До конца осенне-зимней навигации авиакомпания UTair отменила рейсы из Москвы по восьми направлениям, среди которых и Барнаул. Все пассажиры, купившие билеты на отмененные рейсы, уведомлены авиакомпанией, им предлагается оформить вынужденный возврат билета с возмещением его стоимости в полном объеме или альтернативный вариант: оформление билетов с вылетом из ближайших аэропортов, входящих в расписание UTair, говорит представитель компании, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в авиакомпании.
Главной причиной отмены авиасообщения называется отсутствие спроса. Без рейсов до Москвы остались Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Иркутск, Барнаул, Архангельск и Волгоград. Однако источник в крупной авиакомпании снижения спроса на авиаперевозки пока не видит, объясняя это тем, что авиакомпании не повышают цену билетов, работая себе в убыток. Снижение международных перевозок компенсируется ростом внутренних, отмечает он.
Информацию об отсутствии падения спроса за 2014 год ИА «Банкфакс» ранее подтвердил и ведущий менеджер отдела авиационного маркетинга Барнаульского аэропорта Иван Лапшин. По его словам, по итогам 2014 года пассажиропоток барнаульского аэропорта вырос на 12,6 %, составив примерно 385,5 тысяч человек. Годом ранее эта величина равнялась 337 тысячам. На внутренних рейсах пассажиропоток увеличился на 9,8 %, до 313,7 тысяч человек. Число пассажиров международных рейсов выросло на 23,7 %, составив 71,8 тысяч человек. Столь значительный рост международных показателей вероятно объясняется увеличением чартерных рейсов в Турцию и Таиланд, а также появлением нового направления — Египта.
После ухода UTair из Барнаула в Москву и обратно теперь можно улететь лишь рейсами «Аэрофлота», S7 и «Трансаэро». Представитель «Аэрофлота» 13 января сказал «Ведомостям», что у авиакомпании планов по сокращению рейсов нет. У «Трансаэро» есть программа оптимизации маршрутной сети, напоминает представитель авиакомпании. Но, по его словам, снижение перевозок после праздников оказалось меньше прогноза и по ряду направлений компания отказывается от сокращения. Представитель S7 на вопросы не ответил.
По словам собеседников издания, около 60 % затрат у авиакомпаний в валюте, но они удерживают цену, чтобы сохранить пассажиропоток. Если курс рубля продолжит снижение или даже останется на текущем уровне, авиакомпаниям придется повышать цены на билеты, чтобы не обанкротиться.
UTair в сложном финансовом положении, долг по договорам лизинга в середине декабря составлял около 170 млрд рублей, компания допустила несколько дефолтов по облигациям в конце прошлого года и предлагает их держателям план реструктуризации. По иску Альфа-банка аресту подлежит имущество авиакомпании на $38 млн.
За прошлый год пассажиропоток вырос за счет роста в начале года, но уже осень показал отрицательную динамику. В 2015 году общий пассажиропоток сократится по сравнению с 2014 годом, прогнозирует главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. Экономика многих авиакомпаний требует двузначного роста пассажиропотока, даже при 5 % роста им придется оптимизировать маршрутную сеть, кроме того, компании теряют прибыль из-за снижения курса рубля, добавил он «Ведомостям».
Напомним, ранее коррекции подверглись и международные направления с вылетом из краевого центра. В частности, туроператоры сняли по одной цепочке на Вьетнам и Таиланд в рамках зимнего расписания. А уже в конце декабря Pegas Touristik полностью свернул свою программу из Барнаула, закрыв рейс в Таиланд (Пхукет). Вылеты за рубеж из Барнаула остались только у «Anex тур» совместно с Coral Travel. Речь идет о чартерах во Вьетнам (Камрань) периодичностью раз в две недели.
Напомним, что компания UTair вышла на рынок Алтайского края в 2009 году, а в 2013 году перестала выполнять рейсы в Москву, что сформировало дефицит предложения по данному направлению из Барнаула. Однако в 2014 году компания вернулась на алтайский рынок, отработав на нем чуть более полугода.