Тема обманутых дольщиков актуальна для Алтайского края с 2001 года, когда стала известна афера с "Барнаулстроем". В крае сегодня нет точных статданных и численности пострадавших дольщиков. В преддверии разработки законопроекта о бесплатном предоставлении земельных участков пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков депутаты единороссы заявили о более 3 000 человек. А теперь, по данным заместителя начальника Главэкономики края Раисы Солодовниковой, чиновникам известно о 690 обманутых дольщиках, не считая оставшихся 212 человек, пострадавших от действий "Барнаулстроя". По последним данным, сегодня в Алтайском крае приостановлено строительство порядка 20 многоквартирных жилых домов, и в основном они находятся в Барнауле. По словам одного из разработчиков законопроекта депутата АКЗС Стеллы Штань, региональные власти намерены решить проблему наличия в регионе обманутых дольщиков в 2012 году.
Разработанный законопроект о защите прав дольщиков дает определения понятий "долевое строительство", "застройщик", "участник долевого строительства", "пострадавший участник долевого строительства", "проблемный объект долевого строительства" и "новый застройщик".
В рамках реализации закона региональные власти намерены создать реестр пострадавших дольщиков и реестр проблемных объектов.
Статья 6 законопроекта посвящена мерам государственной поддержке в сфере долевого строительства. В их числе:
- бесплатное предоставление пострадавшим дольщикам земельного участка;
- оказание содействия дольщикам в получении ипотечных кредитов;
- субсидирование первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита;
- предоставление исполнения обязательств застройщиков, в том числе новых застройщиков, перед их кредиторами в виде залога имущества, составляющего собственность Алтайского края, а также в виде госгарантий Алтайского края перед кредиторами;
- установление в пределах своей компетенции условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- оказания содействия в привлечении инвестиционных ресурсов для завершения строительства проблемного объекта;
- предоставление застройщикам (новым застройщикам) субсидии на компенсацию части банковской процентной ставки по привлекаемым банковским инвестиционным кредитам;
- оказания содействия новым застройщикам, взявшим на себя обязательства по продолжению строительства проблемных объектов, по строительству соответствующих объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
- установление понижающих коэффициентов по арендной плате за земельные участки, на которых расположены проблемные объекты;
- выделение из краевого бюджета средств для продолжения строительства проблемного объекта или строительства нового.
Оговаривается, что преимущественным правом на получение господдержки их пострадавших дольщиков дети-сироты; многодетные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; инвалиды I группы; семьи, потерявшие кормильца; одинокие матери (отцы), имеющие несовершеннолетних детей; лица, имеющие доходы ниже прожиточного минимума.
Разработчики законопроекта решили, чтобы дольщики могли воспользоваться мерами господдержки, они должны создать некоммерческую организацию и единогласно принять решение по поводу продолжения строительства или о смене застройщика. После этого они должны подать свое обращение в администрацию края для получения господдержки.
В ходе обсуждения этого вопроса на сессии АКЗС депутаты-справедливороссы, коммунисты и представители фракции ЛДПР назвали его "пустым" и заявили, что он "не в полной мере соответствует интересам дольщиков" - хотя бы потому, что он учитывает не все категории пострадавших дольщиков, а только тех, кто желал построить жилье в многоквартирном доме.
Впрочем, разработчики сами признают, что "дыры" и недоработки в законопроекте есть. "Мы постарались отразить в законопроекте хотя бы рамочное решение самых важных проблем, - заявила один из разработчиков законопроекта, депутат АКЗС Стелла Штань. - Действие законопроекта будет распространяться на всех участников долевого строительства. Предусмотрено усиление муниципального контроля над застройщиками, усиление ответственности недобросовестных настройщиков - от правовых методов до воздействия на них через саморегулирующиеся организации. Необходимо предусмотреть в законе правовое просвещение населения. И нужно разграничивать застройщиков, которые в силу обстоятельств "заморозили" строительство, и мошенников, которые сознательно обманывают граждан и застройщиков".
Недоработки разработчики законопроекта обещают устранить ко второму чтению, запланированному на апрельскую сессию АКЗС. Поправки к проекту закона принимаются до 11 апреля 2011 года.
В первом чтении законопроект о защите прав дольщиков поддержали 53 депутата из 60 присутствующих. 7 депутатов не участвовали в голосовании.
25.03.2011 15:52
26.03.2011 16:54