Сайт еженедельника «Московский комсомолец на Алтае» опубликовал материал, посвященный ситуации вокруг ЗАО «Здравница «Ая». Конфликт акционеров привел к банкротству это некогда успешное предприятие туристической отрасли. Предлагаем ознакомиться с полным текстом данной публикации.
Зачем Алексею Рыжаку слава Герострата?
Алтайский край — регион во всех отношениях мирный. Экономические скандалы (впрочем, как и всякие другие) здесь исчезающе редки. Причиной тому чистый алтайский воздух или же отсутствие кормовой базы для крупных «хищников», судить не беремся. «Старожилы» краевой околополитики частенько припоминают, как в период губернаторства Михаила Евдокимова на Алтае высадился «приморский «десант» и рьяно взялся за передел. Шокированная напором залетных гастролеров краевая элита смиренно безмолствовала. Тогда один из высокопоставленных «варягов» (кстати, сейчас отбывающий срок в местах не столь отдаленных) с удивлением сказал известному алтайскому журналисту: «Если бы ко мне на юг России приехали такие ухари, я бы пару человек «вальнул», и все».
Но на Алтае «валить» не принято. Здесь предпочитают вести дела путем мирных переговоров, а если уж случился какой-то конфликт интересов, то разрешить его должен не «товарищ маузер», а суд. И даже гроза начала двухтысячных — рейдерские захваты — практически обошла Алтайский край стороной. Впрочем, в семье не без урода, а в овечьем стаде — не без паршивой овцы.
Случались и на Алтае прецеденты, портящие в общем-то благостную атмосферу. К их числу вполне можно отнести историю, которая началась в 2006 году, когда двое сибирских предпринимателей Игорь Кузнецов и Евгений Вдовин приобрели у ООО «Домстрой» по 25 процентов акций ЗАО «Здравница «Ая». Еще 50 процентов перешли под контроль аффилированного с «Домстроем» общества с ограниченной ответственностью «Планета».
«Здравница «Ая» с переменным успехом обеспечивала жизнедеятельность некогда самого «народного» санатория на озере Ая в Алтайском районе и очень нуждалась в инвестициях. Двадцать миллионов рублей, полученные предприятием в результате продажи половины акций, реанимировали полуживой бизнес, и дела пошли в гору. Здравница превратилась в весьма привлекательный кусок пирога, и желающие его надкусить нашлись очень быстро.
Не прошло и года, как с предприятием стали происходить странности: неожиданно для некоторых собственников здравница обрела нового акционера — Алексея Рыжака, младшего отпрыска некогда влиятельного алтайского политика Николая Рыжака. Оказалось, что издавна тяготеющий к рекреационным занятиям молодой бизнесмен получил половину акций ЗАО не как-нибудь, а в подарок! Вторая же половина акций поистине мистическим образом вернулась под контроль ООО «Домстрой». Внезапно оказавшиеся за бортом собственного бизнеса Вдовин и Кузнецов с таким раскладом категорически не согласились, и началась многолетняя судебная тяжба, завершившаяся только в 2013 году.
Предпринимателям все же удалось доказать свои права на 50 процентов акций, но полноценно участвовать в управлении здравницей они по-прежнему не могут. Они уверены, что реестр акционеров, который по всем правилам ведения бизнеса должен находиться у директора предприятия, в настоящее время пребывает в единоличном распоряжении акционера Рыжака (именно его представители демонстрировали нечто похожее на реестр в суде), и передавать его в ЗАО он почему-то не торопится. Назначенный судом арбитражный управляющий пытался истребовать документ через правоохранителей, но все безрезультатно.
Что же скрывает загадочный реестр здравницы? По мнению Вдовина и Кузнецова, их оппоненты сфальсифицировали сведения о составе акционеров. Если это действительно так, налицо форменный рейдерский захват. Возможно также, что мы имеем дело с банальным «не доставайся же ты никому», а этот принцип еще никого не доводил до добра.
И в самом деле, пока акционеры «Здравницы «Ая» разбирались в судах различных инстанций, кто из них настоящий, а кто поддельный, драгоценное время, которое стоило потратить на развитие предприятия, было безнадежно упущено.
Вынужденно начавшаяся процедура банкротства фактически уничтожила результаты вложений семилетней давности. Веренице директоров, конкурсных управляющих и судебных приставов не удалось укрепить подмоченную разборками акционеров репутацию компании. Усугубила положение дел и недавняя ситуация с многократной перепродажей задолженности ЗАО, которой сегодня живо интересуются компетентные органы. И ведь за все эти годы здравница вряд ли отработала полноценно хотя бы один туристический сезон!
Есть ли у «Аи» иные перспективы, кроме банкротства, ликвидации и забвения? Конкуренция в рекреационном бизнесе только усиливается, и, чтобы достойно конкурировать на рынке, компании необходимо обрести стабильность, нужны новые инвестиции и векторы развития. Но складывается впечатление, что Алексей Рыжак расценивает здравницу только лишь как инструмент своей политической борьбы, а ее судьба как бизнес-актива ему безразлична. Поговаривают, что не особо хорошо идут дела и на других предприятиях семьи Рыжаков, уподобившихся греческому честолюбцу Герострату, который уничтожил ради своих амбиций седьмое чудо света.
Илья Петров, «МК на Алтае»
22.04.2014 17:50
22.04.2014 18:58
22.04.2014 19:01
22.04.2014 19:02
22.04.2014 19:19
22.04.2014 19:29
22.04.2014 19:37
22.04.2014 23:07
23.04.2014 09:37
23.04.2014 10:04
03.10.2014 21:56