В общем виде концепция была утверждена еще в июле 2010 года и задавала амбициозные цели. Предполагалось, что к 2015 году въездной турпоток в Россию увеличится в 7 раз - до 68 млн человек. Количество россиян, отдыхающих дома, должно вырасти в 1,4 раза. И все - за счет создания сети специализированных кластеров в разных регионах страны.
На реализацию проекта организаторы просят 332 млрд рублей, 96 млрд рублей из которых должен был дать федеральный бюджет, 25 млрд рублей - субъекты федерации, остальное (211 млрд. рублей) - деньги частных инвесторов. "В заявках вместе с экономическим обоснованием обязательно должен быть указан инвестор. То есть, например, газопровод строят власти, а гостиницу - инвесторы", - рассказывает вице-президент Российского союза туриндустрии, член экспертного совета Юрий Барзыкин.
До правительства программа дошла в усеченном виде. "Из-за кризиса в Минфине сочли, что бюджет не потянет таких трат и предлагали растянуть ее реализацию на 20 лет", - пояснили в Ростуризме. Получить комментарий от Минфина не удалось.
В итоге программа рассчитана на период до 2018 года, а один из восьми уже отобранных комиссией пилотных проектов - создание туристскорекреационного комплекса в районе станицы СтароЧеркасской из списка исключили.
В 2011 году 2 млрд рублей получат 7 пилотных проектов: в Рязанской области, в Ивановской области (строительство пристани в городе Плес), в Ярославской области (гостиничный комплекс в Переславле-Залесском), в Псковской области (реконструкция псковского Кремля), два объекта в Алтайском крае (Белокуриха и автокластер в районе Бийска), и в Ростовской области (создание автокластера в районе Аксая). Заявки в экспертный совет при Минспортуризме предоставляли регионы, они же и будут получать деньги.
Скорее всего, речь идет о реализации туристических кластеров "Белокуриха-2" и "Золотые ворота", который планировалось сформировать у въезда в Бийск. Ранее сообщалось, что на реализацию данных проектов в течение 6 лет власти Алтайского края рассчитывали получить 11,2 млрд рублей. Однако обновленная ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма, куда были включены алтайские проекты, видимо, предполагает гораздо меньшее финансирование.
В частности, президент агентства "Качалов и коллеги" Игорь Качалов считает, что "2 млрд рублей на семь проектов - это копейки. Чтобы получить экономический эффект нужны инвестиции в разы больше".
По словам Качалова, у туризма в России есть несколько больших проблем. Нет инфраструктуры (дорог, коммуникаций), человеческих ресурсов (там, где в Турции работает 1 человек, в России нужны 3- 4).
"Окупаемость высококлассной базы отдыха на берегу Байкала, при текущем состоянии транспорта и цен на авиабилеты, составит от 30 до 40 лет. К некоторым объектам, которые могут пользоваться огромным спросом у туристов (например, долина гейзеров) вообще можно добраться только на вертолете. ФЦП в первую очередь, должна решить именно проблемы федерального масштаба, тогда инвесторы смогут без опасений развивать остальную инфраструктуру привлекательных с точки зрения туризма регионов", - считают эксперты проекта "Путешествия" портала Mail.ru.
Чтобы внутренний туризм мог составить конкуренцию выездному, цены должны быть ниже, добавляет руководитель Центра проблем федеративных отношений Института экономики РАН Сергей Валентейн. А они сейчас, даже без модернизации туристических объектов на уровне европейских и выше.
Причем для иностранцев одних только низких цен будет недостаточно, продолжает гендиректор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. "Вопервых, иностранцы даже не знают, чем может быть привлекателен отдых в России. Чтобы им это объяснить, нужна массовая pr-компания. Во-вторых, нужно обеспечить комфорт и безопасность. Даже в Москве сейчас нет таких элементарных вещей, как таблички на английском. В-третьих, нужно снижать визовые барьеры", - говорит Микаелян.
Но даже и в этом случае, увеличение въездного потока в 7 раз за 7 лет выглядит невыполнимой задачей. "Турции, чтобы раскрутить свои курорты, понадобилось 15 лет, Египту - 20", - говорит Микаелян.