Еще не начавшееся строительство газопровода «Алтай» выглядит все менее вероятным в свете разного рода проблем, которые уже наметились у «Газпрома» в проекте «Сила Сибири», завершение которого эксперты склонны ставить под сомнение. Несостыковки и сложности на пути реализации мегапроекта приводит газета «Ведомости».
Как пишет издание, для строительства восточного газопровода «Газпром» впервые за многие годы не будет искать генерального подрядчика, ответственного за строительство ключевых участков. Основные претенденты на строительство «Силы Сибири» — «Стройгазмонтаж» и ЗАО «Стройтрансгаз» — под санкциями. Из-за этого они не могут импортировать часть необходимого оборудования. Так, «Стройгазмонтаж» как минимум не может закупать технику американской Caterpillar и американского производителя сварочных комплексов CRC-Evans, сообщал «Интерфаксу» учредитель компании Аркадий Ротенберг. Те же санкции существенно усложняют доступ к банковским гарантиям и кредитам, без которых невозможно крупное строительство, поскольку «Газпром» оплачивает работы только после сдачи объектов. Дополнительные сложности создает дефицит квалифицированных специалистов. «Мы сегодня столкнулись с тем, что в России не хватает строителей трубопроводных систем. Не хватает по всем направлениям. Использованы все, кто только может работать», - приводил «Интерфакс» слова члена правления «Газпрома» Владимира Маркова.
В качестве выхода из положения концерн начал дробить крупные строительные лоты на мелкие, чтобы облегчить доступ к тендерам для небольших компаний. Так, 19 декабря «Газпром» объявил тендер на подготовку 585 км трассы «Силы Сибири» со стартовой ценой 1,63 млрд рублей. Через месяц тендер отменили, а 27 января объявили вновь, но закупка была разбита на три лота, а ее общая цена снижена более чем вдвое до 724,6 млн рублей, пишут «Ведомости». Тем не менее сильно сэкономить не получится, так как мелкие подрядчики на тендерах обычно демпингуют, чтобы затем, если выиграют, увеличить цену работ. Кроме того, большое число небольших заказов грозит для «Газпрома» потерей контроля над реализацией всего проекта.
Таким образом, концерн оказался фактически меж двух огней: с одной стороны необходимость избегать крупных заказов, реализовать которые будет проблематично из-за санкций, под которыми находятся большие подрядчики, с другой — нежелание чрезмерно дробить лоты, ведь в этом случае часть сроков может быть просто сорвана из-за ненадежности мелких фирм.
Официальной информации относительно состояния проекта газопровода «Алтай» в последнее время не поступает. За громкими заявлениями о переориентации российской политики с Запада на Восток, частью которой и должен был стать «Алтай» (по нему газ должен пойти с Уренгоя — традиционно «европейского» месторождения) последовала тишина.
Вероятнее всего, судьба «Алтая», проекта, рожденного в муках, будет и в дальнейшем непростой. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что уже целый ряд экспертов ожидает сворачивания крупных инвестпроектов в кризисном 2015 году, а экологи и коренное население Республики Алтай давно выступают против обозначенного маршрута прокладки газопровода.
Добавим, стоимость строительства «Силы Сибири» протяженностью почти 4000 км оценивается в 770 млрд рублей. Начать по ней поставки газа в Китай планируется в 2019 году, как и по газопроводу «Алтай». При этом западный маршрут длиной в 2700 км при нынешних курсах обойдется едва ли не дороже восточного «собрата».
«Газпром» собирался строить «Силу Сибири» на китайский аванс, но отказался от него, чтобы не снижать Китаю цену на сырье, утверждается в тексте «Ведомостей». «Алтай» пока существует в формате соглашения. «При падающей экономике, при формуле на газ, привязанной к цене нефти, мы должны найти внутренние резервы для сохранения экономических параметров проекта», — цитировал в ноябре «Интерфакс» слова замминистра по развитию Дальнего Востока Олега Скуфинского. При нынешней цене на нефть гарантий завершения строительства «Силы Сибири» вообще нет, но подрядчики в любом случае заработают приличные деньги, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
02.02.2015 18:28