным профессиям, следует из информации на сайтах краевого Управления по труду и занятости населения и Минтруда России.
Как отметил на заседании правительства министр труда Максим Топилин, распоряжением правительства одобрено распределение федеральных субсидий на снижение напряженности на рынке труда в четырех регионах - Республике Татарстан, Алтайском крае, Самарской и Тверской областях. Общая сумма составила 1,9 млрд рублей, эти деньги позволят сохранить занятость около 35 тысяч работников, причем министр отметил предприятия, находящиеся в особо бедственном положении. «Данные средства позволят обеспечить профессиональное обучение и занятость 21,5 тысяч работников КамАЗа, АвтоВАЗа, «Алтайвагона», Тверского вагоностроительного завода, на которых сложилась наиболее сложная экономическая ситуация», – приводятся на сайте Минтруда слова г-на Топилина.
Алтайский край получит 169,7 млн рублей, из регионального бюджета к этому добавят еще 8,9 млн рублей. Таким образом, принятая в регионе программа спасения четырех предприятий от массового высвобождения рабочей силы получила финансирование. Как следует из документов на сайте Управления по труду и занятости населения Алтайского края, господдержку кроме «Алтайвагона» получат Барнаульский вагоноремонтный завод, Алтайский завод агрегатов и Бийский олеумный завод.
Наиболее масштабные сокращения до утверждения программы ожидались как раз на вагоностроительном предприятии. В документах отмечается, что загрузка производственных мощностей предприятия сейчас составляет порядка 30 %, в простое находятся 2650 работников из 3046 человек, фактически числящихся на предприятии. Уволят около 600 из них. В Рубцовском филиале «Алтайвагона» работает 2831 человек, уволят 360, еще 655 человек трудятся в режиме неполной рабочей недели.
Во избежание социального взрыва планируется временная занятость 1500 человек, из них 1400 прямо на предприятии. Они будут ремонтировать оборудование, здания, подъездные пути и т. п. Еще 100 человек займутся ремонтом жилья, уборкой улиц, «переводом информации на цифровые носители» и другими видами работ по заявке администрации Новоалтайска. Еще 1055 человек пройдут переобучение, подавляющая часть — прямо в стенах «Алтайвагона».
Любопытно, что на этом фоне ОАО «Алтайвагон», как пишет «Коммерсантъ», собирается приобрести долю в 50 % в уставном капитале московского ООО «Инновационная транспортная лаборатория» (ИТЛ). ИТЛ занимается научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук, принадлежит на паритетных началах ЗАО «Новые инвестиции» и ООО ТД «Алтайвагонснаб» Алексея Синичкина, который указан также как гендиректор ИТЛ.
Не менее сложная ситуация и на оставшихся трех алтайских предприятиях: в 2015 году производство на Барнаульском вагоноремонтном заводе упадет на треть, планируется высвобождение 478 работников — почти половины от общей численности. Их тоже временно трудоустроят на предприятии и в муниципалитете.
На Алтайском заводе агрегатов в простое 236 человек из 859 работников. 110 человек временно трудоустроят прямо на предприятии, 72 пройдут переобучение. В качестве проблем называется снижение объемов выпуска тормозной камеры, которую в России производит только это предприятие. При этом производство газозапорной, газорегулирующей и газосварочной аппаратуры растет, и АЗА постепенно вытесняет с российского рынка ее иностранных производителей.
Бийский олеумный завод в 2014 году сократил производство на четверть, однако уже в ближайшее время планируется существенный рост числа заказов. Из 2691 работников в простое находится 100, но в будущем их число может вырасти до 658. Уволить планируют 89 сотрудников, а в перспективе — 402. Временную занятость при этом ожидают 370 человек, переобучат 205 работников.
Как видно из основных параметров программы, за сокращением численности сотрудников алтайских промышленных предприятий стоят в основном рыночные факторы — снижение спроса на отдельные виды продукции, при росте производства по другим направлениям. Однако бороться с трудовой мобильностью предлагается не совсем рыночными методами: большую часть сотрудников, рискующих попасть под сокращение, оставят на тех же предприятиях, при этом позволят им заниматься низкоквалифицированным трудом. Насколько эта мера будет эффективна в рамках неизбежного переформатирования рынка труда в условиях экономического кризиса, сказать трудно.
27.03.2015 12:27
28.03.2015 15:23
По каким направлениям?