На прошедшей 20-21 марта в Новосибирске конференции по развитию городских агломераций, инициированной Минрегионом РФ, был представлен и барнаульский опыт. Исполнительный директор некоммерческой ассоциации «Барнаульская агломерация» Анатолий Кропов считает, что краевой центр имеет неплохие шансы войти в число пилотных проектов, которые будут отобраны министерством.
На данном этапе Минрегион изучает возможности по реализации проекта развития городских агломераций, а также механизмы управления этими территориями. Предполагается, что в течение года будет отобрано несколько пилотных проектов для реализации плана федерального министерства. Среди городов, чьи проекты обсуждались на конференции, были также Новосибирск, Самара и Тула.
По мнению исполнительного директора «БА», учитывая небольшой опыт развития агломераций в регионах, Барнаул находится в более выигрышном положении - подготовительная работа велась еще с 2009 года. Барнаульская агломерация по сравнению с другими объединениями в организационном плане достаточно далеко продвинулась и имеет шансы на попадание в число 5-10 пилотных проектов.
По словам г-на Кропова, если выбирать будут по одному проекту от каждого федерального округа, то Барнаул намерен побороться с Новосибирском, несмотря на очень амбициозную идею сибирской столицы по созданию мегаполиса «Аэросити», который представляет собой транспортную зону, объединяющую аэропорт «Толмачево», логистический парк, город Обь и Марусинскую промзону. Уже через месяц Барнаул собирается противопоставить этому действующий троллейбусный маршрут до Новоалтайска.
Анатолий Кропов, исполнительный директор некоммерческой ассоциации «Барнаульская агломерация»:
Барнаульская агломерация в большей степени, чем агломерации соседних регионов, отвечает выдвигаемым требованиям министерства. Это компактность территории, давно сформировавшиеся связи, а также ежедневная трудовая миграция. Помимо прочего, есть и нормативный документ, регламентирующий развитие городской среды - схема территориального планирования Барнаульской агломерации.
На вопрос о перспективах федерального финансирования проекта собеседник ответил, что регионы надеются на деньги, но все это пока находится только на уровне предположений. Вероятнее всего, отобранные пилотные проекты получат преимущественное право участия в неких федеральных программах. По словам г-на Кропова, одним из вариантов федеральной помощи могло бы стать создание инфраструктуры в рамках городских агломераций: строительство и реконструкция аэропортов, мостов и других объектов.
До 1 мая представители «БА» должны подать заявку в Минрегион, к концу июня будет понятен выбор министерства. Однако непосредственная работа над проектом может начаться не ранее 2015 года.
Кроме того, г-н Кропов не исключил, что похожее объединение в перспективе может появиться в Бийске и прилегающей к наукограду территории. Собеседник подчеркнул, что замминистра регионального развития Валерий Гаевский одобрительно относится к агломерациям различного уровня, в том числе объединению сельских муниципальных образований с нестоличными городами.