Исковое заявление о признании ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" банкротом ОАО "Алтайэнергосбыт" направило в арбитражный суд РА 10 августа. На следующий день иск был зарегистрирован, однако его детали неизвестны, предварительное заседание суда не назначено. Судя по другим материалам арбитражного суда РА, с середины 2010 года он трижды признавал задолженность аэропорта перед "Алтайэнергосбытом" и необходимость ее погашения. Общая сумма долга, согласно этим документам, превысила 1,5 млн руб. Два последних судебных решения на этот счет были вынесены в апреле 2011 года.
Аэропорт Горно-Алтайск начал свою деятельность в 1972 году. В 1999 году правительство РА создало ГУП "Горно-Алтайск", которое в 2005 году было преобразовано в ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск". В 2008 году 100% акций аэропорта приобрело за 48,374 млн руб. ООО "Главторг", а в ноябре 2010 года их перекупило новосибирское ОАО "Сибмост", занимающееся строительством мостов, дорог и транспортных развязок в России и странах СНГ. Основной акционер и президент компании Альберт Кошкин владеет 67,46% акций, гендиректор Владислав Кошкин - 7,54%, ОАО "Транcкредитбанк" - 25,001%.
18 августа заместитель гендиректора аэропорта Сергей Труш признал, что "определенные долги" перед энергетиками имеются. Однако, по его словам, "платежи на погашение этой суммы идут периодически, большой процент уже погашен и за достаточно короткий промежуток времени вся задолженность будет выплачена". Заместитель гендиректора "Сибмоста" Николай Воробьев с удивлением узнал от "Ъ" о намерении обанкротить аэропорт и назвал эти действия "Алтайэнергосбыта" "шантажом". "Это поспешная попытка получить долги, которая вряд ли приведет к каким-то негативным для аэропорта последствиям", - уверенно заявил топ-менеджер. Вместе с тем он предположил, что проблема неплатежей могла возникнуть в связи с проходящей реконструкцией порта. "Там идет строительство, в полную меру субъект не работает, возможно, из-за этого образовался какой-то долг", - заметил он.
Аэропорт Горно-Алтайска в Республике Алтай считают ключевым звеном в развитии транспортной инфраструктуры в связи с созданием с 2007 года на территории региона особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина". В 2008 году он попал в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиации", согласно которой на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования бюджет направит 1,3 млрд руб. В реконструкцию аэровокзального комплекса должен был вложиться "Сибмост". Как сообщил Сергей Труш, в целом "порт должен быть сдан в эксплуатацию до конца 2011 года".
Местные власти рассчитывают, что поток авиапассажиров, желающих посетить туристическую зону, может достигать 150 тыс. человек в год. В декабре 2010 года после почти 20-летнего простоя аэропорт вновь стал принимать регулярные рейсы. Их начала осуществлять по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск самолетами Ан-24 иркутская авиакомпания "Ангара".
В правительстве Республики Алтай уверены, что данный "спор двух хозяйствующих субъектов завершится мирно". "За долг в 1,5 млн руб. такие объекты не банкротятся", - подчеркнул министр регионального развития РА Юрий Сорокин.