Седьмой арбитражный апелляционный суд в Томске отклонил претензии Сбербанка России к схеме банкротства крупных сельхозпредприятий Алтайского края, принадлежащих известному бизнесмену Александру Орлову. Как утверждали представители банка, три предприятия г-на Орлова за несколько дней до принятия решений о банкротстве переуступили друг другу кредитные требования, чтобы повысить свой вес в принятии решений, следует из материалов суда.
Согласно опубликованному решению, между ООО «Островное» Мамонтовского района и ООО «Фунтики» Топчихинского района в 2012 году был заключен договор на поставку пшеницы. Свои обязательства поставщик выполнил, но «Фунтики» отказались расплачиваться по обязательствам, что в итоге стало основанием для включения «Островного» в реестр кредиторов. В начале декабря 2013 года СПК «Искра» решило уступить свое право требования к «Фунтикам» по обязательствам все той же компании-поставщику. При этом «Искра» является единственным участником «Островного», и за два дня до заключения договора компания оформила решение о ликвидации подчиненной организации. Но и роль в этой схеме самой «Искры» вызывает вопросы: через два дня после заключения вышеупомянутого договора и эта компания ликвидируется по решению некой Ирины Стоянковой, которая по совпадению является единственным участником ООО «Фунтики». В итоге сумму, фигурировавшую во всех документах, — почти 69 млн рублей — якобы требуют сразу два кредитора.
По мнению представителей Сбербанка и поддержавшего его представителя «Россельхозбанка», в данном случае речь идет о недобросовестном поведении должника. СПК «Искра», ООО «Островное» и ООО «Фунтики», являясь аффилированными лицами, искусственно наращивали кредиторскую задолженность, чтобы получить большее влияние при принятии решений в процедурах банкротства каждого из них, например, когда будет распродаваться имущество. Этот факт косвенно подтверждается и тем фактом, что сумма задолженности пересматривалась в сторону увеличения.
Суд, тем не менее, не принял позицию банков. В обоснование было заявлено, что размер требований Сбербанка превышает 239 млн рублей, а «Россельхозбанка» — 108 млн рублей. При этом «Искра» не заявляла никаких требований к «Фунтикам», а размер суммы, которую хочет взыскать «островное», не является доминирующим. Кроме того, нет прямых доказательств того, что действия компаний ставили целью нанести вред другим кредиторам. Такую же позицию принял и апелляционный суд в Томске.
Напомним, ООО «Фунтики» при господдержке занималось реализацией проекта свиноводческого комплекса стоимостью 1,8 млрд рублей. Руководитель хозяйства Александр Орлов принял решение о ликвидации еще в декабре 2013 года, объяснив это финансовыми трудностями. Отметим, что в апреле того же года на сайте краевой администрации появлялась информация о том, что «Фунтики» собираются привлекать кредиты «Россельхозбанка» для развития. Очевидно, что эти надежды не оправдались.
На сайте Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края говорится, что ООО «Фунтики» к настоящему моменту реализовало инвестиционный проект по строительству свинокомплекса на 1260 свиноматок стоимостью около 870 млн руб. В рамках I очереди хозяйство поставили партию свиней из Знаменского селекционно-гибридного центра Орловской области – 630 голов гибридов пород крупная белая и ландрас, а также восемь племенных чистопородных хряков. На этапе разработки предполагалось, что к 2015 году предприятие выйдет на мощность в 60 тысяч свиней в год.
Подготовлено редакцией ИА «Банкфакс - экономический наблюдатель»